Автор Тема: Задачи современной школы: натаскать или научить?  (Прочитано 57180 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
              Манифест гуманистической педагогики. Авторы Адамский, Асмолов и др. "Новая жизнь", октябрь, 2015 г.
         
                              Новая задача школы — научить учиться всю жизнь
 
Во времена скоростных перемен многие ищут островок стабильности. Кто-то — в советском опыте тотального контроля: мол, тогда уровень образованности был выше. Кто-то — в современном управленческом диктате: мол, в нашей стране по-другому нельзя. Сохранение единого образовательного пространства часто противопоставляют вариативности.

Это хуже, чем ошибка. Управленческий диктат всего лишь провоцирует бумаготворчество. А попытка постричь школу под одну гребенку чревато опасностями.

Монолит неустойчив; когда ускоряется время, устоять способна только гибкая модель.

Поэтому ответ на вызов динамичной эпохи очевиден: многообразие как норма жизни. Только оно обеспечит индивидуализацию образования, персональный подход, без которого школа превратится в мертвый — и совершенно бесполезный институт насилия. Упование на единые материалы, однотипные методики, единый «речевой режим», учебник, расписание и программы для всех 40 тысяч школ России — как минимум наивно. Как максимум — опасно. Лишь многообразие программ, школ, учебников, методик, учительских практик даст разным детям, с разными способностями, наклонностями, возможностями, из разных городов, сел и регионов — равные шансы.

Задачи школы меняются. Если раньше школа была обязана подготовить к жизни, то теперь больше не получится первые 25 лет жизни учиться, а потом применять готовые знания. Новая реальность — обучение в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту.

Мы убеждены: школа способна научить учиться самостоятельно, самому себе ставить задачи на обучение, развивать главную компетенцию — постоянного обновления компетенций!

Центральной фигурой в такой школе является… сам ученик, его мотивы и установки. Задача учителя — помочь ученику раскрыть эти потребности, выбрать путь и способствовать движению по этому пути.

Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств образования. Что предполагает не только равные права, но и совместно принимаемые обязанности. Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, — свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом. Школа формирует такую картину мира, такую систему ценностей, которая нацеливает на это. Но предлагает ученику некоторые готовые инструменты, хотя главное — научить создавать новые, чтобы поставленная задача была решена.

Но сверхцентрализованное управление школами, безумно забюрократизированное, построенное на жестком контроле и бесконечной отчетности, — тормозит процесс. 40 000 школ уныло ждут команды, единой для всех, на изменение уклада и методики: «Экспериментировать подано»! Но кто быстрее и адекватнее отреагирует на перемены? Школьный коллектив или ведомство в Москве? Ответ очевиден.

На смену советскому принципу «Хочешь жить — умей подчиняться» и обывательской базарной формуле «Хочешь жить — умей вертеться» приходит формула «Хочешь жить — умей учиться».

 

Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
В идеале, конечно, так! Полностью согласна и поддерживаю Вас, Freya! Но, на практике, при подготовке к ЕГЭ... Какое творчество? Какие открытия? Какое понимание? Долбежка и зазубривание.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
УЧИТЕЛЬ И  УЧЕНИК  . КАЖЕТСЯ, ВСЕ ПРОСТО : УЧИТЕЛЬ-СКАЗАЛ,УЧЕНИК-ПОВТОРИЛ  ИДЕИ,ПОСТУЛАТЫ В ОТВЕТЕ . НО СОВРЕМЕННОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ТРЕБУЕТ ИНЫХ  ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ,  ( В 21 ВЕКЕ АКТУАЛЬНЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ), ГДЕ УЧЕНИК-АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО  ДОБЫВАЮЩАЯ   ЗНАНИЯ  НА УРОКЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНО  ДЕЛАЮЩАЯ  МАЛЕНЬКОЕ, НО ОТКРЫТИЕ НА УРОКЕ. СООТВЕТСТВЕННО И  ПОДГОТОВКА  К ТАКОМУ  СЛОЖНОМУ  УРОКУ  ОГРОМНАЯ ,УРОК СТАНОВИТСЯ  ТВОРЧЕСКОЙ  МАСТЕРСКОЙ  , ИЛИ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ЛАБОРАТОРИЕЙ !

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
     Хочется узнать мнение профессионалов. Что делать, чтобы дети и их родители поняли, что учеба это труд и только иногда праздник. А труд - это то, что сделало человека человеком  и без него жизнь человеческая невозможна.
                                                                                                                                                                   
Всегда в школах проводилась встреча с интересными людьми , добившимися в жизни высоких результатов в процессе учебы и освоении редкой  профессии.Это встречи с космонавтами , разведчиками ( ветеранами войны ), летчиками- испытателями . И людьми мирных профессий нашего времени : учеными ,врачами,  актерами , поэтами , спортсменами ,художниками..Без упорного труда пребывание в профессии невозможно!!

Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
задача СОВРЕМЕННОЙ школы - НАТАСКАТЬ,но встречаются школы-бунтари, которые УЧАТ!

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Мне кажется, сейчас надо просто спасать детей от этой всеобщей современной "обломовщины"! А отсюда вывод: надо сделать так, чтобы труд стал именно ПОТРЕБНОСТЬЮ, а не ПОВИННОСТЬЮ!
..личным примером..

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ ВПЕРВЫЕ БЫЛ ОПРОБОВАН В США ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СЛАБОУМНЫХ.

Концепция «школы компетенций», сформировавшаяся в США, сегодня стала образцом для российских реформаторов образования, в то время как сами американцы с 1960-х годов тосковали по советской «школе знаний», а сейчас берут пример с японцев, повторивших главные черты образовательной политики царской России и СССР.
Напомним, ЕГЭ - единственная форма аттестации по новому закону "Об образовании в РФ". Натаскивание на тесты вместо обучения - новый тренд в образовании.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5733
  • Neta
    • Просмотр профиля
Пустая голова.

Я в уроки окунулся
И чуть-чуть не захлебнулся.
Кто же столько задает?
Это ж сразу на весь год!

Мама ходит, как акула,
Смотрит хищно на меня.
Папа мило обещает
Выдать к ужину ремня.

Я тону, а им нет дела.
Это ж форменный разбой!
Я с родными попрощался
И ныряю с головой…

Вот нырнул, а дна не видно,
И кругом сплошная мгла,.!
Вы бы знали, как обидно,
Коль пустая голова! :D :D :D

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
пока связь есть, спешу поучаствовать в разговоре ))))
Обратите внимание: "рабочие брали...уроки французского..., чтобы стать категорией выше" Вот, о чем  речь! Только в том случае, когда человек поймет, что ему НУЖНО образование, он будет открыт и будет "впитывать" знания. В противном случае - хоть убейся! Не будет пользы! Только зря потраченные силы и время, которые можно было потратить на желающего учиться.
Да,  Марина! Спасибо,  я  именно   это   и   хотела   сказать)

Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
Конечно   труд... И  радость познания  нового...

Прочитала,  как типографские  рабочие брали за копейки  частные уроки французского и немецкого языка у  гимназисток,  чтобы стать категорией выше - набирать иностранные  тексты.
К знаниям  тянулись,   осознавали их  ценность!
пока связь есть, спешу поучаствовать в разговоре ))))
Обратите внимание: "рабочие брали...уроки французского..., чтобы стать категорией выше" Вот, о чем  речь! Только в том случае, когда человек поймет, что ему НУЖНО образование, он будет открыт и будет "впитывать" знания. В противном случае - хоть убейся! Не будет пользы! Только зря потраченные силы и время, которые можно было потратить на желающего учиться.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5733
  • Neta
    • Просмотр профиля
Абсолютно согласна! Именно регулярность. Стабильность. СИСТЕМА!!! И всё получится! :)

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Одно из решений этого вопроса - регулярность. Процесс обучения должен быть регулярным, за очень редким исключением. И ребёнок это должен понять с первых дней в школе. А чем больше праздников, тем больше их хочется.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5733
  • Neta
    • Просмотр профиля
     Хочется узнать мнение профессионалов. Что делать, чтобы дети и их родители поняли, что учеба это труд и только иногда праздник. А труд - это то, что сделало человека человеком  и без него жизнь человеческая невозможна.
Мне кажется, мы своими силами сможем добиться того, чтобы это поняли дети. Как - это уже другой вопрос, и здесь у каждого из нас свои "ключи" и "ключики".
А вот родителей нам, увы, уже не перевоспитать. Целое поколение выросло в убеждении, что всего можно добиться "на халяву". Значимость труда (от физического до интеллектуального) нивелировалась. Зато почти все научились выкручиваться, изворачиваться, "халявничать", чтобы чего-то добиться. Не случайно же стала такой современной поговорка "Дураков работа любит"! :D
Мне кажется, сейчас надо просто спасать детей от этой всеобщей современной "обломовщины"! А отсюда вывод: надо сделать так, чтобы труд стал именно ПОТРЕБНОСТЬЮ, а не ПОВИННОСТЬЮ!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Конечно   труд... И  радость познания  нового...

Читаю  сейчас книгу об образовании в конце XIX- начале XX века... Как  учились дети,   так  называемого  среднего  класса? С раннего   детства  шла подготовка  в приёмным экзаменам в учебное  заведение: языки, математика,   русский язык,   литература, основы  естественных наук. В гимназии всё очень строго-никаких поблажек, за малейшую провинность-наказание. Не всех принимали...
Образование- ПРИВИЛЕГИЯ!

Прочитала,  как типографские  рабочие брали за копейки  частные уроки французского и немецкого языка у  гимназисток,  чтобы стать категорией выше - набирать иностранные  тексты.
К знаниям  тянулись,   осознавали их  ценность!

Оффлайн Ежик

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 675
    • Просмотр профиля
Мне  кажется,  что получать  знания, это не совсем  то,  что  получать невесту (это  я к  тому,  что   "насильно  мил  не  будешь")
Получение  знаний -это   труд.  Нелёгкий  труд. И я  не  думаю,  что   тот, кто   ленится учиться, не будет  лениться  работать.
     Хочется узнать мнение профессионалов. Что делать, чтобы дети и их родители поняли, что учеба это труд и только иногда праздник. А труд - это то, что сделало человека человеком  и без него жизнь человеческая невозможна.

 
.