Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 109831 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля
КЛУБ 1

Б.Ш. ОКУДЖАВА

          Булат Шалвович Окуджава — советский и российский поэт, прозаик, сценарист, бард, композитор, родился 9 мая 1924 в Москве.
          Булат Шалвович был участником Великой Отечественной войны. В апреле 1942 года он добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года. После окончания войны окончил филологический факультет Тбилисского, работал учителем.
           В 1959 году переехал в Москву и начал петь песни на свои стихи, быстро становясь популярным.


А мы с тобой, брат, из пехоты

А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты…
Бери шинель — пошли домой.

Война нас гнула и косила.
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына…
Бери шинель — пошли домой.

К золе и пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись…
Бери шинель — пошли домой.

А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Бери шинель — пошли домой.

Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним?
Бери шинель — пошли домой.

Мы все — войны шальные дети,
И генерал, и рядовой
Опять весна на белом свете…
Бери шинель — пошли домой.

Нам нужна одна Победа

Здесь птицы не поют, деревья не растут,
И только мы к плечу плечо врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждёт огонь смертельный
И все ж бессилен он,
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас, звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемёт неутомим,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждёт огонь смертельный
И все ж бессилен он,
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.

От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждёт огонь смертельный
И все ж бессилен он,
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш десантный батальон,
Десятый наш десантный батальон.


Р.Г. ГАМЗАТОВ
[

   Расул Гамзатович Гамзатов  – советский поэт, публицист, переводчик, политический деятель, прославивший своим творчеством Дагестан на весь Советский Союз.
   Родиной будущего поэта стал небольшой аул Хунзахского района Дагестана, где он родился 8 сентября 1923 года. Мальчик с ранних лет очень любил читать, своё первое стихотворение Расул написал в детстве, потрясенный впервые увиденным им самолетом.
   Дебютный сборник стихов Гамзатова увидел свет в 1943 году. Многие из них задевали больную для всех военную тематику. С войны не вернулись старшие братья поэта, и эта утрата нашла отражение в его творчестве.
    Гамзатовым было выпущено немало сборников стихов, и практически каждый из них удостаивался какой-либо государственной премии. Многие из его стихов были положены на музыку, с поэтом сотрудничали самые именитые советские композиторы, а песни исполняли Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Анна Герман и многие другие артисты эстрады.

Журавли

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля
Литература

I полугодие


Клуб 1. Окуджава
            Гамзатов

Клуб 2. Бондарев
            Васильев

Клуб 3. (ретро) Чуковский
                        Михалков
                        Маршак
Клуб 4.(ретро) Гайдар

Клуб 5. 60-сятники.

Клуб 6. Шукшин

Клуб 7. Юмор ( Ильф и Петров, упомянуть советских юмористов... Филатов)

Клуб 8. Маршак "12 месяцев"


На второе полугодие ориентируем фантастику (Беляев, Ефремов, Стругацкие), детектив ("Эра милосердия", "Анискин", "Петровка 38"...)


Оффлайн Рина З.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 749
    • Просмотр профиля
Урок 7
Тема: "Не опаздывай! Точность - вежливость королей".

I. Изречения Конфуция
1. "Порой мы видим многое, но не замечаем главного".
2. "Попытайтесь быть немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок".
3. "Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту."

    Упражнения
    1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
    2) запись в тетрадь с доски или экрана;
    3) обсуждение.
*    *    *
II. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики"
      Стук в дверь. Входит "наш" Конфуций в сопровождении своих учеников. Конфуций зачитывает изречения, созданные им для   
       учеников Школы-ВУЗа.
     Изречения "нашего" Конфуция
 1. "Научись приходить вовремя. Точность - вежливость королей".
 2. "Не опаздывай на урок! Не получишь знания сам и помешаешь получить знания своим товарищам!" (повторение).

    Дети повторяют изречения (хором, по очереди, записывают...),  могут разыграть сценки по данным изречениям...
                   
Д.З. Переписать в тетрадь (понятно и без ошибок) и быть готовым обсудить изречения "нашего"
       Конфуция.
______________________________________________________________________________________
Урок 8
Повторение темы "Не опаздывай! Точность - вежливость королей".

I. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики"
   Изречения "нашего" Конфуция

1. "Научись приходить вовремя. Точность - вежливость королей".
2. "Не опаздывай на урок! Не получишь знания сам и помешаешь получить знания своим товарищам!"

     Упражнения
     1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
     2) диктант;
     3) обсуждение.
*    *    *

II. Что грозит за нарушение правил поведения в школе
    Из закона "Об образовании" Российской Федерации
     За неисполнение или нарушение правил поведения к ученикам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из школы.
     По решению администрации за неоднократное совершение проступков допускается отчисление из школы ребенка, достигшего возраста 15 лет. Отчисление применяется, если иные меры воздействия не дали результата, а дальнейшее пребывание нарушителя оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы.
     При совершении административных и уголовных проступков школьники несут ответственность не по уставу или правилам школы, а по нормам КоАП РФ и УК РФ. Ущерб, возникший вследствие нарушения правил поведения, будут возмещать законные представители ребенка либо он сам (это возможно в исключительных случаях по достижении 14 лет).

Д.З. Переписать в тетрадь (понятно и без ошибок) меры ответственности за нарушение правил поведения в школе.

Оффлайн Рина З.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 749
    • Просмотр профиля
Урок 5
Тема: "Зачем нужен дресс-код."
"Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека"


I. Изречения Конфуция
1. "Красота есть во всем, но не всем дано это видеть".
2. "Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем".
3. "Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий".

     Упражнения:
     1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
     2) запись в тетрадь с доски или экрана;
     3) обсуждение.
*    *    *
II. Ролевая игра "Конфуций и его ученики"
Стук в дверь. Входит Конфуций в сопровождении своих учеников. Конфуций зачитывает изречения, созданные им для учеников Школы-ВУЗа.
     Изречения "нашего" Конфуция
     1. "Одевайся соответственно: идешь на бал - костюм бальный, идешь на работу - костюм для работы, идешь на
         вечеринку - одевайся как хочешь, друзья тебя поймут".
     2. "Живя реальной жизнью, от виртуальной не отказывайся. Гаджет тебе поможет. Научись пользоваться им как
         огромной библиотекой. В этой библиотеке библиотекаря нет. Научись ориентироваться в ней сам. Школа тебе поможет!
         (Интернет-поиск).

Дети повторяют изречения (хором, по очереди, записывают...),  могут разыграть сценки по данным изречениям...
                     
Д.З. Переписать в тетрадь (понятно и без ошибок) и быть готовым обсудить изречения "нашего"
        Конфуция.
____________________________________________________________________________________
Урок 6
Повторение темы "Зачем нужен дресс-код."
"Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека"

I. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики"
     Изречения "нашего" Конфуция
     1. "Одевайся соответственно: идешь на бал - костюм бальный, идешь на работу - костюм для работы, идешь на
          вечеринку - одевайся как хочешь, друзья тебя поймут".
     2. "Живя реальной жизнью, от виртуальной не отказывайся. Гаджет тебе поможет. Научись пользоваться им как
         огромной библиотекой. В этой библиотеке библиотекаря нет. Научись ориентироваться в ней сам. Школа тебе
         поможет!
         (Интернет-поиск).

     Упражнения:
     1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
     2) диктант;
     3) обсуждение.
*    *    *
II. Правила поведения ученика. От Яна Амоса Коменского до наших дней
      Большинство нижеследующих правил восходят к "Правилам,  собранным для юношества" Яна Коменского.

Правила поведения на перемене
      На переменах школьники должны соблюдать следующие правила:
1.   Прежде чем выйти из класса во время перемены, наведи чистоту и надлежащий порядок на своем рабочем
        месте.     
2.   Не бегай по лестницам и в других местах, не приспособленных для игр, ибо это опасно.
        Не толкай и не задевай других учеников, не обременяй их шумом и болтовнёй, ибо этим ты мешаешь отдыхать другим.
3.   Не пользуйся предметами, именуемыми "гаджеты" на территории школы, ибо это ведёт к затемнению твоего
        светлого разума и запрещено правилами школы   
        (если уж так необходимо - воспользуйся исключением и следуй в специально отведенное
         для этого место, 4-й отсек).
4.   Для плодотворной учёбы необходима смена деятельности. Воспользуйся этим на спортивных переменах, 
       участвуй в спортивных и подвижных играх, которые для тебя организует школа. Помни, что движение  - это
       жизнь, а спортивные занятия укрепляют дух и делают тело сильным и выносливым.

Д.З. Переписать в тетрадь (понятно и без ошибок) несколько правил Яна Амоса Коменского современным
        русским языком.

Оффлайн Рина З.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 749
    • Просмотр профиля
Урок 3
Тема: "Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека"

I. Изречения Конфуция
1. "Только самые глупые не поддаются обучению".
2. "Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание — есть долг".
3. "Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не
     упускай возможность".

Упражнения:
1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
2) запись в тетрадь с доски или экрана;
3) обсуждение.
*    *    *
II. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики"
Стук в дверь. Входит Конфуций в сопровождении своих учеников. Конфуций зачитывает изречения, созданные им для учеников Школы-ВУЗа.
     Изречения "нашего" Конфуция:
     1. "Современный человек! Дели жизнь на реальную и виртуальную. Реальную жизнь создал бог (мать-земля,
          мать-природа), виртуальную - ты, человек! Верь матери-земле, (матери-природе, богу), живи реальной жизнью!"
     2. "Гаджет нужен тебе как средство связи, чтобы посылать миру телеграммы-молнии (сообщения). Телеграммы-
          молнии должны быть написаны грамотным языком!"

Дети повторяют изречения (хором, по очереди, записывают...),  могут разыграть сценки по данным изречениям...

Д.З. Переписать в тетрадь и быть готовым обсудить изречения "нашего" Конфуция.

______________________________________________________________________________
Урок 4
Повторение темы "Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека"

I. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики"
     Изречения "нашего" Конфуция
1. "Современный человек! Дели жизнь на реальную и виртуальную. Реальную жизнь создал бог (мать-земля, мать-
      природа), виртуальную - ты, человек! Верь матери-земле, (матери-природе, богу), живи реальной жизнью!"
2. "Гаджет нужен тебе как средство связи, чтобы посылать миру телеграммы-молнии. Телеграммы-молнии должны
     быть написаны грамотным языком!"

     Упражнения:
     1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
     2) диктант;
     3) обсуждение.
*    *    *
II. Правила поведения ученика. От Яна Амоса Коменского до наших дней
      Большинство нижеследующих правил восходят к "Правилам,  собранным для юношества" Яна Коменского.
 
Правила поведения на уроке
1.     Если педагог (либо иной взрослый человек) вошёл в класс, встань в знак приветствия и не садись до того
        времени,  покуда учитель не разрешит сесть.
2.   Не шуми во время урока, не отвлекайся сам и не отвлекай товарищей своих. Ибо посторонние
       разговоры, игры и другие, не относящимися к уроку дела, мешают получать знания. Используй время урока   
       только для учебных целей.
3.   Если во время урока вдруг возникла необходимость выйти из класса, подними руку и вежливо попроси
        разрешения учителя.
4.   Если хочешь задать вопрос учителю или ответить на его вопрос, подними руку.
5.   Звонок (сигнал) об окончании урока дается для учителя. Покидай класс, когда учитель объявит об окончании
        занятий. При выходе учителя или другого взрослого из класса необходимо встать.
6.     Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему
        образованию.
 
Д.З. Переписать в тетрадь (понятно и без ошибок) несколько правил Яна Амоса Коменского современным
        русским языком.

Оффлайн Рина З.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 749
    • Просмотр профиля
+
Урок 1
Тема: "Зачем надо здороваться". 
"Не опаздывай! Точность - вежливость королей"

I. Изречения Конфуция
1. "Не делайте другим того, чего себе не пожелаете".
2. "Учиться и, когда придёт время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно?"
3. "Каждый может стать благородным человеком. Надо только решиться им стать".

    Упражнения
    1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
    2) запись в тетрадь с доски или экрана;
    3) обсуждение.
*    *    *
II. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики"
      Стук в дверь. Входит "наш" Конфуций в сопровождении своих учеников. Конфуций зачитывает изречения, созданные им для   
       учеников Школы-ВУЗа.
     Изречения "нашего" Конфуция
     1. "Идя по территории Школы-ВУЗа  и  встретив старших (учителей, родителей, директора...), говори
          "Здравствуйте!". Это поднимет настроение тем,  кого ты встретил и тебе самому, потому что ты сделал   
         маленькое доброе дело!"
     2. "Не опаздывай на урок! Не получишь знания сам и помешаешь получить знания своим товарищам!"

    Дети повторяют изречения (хором, по очереди, записывают...),  могут разыграть сценки по данным изречениям...
                   
Д.З. Переписать в тетрадь (понятно и без ошибок) и быть готовым обсудить изречения "нашего"
       Конфуция.


____________________________________________________________________________________________
Урок 2
Повторение темы "Зачем надо здороваться". 
"Не опаздывай! Точность - вежливость королей"

I. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики"
   Изречения "нашего" Конфуция

1. "Идя по территории Школы-ВУЗа  и  встретив старших (учителей, родителей, директора...), говори
     "Здравствуйте!". Это поднимет настроение тем,  кого ты встретил и тебе самому, потому что ты сделал маленькое
      доброе дело!"
2. "Не опаздывай на урок! Не получишь знания сам и помешаешь получить знания своим товарищам!"

     Упражнения
     1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
     2) диктант;
     3) обсуждение.
*    *    *
II. Правила поведения ученика. От Яна Амоса Коменского до наших дней
      Большинство нижеследующих правил восходят к "Правилам,  собранным для юношества" Яна Коменского.
 
     
Правила поведения учащихся в школе
1.    Приходи в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный; верхнюю одежду
       снимай в гардеробе. Дабы соблюсти чистоту, приноси сменную обувь (если правилами предписано носить
       школьную форму - носи её и не робщи). Помни: никогда не выходи в общество иначе, как вымывшись,
       причесавшись и прилично одевшись.
       Каждому встречному желай счастливого дня.
2.    До начала занятий займи свое рабочее место, приготовь необходимые учебные
       принадлежности к предстоящему уроку, ибо этим ты сэкономишь время, необходимое для получения знаний.
3.    Не покидай урока без разрешения учителя. А если вдруг встала такая необходимость, подними руку и
       вежливо спроси позволения учителя.
       Из школы (во время уроков) выходи только по записке, безотлагательно иди домой; не беги по улицам, не
       останавливайся. не вступай в беседы с незнакомцами.
4.    Относись к имуществу школы бережно и аккуратно. То же самое относится к имуществу других учеников и
       учителей.
5.    Не приноси в школу с любой целью и не используй любым способом оружие,
       взрывчатые, взрыво- или огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие
       средства, токсичные вещества и яды. Ибо сии деяния опасны для жизни и здоровья твоих соучеников и могут
       привести к непоправимым последствиям неугодным обществу и наказуемым им.

      Упражнения
      1) чтение изречений (хором, по  очереди, ...);
      2) обсуждение.

Д.З. Переписать в тетрадь (понятно и без ошибок) несколько правил Яна Амоса Коменского современным
        русским языком.


Оффлайн Рина З.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 749
    • Просмотр профиля
+

ОСНОВЫ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ.
ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

(воспитательно-учебное пособие)

                                                       СОДЕРЖАНИЕ                                                               Стр.
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
Шлёнкина В.И., Генеральный директор Школы-ВУЗа «Современное образование», профессор
 
ЧАСТЬ 1. Основы этики. Чему учили Конфуций и Ян Амос Коменский
Занятие №1."Зачем надо здороваться. Не опаздывай! Точность - вежливость королей".
                     Конфуций до н.э. и "наш" Конфуций

                     I. Изречения Конфуция.                   .
                     II. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики". Изречения "нашего" Конфуция.

         
Занятие №2. Повторение темы "Зачем надо здороваться. Не опаздывай! Точность - вежливость королей".
                    "Наш" Конфуций, Ян Амос Коменский

                     I. Ролевая игра "Наш" Конфуций и его ученики". Изречения "нашего" Конфуция.
                     II. Правила поведения ученика. От Яна Амоса Коменского до наших дней.


Занятие №3. "Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека".
Конфуций до н.э. и наш Конфуций
Занятие №4. "Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека". Повторение темы
Наш Конфуций, Я.А. Коменский

Занятие №5.  "Зачем нужен дресс-код." "Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека"
Конфуций до н.э. и наш Конфуций
Занятие №6.  "Зачем нужен дресс-код. "Реальный и виртуальный мир. Гаджет в жизни человека". Повторение темы.
Наш Конфуций, Коменский

Занятие №7. "Не опаздывай! Точность - вежливость королей"
Конфуций до н.э. и наш Конфуций
Занятие №8. "Не опаздывай! Точность - вежливость королей". Повторение темы.
 Наш Конфуций, Коменский

Основные нормы и правила поведения в обществе

ЧАСТЬ 2. Психология общения (на английском языке)

1.   Professional Knowledge versus Handling People           
2.   A Concept of Ourselves                       
3.   What People Will Do and Will not Do?               
4.   How to Handle an Argument?                     
5.   Losing Attention and Cooperation                 
6.   Keep in Step with Your Listener                 
7.   Taking the Sting out of Criticism                 
8.   Just Get a Nose Ahead                       
9.   You are with  Half a million                     
 
ЧАСТЬ 3. Искусство общения (речевые модели на английском языке)

1. Meeting People and Introductions
2. Invitations, Arrangements and Offers
3. Asking Favors, Expressing Agreement and Disagreement
4. Apologizing

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Шлёнкина В.И., Генеральный директор Школы-ВУЗа «Современное образование», профессор

     22 июля 2020 года Госдума приняла поправки к закону "Об образовании", согласно которым воспитание было возвращено в образовательный процесс. Школу обязали заниматься воспитанием.
     В "Современном образовании" мы воспитываем детей со дня образования Школы-ВУЗа 19.12.1990 г .  Точка зрения ППС  (профессорско-преподавательского состава) -  учёба и воспитание неотделимы.
      Данное воспитательно-учебное пособие предназначено для проведения в жизнь одного из основополагающих принципов Концепции Школы ВУЗа "Современное образование" - объединение учебы и воспитания, учеба + воспитание. Ученикам предлагаются для изучения высказывания Конфуция (551 до н. э.—479 до н. э.) - древнего мыслителя и философа Китая, Яна Коменского (1592 - 1670) – чешского философа и педагога-гуманиста XVII в., основоположника современной педагогики как науки и системы образования,  психологические советы доктора Паркера (американский психолог ХХ века) и речевые модели вежливости английского языка.
     На основе вышеназванных материалов учитель получает возможность воспитательного воздействия на ученика.
     Формы организации учебной деятельности - ролевые игры и традиционные упражнения на освоение текстов.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля

    Евгений Иванович Чарушин – выдающийся русский писатель и художник, родился в 1901 году в Вятке. Отучившись в ленинградском высшем художественно-техническом вузе, начал сотрудничать с известными детскими журналами «Мурзилка», «Еж» и «Чиж». После публикации увлекательного произведения, к автору стали обращаться намного чаще за иллюстрациями и текстами. Уже к 1930-м годам Евгений Иванович стал лучшим художником детской литературы. Ему удавалось создавать интересные и развлекательные иллюстрации к любой книжке. Чарушин не забывал и про свои книги, к которым также рисовал картинки (например, «Никитка и его друзья» 1938 г., «Медвежата» 1944 г., «Волчишко и другие» 1931 г.).

Почему Тюпу прозвали Тюпой

   Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…»
   Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
    Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки — пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
   Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает — боится спугнуть.
Близко-близко подполз да как прыгнет — прыг! Как схватит… Да не схватил.
Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. Тюпа — ловкач неуклюжий.

Почему Тюпа не ловит птиц
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
— Чив-чив! Чив-чив!
— Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! — и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил — крикнул по-воробьиному:
— Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!
И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись — кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой. И начали на Тюпу кричать:
— Чив-чив! Чив-чив! Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
  Испугался Тюпа — такого крику он ни разу не слыхал — и ушёл от них поскорее.
  А воробьи вдогонку ещё долго кричали. Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
  Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает. Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
   Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие — самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку — Тюпку.
    Тюпа обрадовался:
— Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!
   Только не знает Тюпа, кого первого ловить. Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой — вот тут, совсем близко. Тюпа то сюда, то туда повернётся — тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.
   Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом! Тюпа сразу перестал тюпать.
   Он понять не может, что это такое. Обидели его! Клюнули! Спрыгнул Тюпа в кусты — и ходу, где бы только спрятаться.
   И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает. Вот почему Тюпа не ловит птиц.
 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля
    Валентин Петрович Катаев – советско-русский писатель, драматург, поэт, родился 16 января 1897 года в Одессе, в семье преподавателя училища. Писать стихи мальчик начал довольно рано, с девяти лет.
    Он добровольцем вступил в действующую армию, где дослужился до прапорщика.
    В период Отечественной войны Катаев работал военным корреспондентом для газет «Правда», «Красная звезда». Именно в этот период появились рассказы «Флаг», «Третий танк», повесть «Сын полка». С 1955 года В. П. Катаев был главным редактором вновь созданного журнала «Юность». Наиболее известен по повестям «Белеет парус одинокий» и «Сын полка».

Цветик-семицветик
(отрывок)
   Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
   Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.
- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.
   Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
   Вдруг откуда ни возьмись - старушка.
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
   Женя старушке все и рассказала.
   Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
    С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
   Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
   Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля
   
    Сутеев Владимир Григорьевич
- русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор, родился в 1903 году в Москве. В 14 лет юноша начал работать: служил санитаром в госпитале, инструктором по физкультуре в школе. Подрабатывал и как художник: оформлял плакаты.
   В июне 1941 года был мобилизован на фронт. Воевал на Юго-западном фронте, принимал участие в освобождении Белоруссии, окончание войны встретил в звании лейтенанта.
   Владимир Григорьевич Сутеев является одним из основателей российской мультипликации, создателем как режиссер и сценарист около 50 мультфильмов.
    Сутеев – всемирно известный художник-иллюстратор детской литературы и писатель, автор сказок для детей младшего возраста.  На его книгах и иллюстрациях выросло несколько поколений детей, причем не только в Советском Союзе и России, но и во многих странах мира. По сведениям 1968 года уже на тот момент общий тираж изданий его книг превысил 20 миллионов. Книги Сутеева переведены на 50 языков.
    Его сказки, рисунки и мультфильмы стали классикой: «Кто сказал мяу?», «Под грибом», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Три котенка», «Мы ищем кляксу». Книги и сегодня издаются немалыми тиражами, а мультфильмы, сделанные по его сказкам и сценариям, популярны у современных детей, как и у их бабушек и дедушек.

Кто сказал "мяу"?

Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее.
И тут кто-то опять сказал:
— Мяу!
— Кто там?
Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол — никого нет!
Влез на подоконник, увидел — за окном во дворе гуляет Петух.
«Вот кто не дал мне спать!» — подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
— Это ты сказал «мяу»? — спросил Щенок Петуха.
— Нет, я говорю… Петух захлопал крыльями и закричал: — Ку-ка-ре-ку-у-у!
— А больше ты ничего не умеешь говорить? — спросил Щенок,
— Нет, только «кукареку», — сказал Петух.
Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой…
Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
— Мяу!
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»? — строго спросил его Щенок.
— Пи-пи-пи, — запищал Мышонок. — А кто так сказал?
— Кто-то сказал «мяу»…
— Близко? — заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом, — сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи! — запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.
Щенок задумался.
Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:
— Мяу!
Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился…
«Вот он! — сказал себе Щенок. — Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе…


Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс.
— Р-р-р-р! — зарычал Пёс.
— Я… я хотел узнать…
— Р-р-р-р!
— Это вы сказали… «мяу»? — прошептал Щенок, поджимая хвостик.
— Я? Ты смеёшься, Щенок!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом.
И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела. «Вот кто сказал «мяу»! — подумал Щенок и хотел схватить её зубами.
— З-з-з-з! — прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа. Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним!
Летит и жужжит:
— Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!
Подбежал Щенок к пруду — и в воду!
Когда он вынырнул, Пчелы уже не было.
И тут опять кто-то сказал:
— Мяу!
— Это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.
Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. — Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?
— А может быть, это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Лягушку.
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка. — Какой ты глупый! Лягушки только квакают. И прыгнула в воду.
Пошёл Щенок домой мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на коврике около дивана.
И вдруг услышал:
— Мяу!!!
Он вскочил — на подоконнике сидела пушистая полосатая Кошка.
— Мяу! — сказала Кошка.
— Ав-ав-ав! — залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал мохнатый Пёс, и зарычал: — Р-р-р-р!
Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!» — и выпрыгнула в окно.
Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать.
Он теперь знал, кто сказал «мяу».

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля

 Виталий Георгиевич Губарев — русский детский писатель, драматург, журналист, родился 30 августа 1912 года в городе Ростов-на-Дону в учительской семье, детство провел на хуторе Большая Казинка близ Ростова, где его бабушка заведовала начальной школой.
   Печататься начал рано, еще в 1926 году был опубликован его первый рассказ. Четырнадцатилетний автор посвятил свое первое печатное произведение пионерскому лагерю, дружбе.
   Наибольшую известность писателю принесли его повести-сказки «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове», «Путешествие на Утреннюю Звезду», «Часы веков», «Преданье старины глубокой» и «В Тридевятом царстве», вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.

Королевство кривых зеркал
(отрывок)
    Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно увидеть не себя, а совсем другую девочку - скажем, сестру или подругу. Таким образом, она довольно долго наблюдала самое себя, и это помогло ей избавиться от недостатков, которых она раньше в себе не замечала.
    И знаете, что самое главное в этой истории? Оля убедилась, что даже, казалось бы, маленькие недостатки в характере могут стать серьезным препятствием на пути к цели. Она попала в одну сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, подобных тем, о которых она читала в старых сказках. Может быть, вы тоже читали эти сказки, где короли, разные принцы и придворные дамы так добры, справедливы, прекрасны и вообще так приторно сладки, будто вымазаны медом. И вот однажды девочка Оля совершила путешествие в сказочную страну и увидела там... Впрочем, я лучше расскажу все по порядку.

...В то утро Оля вела себя из рук вон плохо. Она встала позже, чем следовало, а когда бабушка будила ее, брыкалась и, не открывая глаз, говорила противным скрипучим голосом:
- Отстань! Ну что ты ко мне пристала?
- Оля, - настойчиво говорила бабушка, - ты можешь опоздать в школу.
- Какая ты... недобрая... Никогда поспать не даешь!
    Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и наконец обнаружила ее под книжным шкафом.
   Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дергалась и говорила: "Больно!", хотя на самом деле больно ничуточки не было.
А после завтрака Оля никак не могла найти свои учебники.
- Вчера я положила их на этот стол. Куда ты задевала их? - ворчала она на бабушку, топая ногой.
- Я никогда не теряю своих вещей, - спокойно отвечала бабушка. - Будь любезна и ты класть вещи на место.
- Нет, - кричала Оля, - я всегда кладу все на место! Это ты нарочно спрятала мои книги.
Тут даже бабушкиному терпению пришел конец, и она, немного повысив голос, проговорила:
- У, бесстыдница! Как только папа и мама вернутся с работы, я им все расскажу...

   В этот день Оля вернулась из школы злая-презлая: она поссорилась с подругами.
Кончался декабрь, на улице темнело рано. А так как после школы Оля не могла удержаться от соблазна заглянуть в кино, то, когда она пришла домой, в морозном небе уже светились звезды.
   Оля стала раздеваться на ходу. В одном месте она оставила калоши, в другом - шапочку, в третьем - пальто. Затем, после небольших колебаний, она достала из буфета шоколадку и съела ее. Ей было скучно. Ока взяла книгу, на обложке которой было написано "Сказки", и начала листать ее. Одна картинка привлекла внимание Оли. С высокого холма открывался вид на удивительный город со множеством разноцветных зданий с высокими шпилями.
   Нарядные люди гуляли по площади вокруг фонтана. "Вот бы и мне погулять там!" - подумала Оля и вдруг услышала какой-то странный звон в передней.
   Она побежала в переднюю. Но все было тихо.
   "Наверно, послышалось", - подумала Оля и, бросив взгляд на зеркало, как обычно стала вертеться перед ним.
   Она оглядела себя с головы до ног, несколько раз повернулась кругом, потом сощурила глаза и высунула язык.     Потом Оля показала самой себе длинный язык пальцами, рассмеялась и начала выбивать ногами дробь.
   И тут ей показалось... Нет, этого не может быть! Чутко прислушиваясь, Оля снова стукнула каблуками об пол и теперь уже вполне отчетливо разобрала, как в глубине зеркала стеклянным мелодичным звуком отозвалось эхо. Да, эхо отозвалось в зеркале, в той самой передней, которая в нем отражалась, а не в той, настоящей, в которой стояла Оля.
   Это было так странно, что Оля онемела, широко открыв свои голубые глаза. И в тишине она ясно услышала, как кто-то вздохнул длинно и печально.
   Оле стало страшно... Она выждала минуту и негромко спросила:
- Кто это вздыхает?
- Я, - негромко ответил красивый звенящий голос, словно ударились друг об дружку хрустальные стеклышки.
- Кто ты? - перевела дыхание Оля. - Здесь никого нет.
- Это я, зеркало, - снова зазвенел голос.
Оля отскочила в сторону и, помедлив, сказала:
- Но ведь вещи не умеют разговаривать...
- А ты представь, что находишься в сказке, - ответил голос.
- Все равно это очень странно... Я боюсь тебя, зеркало.
- Напрасно, девочка... Я доброе волшебное зеркало. Я не причиню тебе никакого зла. Не правда ли, я тебе нравлюсь? Ты так любишь смотреть в мое стекло!
- Это правда, - сказала Оля, осмелев и делая шаг к зеркалу.
А голос звучал:
- Бабушка часто говорит, что хотела бы, чтобы ты увидела себя со стороны...
- Но разве это возможно? - удивилась Оля.
- Ну, конечно, возможно. Только для этого тебе надо побывать по ту сторону зеркала.
- Ах, как интересно! - воскликнула Оля. - Разреши мне, пожалуйста, побывать по ту сторону зеркала!
Голос ответил не сразу, как будто зеркало погрузилось в задумчивость.
- С твоим характером, - произнес, наконец, звенящий голос, - опасно очутиться по ту сторону зеркала.
- Разве у меня плохой характер?
Снова раздался вздох.
- Видишь ли, ты, конечно, хорошая девочка... Я вижу добрые глаза - значит, и сердечко у тебя доброе.
Но у тебя есть недостатки, которые могут помешать тебе в трудную минуту!
- Я ничего не боюсь! - решительно махнула косичками Оля.
- Что ж, пусть будет по-твоему, - произнес голос.
    И передняя наполнилась вдруг звоном, словно разбились тысячи хрустальных стекляшек. Оля вздрогнула, и книга, которую она держала под мышкой, полетела на пол.
    Набрав в легкие воздуха и зажмурив глаза, будто она собиралась нырнуть в воду, Оля быстро подняла ногу, переступила через раму и, столкнувшись с кем-то, полетела на пол. Она схватилась за ушибленный лоб, открыла глаза и села. Перед ней, схватившись за лоб, сидела девочка с русыми косами и большими голубыми глазами.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля

Эдуард Николаевич Успенский – писатель, сценарист и телеведущий, лауреат многих наград и премий в области литературы, родился 22 декабря 1937 в городке Егорьевск, что расположен недалеко от Москвы.
    Интерес к творчеству проявился у Успенского еще в школе, где он трудился вожатым для учащихся 2-4 классов, а в студенческие годы являлся организатором капустников и институтского КВН.
   Началом творческой деятельности Успенского стала выпущенная в 1974 году книга «Дядя Федор, пес и кот», затем появились "Чебурашка и крокодил Гена", "Про Веру и Анфису" и многие любимые ребятами нашей страны книги. По многим из них снимались мультфильмы.
   В 1991 году писатель награжден дипломом им. А. Гайдара, а в 2010 году был удостоен премии Корнея Чуковского.

Дядя Фёдор, пёс и кот


    У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие — папа и мама.
    И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких кошек. А дядя Фёдор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.
    А однажды было так. Идёт себе дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый.
   Кот говорит дяде Фёдору:
— Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
   Дядя Фёдор попробовал — так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:
 — А откуда ты знаешь, что меня дядей Фёдором звать?
 Кот отвечает:
— Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.
 — А кто тебя разговаривать научил? — спрашивает дядя Фёдор.
 — Да так, — говорит кот. — Где слово запомнишь, где два. А потом, я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу: или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.
Дядя Фёдор говорит:
— Пошли ко мне жить.
Кот сомневается:
— Мама твоя меня выгонит.
 — Ничего, не выгонит. Может, папа заступится.
И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под диваном спал, как барин. А вечером папа с мамой пришли. Мама как вошла, сразу и сказала:
— Что-то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Фёдор кота притащил.
А папа сказал: — Ну и что? Подумаешь, кот. Один кот нам не помешает.
Мама говорит:
— Тебе не помешает, а мне помешает.
— Чем он тебе помешает?
— Тем, — отвечает мама. — Ну ты вот сам подумай, какая от этого кота польза?
Папа говорит: — Почему обязательно польза? Вот какая польза от этой картины на стене?
— От этой картины на стене, — говорит мама, — очень большая польза. Она дырку на обоях загораживает.
 — Ну и что? — не соглашается папа. — И от кота будет польза. Мы его на собаку выучим. Будет у нас сторожевой кот. Будет дом охранять. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Мама даже рассердилась:
— Вечно ты со своими фантазиями! Ты мне сына испортил… Ну вот что. Если тебе этот кот так нравится, выбирай: или он, или я.
   Папа сначала на маму посмотрел, потом на кота. Потом опять на маму и опять на кота.
— Я, — говорит, — тебя выбираю. Я с тобой уже давно знаком, а этого кота в первый раз вижу.
— А ты, дядя Фёдор, кого выбираешь? — спрашивает мама.
— А никого, — отвечает мальчик. — Только если вы кота прогоните, я тоже от вас уйду.
   Мама, конечно, не верила, что дядя Фёдор из дома уйдёт.  А он серьёзно говорил. Утром папа с мамой на работу ушли. Дядя Фёдор проснулся, сварил себе каши, позавтракал с котом и стал письмо писать.
«Дорогие мои родители! Папа и мама! Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я всё умею делать и буду вам писать. А в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год. До свиданья. Ваш сын — дядя Фёдор».
    Он положил это письмо в свой собственный почтовый ящик, взял рюкзак и кота в сумке и пошёл на автобусную остановку.

Крокодил Гена и его друзья
(отрывок)

   В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его Чебурашка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своём тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу — что он жираф, а зайцу — что он заяц.
   Так вот и наш зверёк; он никогда не задумывался над тем, как его зовут, а просто жил себе да жил в далёком тропическом лесу. Однажды он проснулся утром рано, заложил лапы за спину и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом. Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать.
    Спал Чебурашка крепко, он, конечно, не слышал, как подошли рабочие и заколотили все ящики. После этого апельсины вместе с Чебурашкой погрузили на корабль и отправили в далёкое путешествие. Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города. Когда их открыли, в одном апельсинов почти не было, а был только толстый-претолстый Чебурашка.
   Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол. Но Чебурашка не мог сидеть на столе: он слишком много времени провёл в ящике, и у него затекли лапы. Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел — чебурахнулся снова. На пол.
— Фу-ты, Чебурашка какой! — сказал про него директор магазина. — Совсем не может сидеть на месте!
    Так наш зверёк и узнал, что его имя — Чебурашка.
 — Но как же мне с тобой поступить? — спросил директор. — Не продавать же тебя вместо апельсинов?
   Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести его в главный городской зоопарк. Но в зоопарк Чебурашку не приняли. Во-первых, зоопарк был переполнен. А во-вторых, Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда же его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам. Тогда директор снова взял Чебурашку под мышку и пошёл к своему дальнему родственнику, также директору магазина.
   — Ну что же, — сказал директор номер два, — мне нравится этот зверь. Он похож на бракованную игрушку! Я возьму его к себе на работу. Пойдёшь ко мне?
— Пойду, — ответил Чебурашка. — А что мне надо делать?
— Надо будет стоять в витрине и привлекать внимание прохожих. Понятно?
— Понятно, — сказал зверёк. — А где я буду жить?
 — Жить?.. Да хотя бы вот здесь! — Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. — Это и будет твой дом!
    Так вот и остался Чебурашка работать в этом большом магазине и жить в этом маленьком домике. Безусловно, этот дом был не самый лучший в городе. Но зато под рукой у Чебурашки всегда находился телефон-автомат, и он мог звонить кому хочешь, прямо не выходя из собственного дома. Правда, пока ему некому было звонить, но это его нисколько не огорчало.

   В том городе, где оказался Чебурашка, жил да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке… крокодилом.     Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна. На его клетке висела табличка с надписью:
Африканский крокодил Гена.
Возраст пятьдесят лет.
Кормить и гладить разрешается.
    Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартиру. Дома он читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики. Однажды, когда он проигран сам себе сорок партий подряд, ему стало очень и очень грустно. «А почему я всё время один? — подумал он. — Мне надо обязательно завести себе друзей».

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля

  Лазарь Иосифович Лагин - советский писатель прозаик, поэт, журналист. Один из ведущих представителей советской детской литературы.
    Лагин родился 4 декабря 1903 года в Витебске. После окончания школы в том же году отправился добровольцем на гражданскую войну.
   В 1922 году начал печататься на страницах газет со стихами и заметками. В том же году он встретил В. В. Маяковского и показал ему свои стихи. Маяковский стихи похвалил.
   В годы Великой Отечественной войны писатель работал в газете «Красный черноморец» Черноморского флота, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. Войну окончил в Румынии в составе Дунайской флотилии.
   Наиболее известное произведение: сказка «Старик Хоттабыч».

Старик Хоттабыч
(отрывок)

    Это очень удобно, когда речка находится недалеко от дома. Волька сказал маме, что пойдет на берег готовиться по географии. Прибежав к речке, он быстро разделся и бросился в воду. Шел одиннадцатый час, и на берегу не было ни одного человека.
    Волька наплавался и нанырялся до того, что буквально посинел. Тогда он стал вылезать на берег, но в последнюю минуточку передумал и решил еще раз нырнуть в ласковую прозрачную воду, до дна пронизанную ярким полуденным солнцем.
    И вот в тот самый момент, когда он уже собирался подняться на поверхность, его рука вдруг нащупала на дне реки какой-то продолговатый предмет. Он схватил его и вынырнул у самого берега. В его руках была склизкая, замшелая глиняная бутылка очень странной формы. Горлышко было наглухо замазано каким-то смолистым веществом, на котором было выдавлено что-то отдалённо напоминавшее печать.
    Волька прикинул бутылку на вес. Бутылка была тяжёлая, и Волька обмер.
    «Клад! – мгновенно пронеслось у него в мозгу. – Клад со старинными золотыми монетами. Вот это здорово!»     Наспех одевшись, он помчался домой, чтобы в укромном уголке распечатать бутылку.
     Волька вбежал в квартиру и, проскользнув мимо кухни, где мама с бабушкой готовили обед, юркнул в комнату и прежде всего запер на ключ дверь. Затем вытащил из кармана перочинный нож и, дрожа от волнения, соскрёб печать с горлышка бутылки. В то же мгновение вся комната наполнилась едким чёрным дымом и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру.
    Пока Волька, раскачиваясь на крюке, он вдруг увидел, что в комнате, кроме него, находится ещё одно живое существо. Это был тощий старик с бородой по пояс, в роскошной шёлковой чалме, в таком же кафтане и шароварах и необыкновенно вычурных сафьяновых туфлях.
– Апчхи! – оглушительно чихнул неизвестный старик и пал ниц. – Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!
– Вы иллюзионист из цирка? – догадался Волька, с любопытством оглядывая сверху незнакомца.
– Нет, повелитель мой, – продолжал старик, – я не иллюзионист из цирка. Знай же, о благословеннейший, что я Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, или, по-вашему, Гассан Абдуррахман Хоттабович.
    И случилась со мной – апчхи! – удивительная история, которая, будь она написана иглами в уголках глаз, послужила бы назиданием для поучающихся. Я, несчастный джинн, ослушался Сулеймана ибн Дауда – мир с ними обоими! – я и брат мой Омар Хоттабович. И Сулейман прислал своего визиря , и он привёл меня насильно. И Сулейман ибн Дауд – мир с ними обоими! – приказал принести два сосуда: один медный, а другой глиняный, и заточил меня в глиняном сосуде, а брата моего, Омара Хоттабовича, – в медном. Запечатал он оба сосуда, оттиснув на них величайшее из имён Аллаха, а потом отдал приказ джиннам, и они понесли нас и бросили брата моего в море, а меня – в реку, из которой ты, о благословенный спаситель мой, – апчхи, апчхи! – извлёк меня. Да продлятся дни твои, о… Извиняюсь, как твоё имя, отрок?
– Меня зовут Волька, – ответил наш герой, продолжая раскачиваться под потолком.
– А имя отца твоего, да будет он благословен во веки веков?
– Папу моего зовут Алёша… то есть Алексей.
– Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алёша, что я буду делать впредь всё, что ты мне прикажешь, ибо ты меня спас из страшного заточения, и я твой раб.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля

   Агния Львовна Барто – российский и советский детский писатель, киносценарист, родилась 4 февраля 1906 г., в Москве.
   Первые стихи для детей были опубликованы в 1925 г. Стихи Барто пользовались большим успехом. Стихотворения "Вовка - добрая душа", "Наша Таня громко плачет...", "Игрушки" стали любимыми у детворы.
   Агния Барто внесла свой вклад в советский кинематограф. В 1939 г. она написала сценарий для х/ф “Подкидыш”. В 1949 г. был написан сценарий “Слон и веревочка”, 1953 г. – “Алеша Птицын вырабатывает характер”, в 1961 г. – “10000 мальчиков”.
Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Зайка

Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Дело было в январе…

Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.

Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.

Веревочка


Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

— Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла! —
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38256
    • Просмотр профиля

   Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам».
     Драгунский родился 1 декабря 1913 года в городе Нью-Йорк в семье белорусских эмигрантов. Однако семья так и не прижилась в США, поэтому через год они вернулись на Родину
    Драгунский пробовал себя в самых разных профессиях, начиная от клоуна в цирке и заканчивая помощником токаря на заводе.
    С 1959 года Драгунский начинает писать веселые рассказы про мальчика Дениса Кораблева, которые стали классикой детской литературы. «Денискины рассказы» выдержали множество переизданий, переведены на другие языки.

Главные реки Америки
    Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко.
     Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и еще на ходу сказала:
– Кораблев, к доске!
    У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить;
– Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?
И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала:
– Стихи!
    Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завел:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.
– Да, – сказал я, – это Пушкин. Александр Сергеевич.
– А я что задала? – сказала она.
– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
   Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:
– Слонов! Не смей подсказывать!
– Да! – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
    Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.
– Читай. Наизусть!
– Что? – сказал я.
– Стихи, конечно! – сказала она.
– Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я. – Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.
   Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:
– Мужичонка!
   Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.
И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:
– С ноготком!
И повторил все вместе:
– Мужичонка с ноготком!
Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:
– Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. – Потом она добавила: – Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
Конечно, я не выучил.  И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:
– Конечно, выучил. А как же!
– Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
    Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину.
У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
– Миси-писи.

    Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.


 
.