Автор Тема: Рабочие материалы V.B.  (Прочитано 582822 раз)

Spirit of Finland (+ 2 Скрытых) и 10 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Рина З.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 751
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #177 : 27 ноября 2015, 14:40:29 »
Метапредметная технология в действии


                                         Уважаемые учащиеся!


        С 1 по 8 декабря проводится неделя английского языка «Учимся говорить по-английски без ошибок».
        В ЛУРах будут проводиться специальные занятия – АПК.
        8 декабря, во вторник, – зачет по проверке пройденного материала на точность и скорость выполнения отработанных упражнений.                                                                                                                         


Администрация

Оффлайн mskkat

  • Это успех!♥
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1736
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #176 : 27 ноября 2015, 14:31:51 »
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНЦА 20 ВЕКА

С середины 80-х гг. прошлого столетия началась подготовка к реформированию отечественного образования. Без этого было невозможно его дальнейшее развитие. В 90-х гг. начинается реализация реформы. Реформа заключается в переходе от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.

В основу реформы положены 9 принципов.

1. Демократизация образования. Этот принцип предполагает создание частных школ; участие местной власти в развитии образования; самостоятельный выбор школами стратегии своего развития; право педагогов на творчество, право учащихся на выбор школы.

2. Плюрализм, вариативность и альтернативность образования – то есть право на развитие как государственного, так и негосударственного образования.

3. Народность и национальный характер образования. Отказываясь от национальных традиций, школа становилась механизмом разрушения национальной культуры.

4. Открытость образования. Этот принцип провозглашает обращение образования к единому и неделимому миру, осознание приоритета общечеловеческих ценностей.

5. Регионализация образования, т.е. наделение регионов правом и обязанностью выбора своей программы развития образования в соответствии с региональными условиями. Это отказ от единых учебных программ и учебников.

6. Гуманизация образования. Подразумевает ориентация школы на потребности ребенка, уважение его личности, доверие к нему, создание условий для раскрытия его способностей и дарований, соединение в ребенке личностного и коллективного начал.

7. Дифференциация образования. Этот принцип подразумевает многообразие учебных программ, учебников, создание рынка образовательных товаров и услуг. Но разнообразие образования и сохранение его качества возможно лишь при соблюдении обязательных государственных стандартов.

8. Развивающий характер образования. Предполагается пробуждение личности к самостоятельному труду в различных сферах. Делается акцент не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

9. Непрерывность образования. Этот принцип провозглашает образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Необходимость этого требования вызвана постоянным обновлением знания, переключением из одной сферы деятельности в другую. Научить ребенка учиться, помочь ему осознать жизненную необходимость обновления образования – одна из ключевых задач школы.

Чтобы решить эти задачи, необходимо внести коррективы и в организацию учебной работы школьников. Для этого следует перейти от традиционной схемы (учитель разъясняет, передает знания – ученики слушают и выполняют задания) к схеме: учащиеся в совместной деятельности самостоятельно получают знания. В этом случае учитель выполняет роль организатора самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащегося, сотрудничает с ним.

В современном, динамичном мире постоянно возрастает объем знаний – это требует подготовки гибкого, адаптивного человека, способного быть компетентным в различных областях. В связи с этим необходимо обновить содержательную часть обучения. Следовательно, важнейшим направлением реформирования школы является модернизация образования.

Одной из мер по улучшению образования в России является введение метапредметов, новых образовательных форм, которые выстраиваю тся поверх традиционных учебных предметов.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5712
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #175 : 25 ноября 2015, 09:10:14 »
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНЦА 20 ВЕКА

В 1988 году приказом тогдашнего министра (председателя Госкомитета СССР по народному образованию) Г.А. Ягодина при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа» во главе с известным педагогом и публицистом Э.Д. Днепровым. В него вошли или так или иначе сотрудничали с ним многие думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.
Были разработаны и в декабре 1988 года одобрены Всесоюзным съездом работников образования следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования.

В течение полутора лет реализация новой реформы задерживалась и по-настоящему началась только с назначением Э.Д. Днепрова в 1990 г. министром образования РСФСР (и затем РФ).
Пожалуй, никогда отечественная педагогика не сталкивалась с таким разнообразием идей, как в конце 80-х годов
В 1989 году была организована  первая негосударственная школа, как говорили тогда «альтернативная». Во всех этих авторских, инновационных школах опробовались новые предметы, формы и методы обучения. На этой основе в 90-е годы станет возможным возникновение лицеев и гимназий, образовательных комплексов.

Начало последнего десятилетия ХХ века – это время глубоких, кардинальных изменений в жизни государства и общества, каждого человека.
 
Школа в 90-е годы в полной мере ощутила, что такое быть частью общества эпохи перемен. Учителя месяцами не получали зарплаты, голодали, холодали, бастовали. Ветшала материальная база. Для массовой, особенно сельской, школы это десятилетие оказалось самым тяжёлым за послевоенное время.

Распад СССР отрицательно сказался на развитии системы образования в 1990-е гг. Снижение уровня успеваемости, падение интереса к учению, утрата воспитательной системы, асоциальное поведение детей — вот далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулась школа. Феминизация педагогических коллективов, низкие зарплаты, как следствие — отток из педагогической профессии квалифицированных кадров и снижение уровня профессионализма, перегруженность учителей, невнимание к школе со стороны государства — все это повлекло за собой резкое снижение качества школьного образования.
Целенаправленная образовательная политика проводилась лишь в 1991-92 году, когда был принят прогрессивный закон «Об образовании», начали воплощаться в жизнь такие принципы, как гуманизация и гуманитаризация образования, его вариативность и многообразие, регионализация управления.

В последующее время среднее образование носилось по бурным волнам перемен без руля и без ветрил.

Симптоматично, что все попытки принять программу развития образования, стандарты, содержание образовательных областей закончились безрезультатно. Да и подготовленные в 1999 году и с большой помпой принятые национальная доктрина, концепция 12-летней школы в итоге оказались позабыты-позаброшены.

Первая половина 90-х годов – время победы принципа вариативности и разнообразия образовательных учреждений.
 Вместо единообразной средней школы запестрели лицеи и гимназии, колледжи, образовательные центры, прогимназии и иже с ними.
Случалось,  что в одном скромном областном центре возникало в год больше лицеев, чем их было за всю историю дореволюционной России. Зачастую они создавались «отвёрточным способом», когда вместо одной вывески приверчивали другую. Но постепенно многие из этих школ простроились во вполне добротные, хорошо оснащённые учреждения.

Хуже обстояло дело с массовой школой, всё более превращающейся в отстойники для детей несостоятельных родителей.

Однако во второй половине 90-х годов явно наметился, если и не поворот от вариативности, то консервация этого процесса. Перестали учреждаться новые лицеи и гимназии – сработал принцип «кто не успел,  тот опоздал».
Однако школа не просто доказала свою способность к выживанию, но и оказалась единственным устоявшим социальным институтом общества. Исследования показали, что учителю, школе доверяет наибольший процент населения.
Реализовывались модели школ учёбы, труда, свободного воспитания, самореализации личности. Ещё больше было видов: коммуны, общины, станции, гимназии, лицеи, комплексы. Школы частные и конфессиональные.

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный учитель России Евгений Александрович Ямбург создал образовательный комплекс № 109….  В этом городе  5 прекрасно отремонтированных зданий: школы и детский сад, своя поликлиника, занимающая целый этаж. На территории комплекса расположен автосервис и знаменитая конюшня с десятками лошадей и пони. Добавьте ещё два корабля и яхта, на которых в каникулы ученики пускаются в экологические экспедиции по Волге.

Действуют коррекционные, гимназические и лицейские классы. Всё это вместе в диссертации Ямбурга именуется как «модель адаптивной школы».

Среди инновационных образовательных учреждений второй половины 90-х годов особое место занимает Московский культурологический лицей.

Это в полном смысле авторская школа, выращенная её директором Татьяной Борисовной Михайловой, не похожа ни на одну из существующих у нас школ.
Заключение.

Сегодняшняя школа имеет немало серьезных проблем.
 Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранного языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).
Необходимы поиски новых путей, одним из которых, на наш взгляд, и является введение метапредметности.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41460
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #174 : 24 ноября 2015, 22:47:56 »
Для круглого стола.
Современная педагогика о метапредмете

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» всё прочнее входят в современную школьную жизнь. Почему это происходит? Для того чтобы оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность, современная школа поставлена перед необходимостью активного внедрения различных подходов и технологий, поэтому формирование метазнаний и метаспособов становится центральной задачей обучения. Метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности.
Вся контрольно-измерительная система школьного образования требует передачи и запоминания информации и выполнения стандартных алгоритмический действий.
Метапредметное же изучение материала на современном этапе развития педагогической практики позволяет свободно выходить за рамки отдельно взятой учебной дисциплины. На метапредметах и  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предмета и деятельность. Таким образом, метапредмет в современном образовании – это удвоение производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности создает условия для его собственного личностного роста.
Для примера использования в современном образовании метапредметной технологии возьмём урок литературы. Не секрет, что именно такой школьный предмет, как литература участвует в формировании мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений.
Работая на нашем метапредметном уроке «Литературно-исторический клуб», мы изучаем любое литературное произведение в тесной связи с исторической атмосферой и времени, когда создавалось это произведение, и времени, которое изображается автором. Использование метапредметной технологии также дает нам возможность, разбирая художественное произведение, выделять такие понятия, как любовь, смысл жизни, свобода - и рассматривать их с точки зрения курса обществознания. На занятиях нашего клуба ученики задействованы в нескольких видах деятельности. Это и прослушивание текста, и выполнение заданий на понимание текста, это и обязательное чтение вслух – развиваем риторику, и заучивание наизусть – развиваем память и многое другое. Такая матапредметная деятельность значительно увеличивает возможности школьника в обучении, расширяет его кругозор, подталкивает к дальнейшему изучению и анализу, что уже говорит о личностном росте учащегося.



Оффлайн пан

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #173 : 24 ноября 2015, 20:21:30 »
Макет речи для круглого стола

Говоря  о  внедрении  метапредметов,  я  думаю  что не  стоит  забывать  о  том, что   наша  школа  давно  уже  практикует  нечто  подобное. Я  говорю  о  многолетней  работе  нашего  литературно-исторического  клуба. Этот  проект  не  раз  служил  площадкой  для  отработки  различных  форм  подачи  и  обсуждения учебного    материала. Можно  вспомнить  и  о  дискуссию-обсуждение  личности  Ивана  Грозного, в  котором  участвовали  ученики  и     преподаватели  нашей  школы, и  фильмы, которые  мы  смотрели, и  различные  литературные  произведения  и  многое  другое.
В  первой  четверти  этого  года    мы  отрабатывали  взаимодействие  таких  предметов, как  история, литература  и  русский  язык  на  примере    изучения  Отечественной  войны  1812 г.  и   романа  «Война  и  мир»  Л.Н. Толстого.
Преподаватели  напоминали  и  дополняли  как  школьные  знания  связанные  с  этими  событиями ( исторические  личности, события, их отражение  в  романе, то  как  это  показано  в  классическом  фильме  Бондарчука), так  и  вместе  с  ребятами  участвовали  в  их  обсуждении, после  чего  обычно  следовали  письменные  задания.
Таким  образом, мы  практически  проводили  в  жизнь метапредметное     изучение.   

Онлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13876
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #172 : 24 ноября 2015, 13:01:29 »
Для праздничного объявления!

Дорогие дети и взрослые!

Приближается Новый год! Все ждем елку, новогоднюю почту и деда Мороза. Записывайтесь, кем вы хотите быть на празднике:

Снежинки

Снежные королевы

Метелицы

Снеговики

Зайки серенькие

Лошадки мохноногие

Серые волки

Кощеи бессмертные

Бабки-ежки

Баба-Яга

Дед Мороз

Снегурочка

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #171 : 23 ноября 2015, 22:56:38 »
Макет речи для круглого стола

Интернет-поиск – один из первых метапредметов, внедренный в образовательный процесс Школы-ВУЗа. Умение искать информацию в интернете – одно из ключевых умений, предъявляемых человеку 21 века.

На первый взгляд, интернет-поиск не представляет собой ничего сложного. Вспомните фразу из рекламы «Ok Google». Но на самом деле все зависит от сложности вопросов, предъявляемых жизнью. Чтобы ответить на некоторые из них, недостаточно вбить вопрос в поисковик и нажать Enter. Требуется знание специальных команд, сужающих критерии запроса.

На наш взгляд, школьный предмет «Интернет-поиск» должен обучать действиям в сложных случаях. Поисковые системы пока что не достигли уровня искусственного интеллекта. Чтобы правильно сделать запрос, нужно знать принципы работы поисковой машины и специальные запросы и команды.

В разных поисковых системах способы поиска различаются. Разберем несколько эффективных способов поиска на примере Google.

Ситауация 1

Нам нужно найти стихотворение. Мы не знаем автора, но помним, что речь там шла о мечте и помним одну строку: «Я не успел желанье загадать». Пробуем найти стихотворение в Гугле обыкновенным поиском. На первой странице выводятся ссылки на видео или текст известной в шансоне группы «Бутырка». Если в запрос дописать слово «стихотворение», результаты поиска изменятся, но мы так и не найдем нужный текст.

Способ решения - поиск конкретной фразы

Введенную фразу «Я не успел желанье загадать» заключаем в кавычки, чтобы Google искал фразу именно в том виде. До или после кавычек дописываем слово мечта. Регистр не имеет значения. Важно написать слово «желанье» так, как у автора – с мягким знаком. Нажимаем «Найти». Стихотворение Ивана Крупкина «Моя мечта» на сайте paru-strok.ru - на первом месте в результатах!

Ситуация 2

Нам нужно узнать, что такое «зерцало» и как оно пишется. Вводим запрос «как пишется слово зерцало» и сталкиваемся с тем, что система автоматически исправляет нам «зерцало» («зирцало») на «зеркало». Зная первый способ, мы, конечно, можем заключить слово «зерцало» в кавычки.

Способ решения – упрощение запроса

Нужно в строку поиска вписать только одно слово «зерцало». Если ошибетесь, система исправит ошибку, но уже не на слово зеркало, как было в прошлом случае с длинным запросом, а на нужное нам слово, и даст его определение.

Ситуация 3

Нам нужно найти информацию об отношении школы к гаджетам. Поиск на сайте не выдает результата по запросу «гаджет».

Способ решения – использование поиска Google на конкретном сайте

Иногда поиск Google оказывается лучше поиска, встроенного на сайте. Чтобы найти материал о гаджетах на сайте нашей школы, в поисковую строку Google вводим «site:so-school.ru гаджет» и попадаем в тему форума «Бороться или не бороться с гаджетами», где обсуждается нужный вопрос.

Онлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13876
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #170 : 23 ноября 2015, 18:54:45 »
Для круглого стола (набросок). Решила все-таки не удалять...

В этом году в Школе-ВУЗе стартовал новый метапредмет, который мы назвали "Интернет-тетрадь".
Наш 21 век сейчас сложно представить без Интернета. И ни для кого не секрет, что с каждым годом стремительно развиваются технологии. И наша Школа-ВУЗ тоже не стоит на месте! Мы работаем с 1990 года, нашей концепции уже почти 25 лет.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #169 : 22 ноября 2015, 23:55:02 »
Объявление для рассылки родителям.

Уважаемые родители!

В Школе-ВУЗе «Современное образование» возродилась игра «Разведчик». В новом «Разведчике-2015» могут принять участие дети с 1 по 8 класс. Игра проходит каждый четверг с 14.20 до 15.00.

Разведчик – специально подготовленный человек, обладающий мощным и быстрым интеллектом, фотографической памятью, хорошей реакцией, внимательный, осторожный, смелый и сдержанный, развитый физически. Только о человеке, внушающем доверие, мы можем сказать: «Я бы с ним пошел в разведку».

Игра ставит следующие основные цели:

- развитие умения слушать;
- улучшение разных видов памяти (зрительной, слуховой);
- развитие внимания;
- тренировка логического и творческого мышления;
- развитие навыков интернет-поиска;
- тренировка различных двигательных умений.

Ребята действуют самостоятельно, отряд выбирает себе командира из учеников, но направляет ход игры учитель. Для участников «Разведчика» предусмотрены интересные и сложные задания, развивающие перечисленные выше качества. Важное внимание уделяется дисциплине. За успешное выполнение заданий предусмотрены вкусные и забавные призы.

Записаться на курс можно у Сергея Александровича,
моб. тел. 8-916-673-39-37.


Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #168 : 22 ноября 2015, 23:34:57 »
Разведчик-2015. Объявление для детей.

Дорогие ребята!

В нашей школе проводится игра «Разведчик-2015». Группа юных разведчиков под руководством Командира (Сергея Александровича) выполняет интересные и сложные задания. В зависимости от возраста, задания различаются по сложности: от бесшумного прохода по этажам и расчета на первый-второй до передачи и расшифровки секретных посланий.

За успешное выполнение заданий полагаются награды и призы!

Игра проходит каждый четверг с 14.20 до 15.00 (начало в малом спортивном зале на 2-ом этаже). Приглашаются все желающие. Записаться в отряд разведчиков можно у Сергея Александровича.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #167 : 21 ноября 2015, 22:09:28 »
     SA! Прочти внимательнее статью V.B. о метапредмете и тогда поймешь, что один справишься.

Верно, НАШИ метапредметы построены так, что с ними может справиться один учитель, и это большой плюс! Но я имел в виду метапредметы вообще.

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #166 : 20 ноября 2015, 01:56:27 »
     SA! Прочти внимательнее статью V.B. о метапредмете и тогда поймешь, что один справишься.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #165 : 19 ноября 2015, 17:37:34 »
Я считаю, что система метапредметов имеет перспективы в образовании, т.к. дает человеку не отдельные, мало связанные друг с другом знания, а комплексные знания, и учит его самостоятельно их добывать.
В общем, при всей глубине и пользе метапредметы достаточно трудны с точки зрения организации урока.
вот ,поэтому  , метапредметное обучение хорошо укладывается в проектную комплексную деятельность.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #164 : 19 ноября 2015, 17:26:09 »
                             Коллеги, откликнувшиеся на тему "Что такое метапредмет?"
     Спасибо за подобранную в Интернете информацию. Хотелось бы узнать ваше видение этого явления.

Я считаю, что система метапредметов имеет перспективы в образовании, т.к. дает человеку не отдельные, мало связанные друг с другом знания, а комплексные знания, и учит его самостоятельно их добывать.

Но меня беспокоит следующий вопрос: сколько учителей должно преподавать один метапредмет? Если один учитель, он должен очень хорошо разбираться во всех областях этого метапредмета. Если несколько, их работа должна быть очень слаженной. Если метапредмет проводить регулярно, каждый раз нужно договариваться, кто что будет говорить, какие задания давать и когда. И, пока один учитель ведет свою часть, остальные, получается, должны присутствовать на занятии и ждать своей очереди? Возможно, конечно, перемещение детей по группам из класса в класс, но так теряется время на переходы и организацию.

Не менее значимый вопрос - возраст детей. Проводить метапредметы для каждого класса отдельно нереально - не хватит учителей. А если детей собирать в группы, разница в возрасте между членами группы может быть значительной.

В общем, при всей глубине и пользе метапредметы достаточно трудны с точки зрения организации урока.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #163 : 19 ноября 2015, 10:44:29 »
Что такое метапредмет и каково его будущее

     Педагогика прошла через многие методы (главные направления) образования человека – от грамматико-переводного через прямой, аудиовизуальный, проблемный, коммуникативный к сознательно-практическому. Это движение особенно четко прослеживается при исследовании методик обучения иностранному языку и математике.
     К 80-ым годам прошлого века стало понятно, что ни один из них для образования человека в школе и ВУЗе в чистом виде существовать не может. Тогда и появился сознательно-практический метод, который мы сейчас называем более емким словом – комплексный.
     В конце 70-х, начале 80-х годов в некоторых учебных заведениях нашей страны началась работа по индивидуальному подходу к обучающемуся, внедрению компьютера (ЭВМ) и изучению проблемы «педагогика сотрудничества» в образовательном процессе.

     В 1990 году был основан научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование», который продолжил изучение и внедрение в практику вышеназванных тем, а также начал разработку новых, подсказанных временем. Среди последних – принцип непрерывного образования, который осуществляется у нас на «дистанции Школа-ВУЗ».
    Концепция, с которой ее автор организовывал Школу-ВУЗ «Современное образование» и которая за 25 лет деятельности преобразовывалась согласно движению жизни, является системой, где все разнообразные элементы соотнесены друг с другом. В то же время в ней существует ядро, каковым в настоящее время являются личностно-деятельностный подход (обучение личности в деятельности), комплексный метод и принцип непрерывного образования.

     Образование, которое современное государство предлагает современному человеку, раздроблено на отдельные учебные предметы. Успешно работавший в прошлом, в настоящем такой подход не отвечает требованиям действительности. В мире неопределенности, сложности и разнообразия человеку нужны целостная картина, разнообразный набор знаний, навыков, умений и компетентностей. Более того, о нем надо позаботиться как о личности – рассмотреть его, развить в нем определенные качества.
     Пройдя через вышеназванные подходы и методы, педагогика подошла к явлению, которое получило название «метапредмет». Отечественные исследователи метапредмета предлагают следующие его характеристики.
     1. Метапредмет – новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного процесса.
     2. Метапредмет – явление, выходящее за рамки собственно предмета (мета с греческого означает «за», «через», «над»).
     3. Метапредмет – конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупности изучения нескольких предметов.
     4. Метапредметный подход – переход от практики дробления на предметы к целостному восприятию мира.
     5. Метапредмет обеспечивает целостную картину мира в сознании ребенка.
     Как видно из приведенного материала, все эти характеристики объединяются понятиями – совокупность; тип интеграции учебного процесса; явление, выходящее за рамки собственно предмета; целостное восприятие мира. Самым близким к сути вопроса мы считаем термин «целостность», «целостная картина мира».
     Итак, мы рассматриваем метапредмет как предмет обучения человека целостному (с разных точек зрения, разнообразному, синтезированному…..) представлению о мире. Более того, считаем необходимым вспомнить какого именно человека мы обучаем. Мир целостный. А человек? Ну, конечно же, целостный. Подход к образовательному процессу человека как к процессу, предназначенному для обучения целостного человека, живущего в целостном и меняющемся с все возрастающей скоростью мире, приводит нас к необходимости постоянного слежения за образованием человека в этом мире, постоянного «педагогического в этот мир внедрения». И одним из способов такого внедрения определенно является метапредмет.

     Одним из первых метапредметов, внедренных в образовательный процесс научно-методического учебного центра «Школа-ВУЗ «Современное образование», является предмет, названный нами «Интернет-поиск». С исследованием этого предмета, его характеристикой и описанием можно познакомиться на форуме сайта Школы-ВУЗа, который в последние годы используется как научно-методическая площадка ППС (профессорско-преподавательского состава).
     Вот как видит наш ППС метапредмет «Интернет-поиск».
     В последнее время умение работать с информационным пространством стало жизненной необходимостью. Современные дети со всех сторон окружены огромным количеством информации и техническими средствами для её получения, но в основном используют это всё лишь для развлечения. И мало кто умеет добывать и использовать полученную информацию в образовательных целях. Интернет-поиск – это обучение человека с помощью средства XXI века, интернета. Мы развиваем навыки ученика с помощью обычного печатного текста? Точно так же мы можем развивать аналогичные навыки, пользуясь контентом (текстом) и информацией, размещенными в интернете. Методика проста. 1. Задать вопрос интернету. 2. Из полученной многочисленной информации составить собственный вывод. 3. Подготовиться к устному высказыванию. 4. Подготовиться к письменному высказыванию.
     Безусловно, существует множество других вариантов. Все в руках опытного учителя. Данная работа – разновидность работы с текстом учебника. С помощью Интернет-поиска можно углублять и расширять изучаемую тему, учить писать доклады и рефераты, готовиться к разного рода выступлениям.
     Ниже приведем высказывания некоторых из учителей и преподавателей, ведущих Интернет-поиск.

     Голоднова А.М., учитель начальной школы, помощник генерального директора по методической работе
     Казалось бы, легче лёгкого – задать вопрос интернету?!
     Однако именно на этом этапе ребята-новички испытывают трудности. Как правильно сформулировать вопрос? Какие слова использовать? Какой ответ мы получим, задав один вопрос? А другой? Какие странички откроются?
     Мы хотим донести до детей – интернет не игрушка, а помощник и средство познания мира. Ставится задача ознакомить ребят с нужными им сайтами, научить делать правильные запросы для поиска этих сайтов и ориентироваться на самом сайте. Одновременно выполняется задача обучения вниманию, четкому следованию указаниям учителя, развитию навыков работы с текстом на уровне ввода и первичного закрепления материала.

    Демков С.А., учитель русского языка и литературы, 7 класс
Я встраиваю Интернет-поиск в структуру уроков литературы. На эту работу отвожу до 20 минут. Даю задание на поиск, дети не просто находят ответ в интернете, а формируют его в уме, пользуясь ресурсами сети, затем кратко записывают в тетрадь. Задания подбираю сложные, чтобы прямой ввод вопроса в поисковик не давал результата. И учу применять разные методы поиска. Например, седьмому классу дал такой вопрос: "Кто привил Пушкину любовь к истории?" После неудач и определенных умственных усилий ответ был найден. И сколько было радости!

     Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 3 класс
А мы в пятницу с третьим классом провели Интернет-поиск на уроке ИЗО. Ввели запрос показать картинку-раскраску "Букет цветов к 8 марта". Потом выбрали понравившуюся, причём каждый ученик выбрал себе именно свою, не такую, как у остальных. Срисовали и пошли в класс раскрашивать. Дисциплина была на высшем уровне, потому что было интересно.

     Красько О.Э., учитель русского языка и литературы, 6 класс
Вчера, 18 февраля, урок литературы в 6 классе прошел в ретро-интерактивном кабинете. В таком формате занятия проходили впервые, хотя Интернет-поиском мы занимались почти каждый урок.
     Откуда мы черпаем нашу информацию? Из книг, учебников и интернета. И вот все это совмещено! Ребята имели возможность просмотреть и осмыслить сведения о жизни, творчестве и особенности языка Н. Лескова, используя учебник, книги и интернет-ресурсы. Одно добавляло другое, позволяя углубиться в тему. Урок прошел на одном дыхании, каждую минуту ребята были заняты, они искали что-то новое, чем хотели поделиться с одноклассниками.

     Кочеткова М.А., председатель родительского комитета
     Когда мы в третьем классе делали стенгазету ко Дню всех влюблённых, ребята сами предложили поискать информацию в интернете. Время было ограничено, я попросила их предложить мне варианты фраз, которые нужно было вбить в поисковую строку. Ребята предложили мне несколько вариантов, и я по ним с лёгкостью нашла всю необходимую информацию! Потом мы с ребятами отредактировали полученную информацию, сократили текст, и получились заметки в стенгазету!

     Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы, 11 класс
     В связи с подготовкой к декабрьскому сочинению в 11 классе Интернет-поиск очень кстати. Из всего потока информации наши одиннадцатиклассники уже научились извлекать нужное и полезное. Теперь нам остаётся только "отшлифовывать" этот навык на каждом занятии и собирать материал к удачной сдаче как первого экзамена в декабре, так и второго – в мае.

     Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 6 класс
     Интернет-поиск прошел на уроке биологии 6 класса в теме "ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ". Ребята формулировали проблему, вводили запросы в поисковик, анализировали письменно полученные ответы. Устные выступления оформляли в виде сообщений к уроку. Вот некоторые результаты находок: самое ядовитое растение, введенное в книгу рекордов Гиннеса, – касторовое дерево (или клещевина), в наших подмосковных лесах ядовиты ландыши, лютики, белладонна, борщевик... Поиски продолжаются! Успехов нашим 6-классникам!!

     Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 5 класс
     Собираемся с 5-клашками в "виртуальный поход" по стране и хотим начать с составления маршрута путешествия. Для этого мы посетим компьютерный класс, где каждый ученик произведет лично Интернет-поиск нужных объектов для маршрута (ручей, родник, пойму реки, ключ, домик лесника, мельницу, сад, рощу, лес, тропинку, шоссе, овраг, холм, болото и т.д.), а затем на листе бумаги при помощи азимутов, компаса, рулетки, масштабов учащиеся проложат уникальный маршрут своего пути и познакомят ребят класса со своим произведением.

     Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 4 класс
     Сегодня в 4 классе прошёл урок Интернет-поиска. Мы учились находить домашнее задание на нашем форуме. Ребята учились задавать поисковику запрос "Частная школа" и затем проходить весь путь до нужного домашнего задания. Работали с большим энтузиазмом, не испугали даже мои слова о том, что в честь такого события домашнее задание будет увеличено в 2 раза (это была шутка!).

     Матвеев С.Г., к.э.н., преподаватель английского языка, 10-11 классы, 1-2 курсы ВУЗа.
     Благодаря составляющей урока «Интернет-поиск» наши ученики уже лучше стали ориентироваться в необъятном пространстве информации. Старшие школьники активно применяют его (Интернет-поиск) при подготовке к занятиям под названием ЭПЭБ (Экономика, политика, экономическая безопасность), при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории. Студенты – при подготовке по таким дисциплинам как мировая экономика, история экономических учений, международные экономические отношения, политология и т.д.

     Гурьев В.И., к.и.н., учитель истории, 9 класс
    Сегодня мои дети в очередной раз "обрадовали": им задано подготовить презентацию. На этот раз по истории. По огромной теме –– "Византия". Надо самостоятельно выбрать тему, найти материал и сделать презентацию. Всё просто. НО!!! Дети умеют делать презентации (вставлять картинки, текст, подбирать цвет и т.д.). Дети умеют рисовать в Paint, работать в фотошопе, строить таблицы. И ещё много чего умеют наши дети. НО!!! Они просто не могут найти информацию. Их пугает объём, который выдают поисковики. Они не могут сами определить надёжность источника и достоверность информации. Они не могут сузить большую общую тему до конкретной. Не могут задать вопрос интернету так, чтобы получить именно нужную информацию, а не тонны всего-всего. То есть дети не умеют вести Интернет-поиск. Школ, в которых учат детей работе с интернетом, – единицы. Конечно, такого учебного предмета нет. Но наша школа ввела обязательную составляющую – обучение Интернет-поиску. В наше время это абсолютно необходимо. И даже наши старшеклассники узнают в результате наших занятий по Интернет-поиску новое и полезное.
    Для реализации на практике данного направления (внедрения метапредмета в образовательный процесс) используется следующая материальная база:
     а) компьютерный класс;
     б) ретро-интерактивный кабинет.

   

Интернет-поиск в ретро-интерактивном кабинете

     Научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование» продолжает работу по внедрению метапредмета в образовательный процесс. Успешно развиваются следующие метапредметы: Интернет-книга, Интернет-тетрадь, ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность). Метапредметны наши интерактивные занятия-клубы – Литературно-исторический и Английский.
     Создание и развитие метапредметов происходит и будет происходить вслед за развитием цивилизации.

      Литература

1. Асмолов А.Г. "Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия". Журнал "Психологические исследования", том 8, №10, 2015 г.
2. Адамский А.И., Асмолов А.Г., Архангельский А.Н., и др. "Манифест гуманистической педагогики", "Новая газета" № 112 от 12.10.2015.
3. Громыко Ю.В. "Метапредметный подход в образовании",
www.player.myshared.ru/203816
4. Громыко Н.В. "Методика организации проведения метапредметных занятий",
www.mosmetod.ru
5. Хуторской А.В. "Метапредметный подход в обучении". Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
6. Зимняя И.А. "Психология обучения неродному языку", Москва "Русский язык", 1989 г.
7. Шленкина В.И. "Наша концепция. Основы образовательного процесса", "Современное образование", М. 1999 г.
8. Шленкина В.И. "Наша концепция. Основы образовательного процесса", "Современное образование", М. 2015 г.

 
.