Этические предпосылки "делового общения" .... Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из таких традиций стала восточная, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция (сер. I тыс. до н. э). Этические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию
"управления людьми на основе добродетели". Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит концепции "Жень" - человеколюбию.
Центральный принцип этой концепции: "Чего не желаешь себе, того не делай и другим". Только обладающий человеколюбием соблюдает этот принцип в общении с другими. При этом на первое место в отношениях с людьми благородный муж ставит долг и справедливость, а неблагородный - только выгоду.Первостепенное значение долга в общении служилых людей подчеркивается и в другом изречении
Конфуция: "Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде".
Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включала в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как
"сдерживание себя", "благовейное отношение к делу",
соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.
Важное место в концепции Конфуция занимает "путь золотой середины" - "самый высокий принцип добродетели". Конфуций советует в общении с другими "держать два конца, но использовать середину".
Поиск "среднего пути" между противоречиями служилых людей позволяет им избежать "чрезмерности", смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.
Называя лицемерие врагом добродетели, Конфуций призывает в общении с людьми, соблюдать меру: проявлять строгость без жестокости, а компромисс без лицемерия.
Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, - это один из источников современной теории компромисса в деловых отношениях.Не меньший интерес в восточной традиции представляет этическое учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной форме они присутствуют в нравственном законе буддизма, который проявляется как борьба "между хорошими, благородными свойствами человека и его дурными или скверными склонностями.
Согласно этому закону этичное поведение человека основано на фундаментальном буддистском учении о вселенской любви и сострадании ко всем живым существам.В общении с другими людьми
этичное поведение включает "правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни".Правильная речь подразумевает воздержание от лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, который может способствовать разъединению и дисгармонии в общении людей. Необходимо воздерживаться и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно "говорить правду и употреблять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения".
Правильное действие - это нравственное, честное и миролюбивое поведение. Его можно достичь путем воздержания от бесчестных поступков.
Правильный образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество.
Указанные черты нравственного поведения, выделенные буддизмом, служат еще одним источником универсальных этических принципов делового общения.
Для эффективного делового общения необходимы и приветливость, и честность, и корректность в отношении к деловым партнерам. ..И сегодня актуальны такие советы античных философов, как
: "говори к месту",
" не позволяй своему языку опережать свой разум", "лучше думать, перед тем как действовать, чем после". Важное значение античные философы придавали соблюдению меры в общении с другими людьми.
"Ничего сверх меры", "мера - наилучшее " эти принципы выполняли ведущую роль в общении.
Особый интерес представляют диалоги Платона. По существу они являются творческой мастерской общения нескольких собеседников, каждый из которых демонстрирует свое искусство общения в споре, в дискуссии, в постижении истины
. Именно в диалогах Платона впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкновение противоречивых позиций собеседников происходит в рамках корректности и уважительного отношения друг к другу и к мнению другого. Это и позволяет собеседникам прийти, в конечном счете, к истинному решению обсуждаемой проблемы. В рамках общения с учениками в академии Платона утверждались такие гуманистические принципы, как благо, добро, истина, справедливость, добродетель, умеренность, благоразумие.
Стремление к утверждению добродетели в общении с другими людьми было присуще и этике
Аристотеля. Он рассматривал добродетель как "приобретенное качество" человеческой души, которое формируется в результате социализации человека и его воспитания.
Он говорил, что реально добродетель проявляется в поступках людей, "в образе их действий" как "известного рода середина" между такими принадлежностями порока как избыток и недостаток.
Самообладание, умеренность, скромность, мужество, благоразумие - вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми. Своей актуальности аристотелевское учение о добродетелях не потеряло и в наши дни.