Что такое метапредмет и каково его будущее
Педагогика прошла через многие методы (главные направления) образования человека – от грамматико-переводного через прямой, аудиовизуальный, проблемный, коммуникативный к сознательно-практическому. Это движение особенно четко прослеживается при исследовании методик обучения иностранному языку и математике.
К 80-ым годам прошлого века стало понятно, что ни один из них для образования человека в школе и ВУЗе в чистом виде существовать не может. Тогда и появился сознательно-практический метод, который мы сейчас называем более емким словом – комплексный.
В конце 70-х, начале 80-х годов в некоторых учебных заведениях нашей страны началась работа по индивидуальному подходу к обучающемуся, внедрению компьютера (ЭВМ) и изучению проблемы «педагогика сотрудничества» в образовательном процессе.
В 1990 году был основан научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование», который продолжил изучение и внедрение в практику вышеназванных тем, а также начал разработку новых, подсказанных временем. Среди последних – принцип непрерывного образования, который осуществляется у нас на «дистанции Школа-ВУЗ».
Концепция, с которой ее автор организовывал Школу-ВУЗ «Современное образование» и которая за 25 лет деятельности преобразовывалась согласно движению жизни, является системой, где все разнообразные элементы соотнесены друг с другом. В то же время в ней существует ядро, каковым в настоящее время являются личностно-деятельностный подход (обучение личности в деятельности), комплексный метод и принцип непрерывного образования.
Образование, которое современное государство предлагает современному человеку, раздроблено на отдельные учебные предметы. Успешно работавший в прошлом, в настоящем такой подход не отвечает требованиям действительности. В мире неопределенности, сложности и разнообразия человеку нужны целостная картина, разнообразный набор знаний, навыков, умений и компетентностей. Более того, о нем надо позаботиться как о личности – рассмотреть его, развить в нем определенные качества.
Пройдя через вышеназванные подходы и методы, педагогика подошла к явлению, которое получило название «метапредмет». Отечественные исследователи метапредмета предлагают следующие его характеристики.
1. Метапредмет – новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип
интеграции учебного процесса.
2. Метапредмет – явление,
выходящее за рамки собственно предмета (мета с греческого означает «за», «через», «над»).
3. Метапредмет – конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при
совокупности изучения нескольких предметов.
4. Метапредметный подход – переход от практики дробления на предметы к
целостному восприятию мира.
5. Метапредмет обеспечивает
целостную картину мира в сознании ребенка.
Как видно из приведенного материала, все эти характеристики объединяются понятиями – совокупность; тип интеграции учебного процесса; явление, выходящее за рамки собственно предмета; целостное восприятие мира. Самым близким к сути вопроса мы считаем термин «целостность», «целостная картина мира».
Итак, мы рассматриваем метапредмет как предмет обучения человека целостному (с разных точек зрения, разнообразному, синтезированному…..) представлению о мире. Более того, считаем необходимым вспомнить какого именно человека мы обучаем. Мир целостный. А человек? Ну, конечно же, целостный. Подход к образовательному процессу человека как к процессу, предназначенному для обучения целостного человека, живущего в целостном и меняющемся с все возрастающей скоростью мире, приводит нас к необходимости постоянного слежения за образованием человека в этом мире, постоянного «педагогического в этот мир внедрения». И одним из способов такого внедрения определенно является метапредмет.
Одним из первых метапредметов, внедренных в образовательный процесс научно-методического учебного центра «Школа-ВУЗ «Современное образование», является предмет, названный нами «Интернет-поиск». С исследованием этого предмета, его характеристикой и описанием можно познакомиться на форуме сайта Школы-ВУЗа, который в последние годы используется как научно-методическая площадка ППС (профессорско-преподавательского состава).
Вот как видит наш ППС метапредмет «Интернет-поиск».
В последнее время умение работать с информационным пространством стало жизненной необходимостью. Современные дети со всех сторон окружены огромным количеством информации и техническими средствами для её получения, но в основном используют это всё лишь для развлечения. И мало кто умеет добывать и использовать полученную информацию в образовательных целях. Интернет-поиск – это обучение человека с помощью средства XXI века, интернета. Мы развиваем навыки ученика с помощью обычного печатного текста? Точно так же мы можем развивать аналогичные навыки, пользуясь контентом (текстом) и информацией, размещенными в интернете. Методика проста. 1. Задать вопрос интернету. 2. Из полученной многочисленной информации составить собственный вывод. 3. Подготовиться к устному высказыванию. 4. Подготовиться к письменному высказыванию.
Безусловно, существует множество других вариантов. Все в руках опытного учителя. Данная работа – разновидность работы с текстом учебника. С помощью Интернет-поиска можно углублять и расширять изучаемую тему, учить писать доклады и рефераты, готовиться к разного рода выступлениям.
Ниже приведем высказывания некоторых из учителей и преподавателей, ведущих Интернет-поиск.
Голоднова А.М., учитель начальной школы, помощник генерального директора по методической работе Казалось бы, легче лёгкого – задать вопрос интернету?!
Однако именно на этом этапе ребята-новички испытывают трудности. Как правильно сформулировать вопрос? Какие слова использовать? Какой ответ мы получим, задав один вопрос? А другой? Какие странички откроются?
Мы хотим донести до детей – интернет не игрушка, а помощник и средство познания мира. Ставится задача ознакомить ребят с нужными им сайтами, научить делать правильные запросы для поиска этих сайтов и ориентироваться на самом сайте. Одновременно выполняется задача обучения вниманию, четкому следованию указаниям учителя, развитию навыков работы с текстом на уровне ввода и первичного закрепления материала.
Демков С.А., учитель русского языка и литературы, 7 классЯ встраиваю Интернет-поиск в структуру уроков литературы. На эту работу отвожу до 20 минут. Даю задание на поиск, дети не просто находят ответ в интернете, а формируют его в уме, пользуясь ресурсами сети, затем кратко записывают в тетрадь. Задания подбираю сложные, чтобы прямой ввод вопроса в поисковик не давал результата. И учу применять разные методы поиска. Например, седьмому классу дал такой вопрос: "Кто привил Пушкину любовь к истории?" После неудач и определенных умственных усилий ответ был найден. И сколько было радости!
Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 3 классА мы в пятницу с третьим классом провели Интернет-поиск на уроке ИЗО. Ввели запрос показать картинку-раскраску "Букет цветов к 8 марта". Потом выбрали понравившуюся, причём каждый ученик выбрал себе именно свою, не такую, как у остальных. Срисовали и пошли в класс раскрашивать. Дисциплина была на высшем уровне, потому что было интересно.
Красько О.Э., учитель русского языка и литературы, 6 классВчера, 18 февраля, урок литературы в 6 классе прошел в ретро-интерактивном кабинете. В таком формате занятия проходили впервые, хотя Интернет-поиском мы занимались почти каждый урок.
Откуда мы черпаем нашу информацию? Из книг, учебников и интернета. И вот все это совмещено! Ребята имели возможность просмотреть и осмыслить сведения о жизни, творчестве и особенности языка Н. Лескова, используя учебник, книги и интернет-ресурсы. Одно добавляло другое, позволяя углубиться в тему. Урок прошел на одном дыхании, каждую минуту ребята были заняты, они искали что-то новое, чем хотели поделиться с одноклассниками.
Кочеткова М.А., председатель родительского комитета Когда мы в третьем классе делали стенгазету ко Дню всех влюблённых, ребята сами предложили поискать информацию в интернете. Время было ограничено, я попросила их предложить мне варианты фраз, которые нужно было вбить в поисковую строку. Ребята предложили мне несколько вариантов, и я по ним с лёгкостью нашла всю необходимую информацию! Потом мы с ребятами отредактировали полученную информацию, сократили текст, и получились заметки в стенгазету!
Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы, 11 класс В связи с подготовкой к декабрьскому сочинению в 11 классе Интернет-поиск очень кстати. Из всего потока информации наши одиннадцатиклассники уже научились извлекать нужное и полезное. Теперь нам остаётся только "отшлифовывать" этот навык на каждом занятии и собирать материал к удачной сдаче как первого экзамена в декабре, так и второго – в мае.
Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 6 класс Интернет-поиск прошел на уроке биологии 6 класса в теме "ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ". Ребята формулировали проблему, вводили запросы в поисковик, анализировали письменно полученные ответы. Устные выступления оформляли в виде сообщений к уроку. Вот некоторые результаты находок: самое ядовитое растение, введенное в книгу рекордов Гиннеса, – касторовое дерево (или клещевина), в наших подмосковных лесах ядовиты ландыши, лютики, белладонна, борщевик... Поиски продолжаются! Успехов нашим 6-классникам!!
Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 5 класс Собираемся с 5-клашками в "виртуальный поход" по стране и хотим начать с составления маршрута путешествия. Для этого мы посетим компьютерный класс, где каждый ученик произведет лично Интернет-поиск нужных объектов для маршрута (ручей, родник, пойму реки, ключ, домик лесника, мельницу, сад, рощу, лес, тропинку, шоссе, овраг, холм, болото и т.д.), а затем на листе бумаги при помощи азимутов, компаса, рулетки, масштабов учащиеся проложат уникальный маршрут своего пути и познакомят ребят класса со своим произведением.
Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 4 класс Сегодня в 4 классе прошёл урок Интернет-поиска. Мы учились находить домашнее задание на нашем форуме. Ребята учились задавать поисковику запрос "Частная школа" и затем проходить весь путь до нужного домашнего задания. Работали с большим энтузиазмом, не испугали даже мои слова о том, что в честь такого события домашнее задание будет увеличено в 2 раза (это была шутка!).
Матвеев С.Г., к.э.н., преподаватель английского языка, 10-11 классы, 1-2 курсы ВУЗа. Благодаря составляющей урока «Интернет-поиск» наши ученики уже лучше стали ориентироваться в необъятном пространстве информации. Старшие школьники активно применяют его (Интернет-поиск) при подготовке к занятиям под названием ЭПЭБ (Экономика, политика, экономическая безопасность), при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории. Студенты – при подготовке по таким дисциплинам как мировая экономика, история экономических учений, международные экономические отношения, политология и т.д.
Гурьев В.И., к.и.н., учитель истории, 9 класс Сегодня мои дети в очередной раз "обрадовали": им задано подготовить презентацию. На этот раз по истории. По огромной теме –– "Византия". Надо самостоятельно выбрать тему, найти материал и сделать презентацию. Всё просто. НО!!! Дети умеют делать презентации (вставлять картинки, текст, подбирать цвет и т.д.). Дети умеют рисовать в Paint, работать в фотошопе, строить таблицы. И ещё много чего умеют наши дети. НО!!! Они просто не могут найти информацию. Их пугает объём, который выдают поисковики. Они не могут сами определить надёжность источника и достоверность информации. Они не могут сузить большую общую тему до конкретной. Не могут задать вопрос интернету так, чтобы получить именно нужную информацию, а не тонны всего-всего. То есть дети не умеют вести Интернет-поиск. Школ, в которых учат детей работе с интернетом, – единицы. Конечно, такого учебного предмета нет. Но наша школа ввела обязательную составляющую – обучение Интернет-поиску. В наше время это абсолютно необходимо. И даже наши старшеклассники узнают в результате наших занятий по Интернет-поиску новое и полезное.
Для реализации на практике данного направления (внедрения метапредмета в образовательный процесс) используется следующая материальная база:
а) компьютерный класс;
б) ретро-интерактивный кабинет.
Интернет-поиск в ретро-интерактивном кабинете Научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование» продолжает работу по внедрению метапредмета в образовательный процесс. Успешно развиваются следующие метапредметы: Интернет-книга, Интернет-тетрадь, ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность). Метапредметны наши интерактивные занятия-клубы – Литературно-исторический и Английский.
Создание и развитие метапредметов происходит и будет происходить вслед за развитием цивилизации.
Литература
1. Асмолов А.Г. "Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия". Журнал "Психологические исследования", том 8, №10, 2015 г.
2. Адамский А.И., Асмолов А.Г., Архангельский А.Н., и др. "Манифест гуманистической педагогики", "Новая газета" № 112 от 12.10.2015.
3. Громыко Ю.В. "Метапредметный подход в образовании",
www.player.myshared.ru/2038164. Громыко Н.В. "Методика организации проведения метапредметных занятий",
www.mosmetod.ru5. Хуторской А.В. "Метапредметный подход в обучении". Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
6. Зимняя И.А. "Психология обучения неродному языку", Москва "Русский язык", 1989 г.
7. Шленкина В.И. "Наша концепция. Основы образовательного процесса", "Современное образование", М. 1999 г.
8. Шленкина В.И. "Наша концепция. Основы образовательного процесса", "Современное образование", М. 2015 г.