(1848-1926)
В семье сельского священника, в Вятской губернии родились шесть мальчиков. Два из них, Виктор и Аполлинарий, стали выдающимися русскими художниками. Младший брат Аркадий стал краснодеревщиком (делал уникальную мебель). Старший брат Николай стал писателем. Он создал словарь вятского говора. Два средних брата окончили духовную семинарию.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года. Он стал основоположником особого неорусского стиля, преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.
Отец Михаил, будучи широко образованным человеком, стремился дать своим детям разностороннее воспитание. Он не только учил их грамоте и арифметике, но и пытался развить в них наблюдательность, пытливость. Васнецовы любили читать научные журналы, рисовать акварелью и заниматься резьбой по дереву. Виктор Васнецов мечтал стать художником, но средств на поездку в столицу у него не было. И тогда его друг и наставник польский художник Эльвиро Андриолли устроил в Вятке лотерею для богатых горожан, на которой были проданы две картины молодого дарования. Получив таким образом деньги юноша смог поехать в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там в Академии Васнецов знакомится с молодыми художниками А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, В.И. Суриковым и многими другими.
Однако в 1870 г. живописец был вынужден на время оставить Академию. Отец художника скончался, и Виктор уехал, чтобы помогать своим братьям. В Петербург он вернулся не один, а взял с собой брата Аполлинария. Студенту Васнецову нужно было больше работать, чтобы как-то сводить концы с концами. В результате юноша даже не стал держать выпускные экзамены, и в 1874 г. получил удостоверение, что он был учеником Академии. И все-таки Васнецов ощущал нехватку знаний, поэтому откликнулся на приглашение Репина приехать к нему в Париж. Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей художников, Виктор Михайлович с дотошностью изучал коллекцию Лувра и внимательно следил за импрессионистическими открытиями современных французских живописцев. Их влияние чувствуется в созданной во Франции картине "Акробаты на празднике в окрестностях Парижа".
Особую роль в жизни Васнецова сыграл знамений московский промышленник и меценат С.И. Мамонтов. В подмосковной усадьбе Абрамцево часто собирались художники, обсуждали исторические события, и это подвигло Васнецова создать серию историко-былинных картин. Первым произведением цикла стало полотно "После побоища Игоря Святославовича с половцами" 1880 г. Ощущение величия героизма русских воинов и смертельной тоски достигается отображением широко развернутого плана, на котором среди густой зелени травы художник отобразил поникшие ромашки, смятые васильки и полевые колокольчики. Именно они придают романтичную лиричную окраску всему произведению. Многие художники увидели в полотне грандиозный и самобытный образ, способный всколыхнуть и заставить русскую душу сопереживать и испытывать чувство гордости.
На летние месяцы Васнецовы снимали усадьбу Архтырка неподалеку от Абрамцева, благодаря чему проводили много времени с Мамонтовым и его семьей.
Братья-художники часто уходили в лес, где старший размышлял над сюжетом сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Там они подолгу работали на пленэре. Однажды на лесной тропинке Виктору повстречалась убитая горем местная девушка с тоскливым взглядом. Живописец сделал несколько набросков. Саму картину, получившую название «Алёнушка», он создал уже в московской мастерской. Художник не просто написал художественный лирический образ из сказки, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.
Шел 1881 г. И с марта 1881 г. на Руси стал править царь Александр III. Но уже его предшественник Александр II отменил крепостное право в 1861 г. А с 1860 г. быстро развивалась железнодорожная отрасль. Царя Александра III называли – «Миротворец», за поддержание европейского мира.
В 1891 г. после поездки по стране и занимаясь храмовыми росписями Васнецов вернулся в Москву на постоянное место жительства.
2 картины
Он купил небольшой земельный участок в районе Мещанской улицы (в Троицком переулке) и принялся за строительство собственного дома. Эскиз будущего жилища художник разработал сам.
Фото дома
Слава Виктора Михайловича как талантливого русского художника достигла апогея. Он был удостоин звания профессора живописи и избран действительным членом Петербургской Академии художеств.
Несмотря на происходящие в России революционные и военные события, шел 1918 год, и на царстве уже был Николай II.
Васнецов продолжал создавать полотна на былинные сюжеты, как, например, картина «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
В это тяжелое время Виктору Михайловичу не хватало холстов, красок, не на что было оплачивать дом и мастерскую. Но живописец продолжал писать картины. В 1922 г., когда руководство новой советской страны начало атеистическую пропаганду, Васнецов взялся за реставрацию Храма Святой Троицы на Самотечной улицы. В 1924 г. полотна Васнецова на мифологические сказочные сюжеты были отправлены на выставку в Америку.
Творчество Васнецова подчинено закону древнерусской красоты, является важным этапом развития направления в национальном искусстве, называемого неорусский стиль, из которого впоследствии возник стиль модерн. Художник утверждал: «Все великое в искусстве, ставшее общественным, выросло на национальной почве».
Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в Москве 23 июля 1926 г. и был похоронен в Москве. Созданные им произведения отражают героизм и душу русского народа.