Автор Тема: Сборник. Русский устный  (Прочитано 3947 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 18144
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #109 : 14 Июнь 2017, 16:07:30 »
Тексты для старшей школы
1. Детство И.С. Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев - русский прозаик, поэт, драматург, критик, публицист,  переводчик.
   Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать – из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
     Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии. Первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубенского и Клюшникова, позднее известного поэта.
    К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский, где окончил в 1837 г. словесное отделение философского факультета.
2. Студенческие годы Тургенева
    В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» , написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина. Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
   В 1836 году Тургенев окончил университет. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков. Овладев самыми свежими выводами современной философской науки, Тургенев в 1841 г. возвращается в Россию.
 В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

3. Тургенев  и Полина Виардо. Вдали  от Родины
    В 1843 г. Тургенев познакомился с гастролировавшей в Петербурге знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. В 1845 г. он на время последовал за нею во Францию, а вначале 1847 г. уехал заграницу уже надолго. Семья Виардо становится частицей его жизни, он привязан к Полине, с Луи Виардо его связывает нечто вроде дружбы, а их дочь стала для писателя родной. В те годы Тургенев практически жил в семье Виардо, писатель то снимал дома по соседству, то надолго останавливался в доме своей возлюбленной. Тургенев готов довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами. Отъезд вырвал Тургенев из привычной литературной и светской среды, новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе переоценить. Он достигает настоящего профессионализма в своей писательской работе, его взгляды на искусство становятся более простыми и строгими.
    В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались давние впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское. В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.
4. Записки охотника
    Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 г., навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах «Современника», а в 1852 г. автор выпускает их отдельным изданием.
В сборнике рассказов "Записки охотника" объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик-литератор, дворянин по общественному положению. «Охотник» просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил — и все; он как будто бы совсем не задумывается над тем, что то, о чем идет речь сейчас. Но, в  то же  время, Тургенев, сравнивая, сопоставляя, систематизируя,  разрабатывает тему такого размаха, о каком до него осме­лился говорить вслух только Гоголь.
    Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз­мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа.  В этом произведении автор большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге­роев.  Рассказчик совер­шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос­сийского быта.
5. Снова в России. "Рудин"
    Февральская революция и июньские события застали Тургенева в Париже. Глубоко проникнутый принципами либерализма, писатель в политических убеждениях всегда был «постепеновцем», и социалистическое возбуждение 40-х гг. коснулось его мало. В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян.
   В 1852 г. после смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный критик Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно».     Тургенев отослал статейку в Москву В. И. Боткину, и тот её напечатал в «Московских Ведомостях». В этом усмотрели «бунт», и автор «Записок Охотника» был водворен на съезжую, где пробыл целый месяц. Затем он был выслан в свою деревню и только благодаря усиленным хлопотам гр. Алексея Толстого года через два вновь получил право жить в столицах.
    Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин», написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху. Проблему «лишнего человека» он видит по-новому. Характер Рудина, героя романа,  предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни. В лице Рудина Тургенев показывает безволье и бездеятельность поколения 40-х годов, его бесцельное прозябание и бесплодную гибель.   
    Перед нами богато одаренный человек с лучшими намерениями, но совершенно пасующий перед действительностью, страстно зовущий и увлекающий других, но сам совершенно лишённый страсти и темперамента, он вдохновляется собственными словами и в ту минуту, когда он говорит, ему искренно кажутся легко преодолимыми всякие препятствия.
6. "Дворянское гнездо". "Накануне"
     Если в «Рудине» Тургенев "казнил" только праздно болтающих людей поколения сороковых годов, то в «Дворянском Гнезде» он пропел отходную всему своему поколению и без малейшей горечи уступал место молодым силам. В лице Лаврецкого мы несомненно имеем одного из самых симпатичных представителей дворянско-помещичьей полосы русской жизни, но вся его  жизнь была отдана личным радостям или личному горю. Потеряв за границей своё семейное счастье, он приезжает на родину с твёрдым намерением взяться за «дело». Но увы! это «дело» смутно для него самого. Достаточно было, поэтому, первых проблесков сочувствия к нему со стороны героини романа Лизы, чтобы  жажда личного счастья снова залила все его существо — а вторичная незадача снова и окончательно надломила мягкого романтика. Героиня романа  Лиза Калитина принадлежит к числу самых обаятельных фигур русской литературы. Лиза воплощает собою русскую женщину, вся жизнь которой сводилась к любви и когда, потерпев неудачу в ней, она лишалась всякой цели существования.  Тургенев уже видел нарождение новой русской женщины, сделал её центром следующего общественного романа своего: «Накануне».
  Героиня романа, Елена, как молодая девушка, она ждала, конечно, прежде всего любви. Но в выборе, который она сделала между тремя влюбленными в неё молодыми людьми, ярко сказалась психология новой русской женщины, она требует деятельной борьбы со злом. Вот почему её воображение так поражено встречею с болгарином Инсаровым, подготовляющим восстание против турок. «Освободить свою родину. Эти слова так велики, что даже выговорить страшно». Выбор её сделан. Она пренебрегает приличиями, отказывается от обеспеченного положения и идёт с Инсаровым на борьбу и может быть на смерть, когда Инсаров преждевременно умирает от чахотки, Елена решает «остаться верной его памяти», оставшись верной «делу всей его жизни».

"Отцы  и дети". Уход
     Изменения, происходящие в  обществе  шестидесятых годов  XIX века обозначены в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанном в 1862 году. Публикация романа пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы. В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.
     Роман  переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами). В этот период появляется новый тип общественного деятеля — разночинца-демократа, стремящего бороться за изменение политического строя России.
     Центральный герой романа, Евгений Васильевич Базаров, как раз таков. Он изначально противопоставлен всем героям романа, потому что человек иной среды — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Демократическое происхождение героя проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.
    Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров - еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.
    Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.
     К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России , так и в Европе, где критика причислила его к первым писателям века.  Смерть его (в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 г.) произвела огромное впечатление.       Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было.
Тексты для начальной школы
1. Детство И.С. Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель и поэт.
   Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец происходил из старинного дворянского рода, мать – из  богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
     Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове. Первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах.
    К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский.
2. Студенческие годы Тургенева
    В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были  небольшие поэмы и лирические стихотворения.
   В 1836 году Тургенев окончил университет. Мечтая о научной деятельности в 1838 году он отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. В 1841 г. Тургенев  возвращается в Россию и поступает на службу в Министерство внутренних дел.

3. Тургенев  и Полина Виардо. Вдали  от Родины
    В 1843 г. Тургенев познакомился с  знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. Он последовал за нею во Францию.  Тургенев практически жил в семье Виардо, писатель  снимал дома по соседству.
    В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское. В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.
4. Записки охотника
    Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же.
   В сборнике рассказов "Записки охотника" объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик.  «Охотник» просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил.
    Здесь представлена картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз­мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа.  Рассказчик совер­шает путешествие по России. Он встречается по пути с различными людими, в результате чего вырисовывается картина рос­сийского быта.
5. Снова в России. "Рудин"
    Февральская революция и июньские события застали Тургенева в Париже. В 1850 г.  Тургенев вернулся в Россию.
   В 1852 г. после смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, но его напечатали в «Московских Ведомостях». В этом усмотрели «бунт», и автор «Записок Охотника» был выслан в свою деревню и только  года через два вновь получил право жить в столицах.
    Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин».  Характер Рудина, героя романа,  предстает своеобразной загадкой. В лице Рудина Тургенев показывает  бездеятельность поколения 40-х годов.   
6. "Дворянское гнездо". "Накануне"
    В «Дворянском Гнезде» Тургенев прощается со своим поколением  и  уступает место молодым силам. Лаврецкий один из самых симпатичных представителей дворянской полосы русской жизни, но вся его  жизнь была отдана личным радостям. Он приезжает на родину с твёрдым намерением взяться за «дело». Но «дело»непонятно ему самому.  Героиня романа  Лиза Калитина принадлежит к числу самых обаятельных фигур русской литературы. Лиза воплощает собою русскую женщину, вся жизнь которой сводилась к любви.  Тургенев уже видел рождение новой русской женщины, сделал её героиней романа своего: «Накануне».
  Героиня романа, Елена,  пренебрегает приличиями  и идёт  на борьбу, оставшись верной «делу всей  жизни».

"Отцы  и дети". Уход
     Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написан в 1862 году.
     Герой романа, Евгений Васильевич Базаров — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Это проявляется  в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой.
     Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.
     К концу жизни слава Тургенева достигла своей вершины как в России , так и в Европе.  Смерть его произвела огромное впечатление. Похоронен Тургенев на Волковом кладбище в Петербурге.
ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.  №1
1. В какой семье родился Тургенев?
Ответ: ____________________________
2. Где прошло детство писателя?
Ответ: ____________________________
3. Кто был первым учителем Тургенева?
Ответ: _____________________________
4. Где Тургенев продолжал своё образование в Москве?
Ответ: _____________________________
5. Сколько языков знал Тургенев?
Ответ: ______________________________


    №2
1. Когда Тургенев начал писать?
Ответ: ____________________________
2.Что он писал  в  это время?
Ответ: ____________________________
3. В каком году Тургенев окончил университет?
Ответ: _____________________________
4. Куда  отправился Тургенев,  чтобы  продолжить образование?
Ответ: _____________________________
5. Куда Тургенев поступил на службу, вернувшись  в Москву?
Ответ: ______________________________


   №3
1. Кого полюбил Тургенев?
Ответ: ____________________________
2. Куда  он уехал за своей возлюбленной?
Ответ: ____________________________
3. Какое чувство крепло на чужбине?
Ответ: _____________________________
4. Что вспоминал Тургенев в  разлуке с Родиной?
Ответ: _____________________________
5. В какое произведение воплотились его воспоминания?
Ответ: ______________________________

   №4
1. Какой первый из рассказов цикла был опубликован?
Ответ: ____________________________
2. Кто является объединяющей фигурой цикла?
Ответ: ____________________________
3. Что рассказывает охотник?
Ответ: _____________________________
4. Что предстаёт перед читателем?
Ответ: _____________________________
5. С кем встречается рассказчик в  своём путешествии, и  что из этого складывается?
Ответ: ______________________________


   №5
1. Где застала Тургенева февральская революция?
Ответ: ____________________________
2. К какому событию Тургеневым был написан некролог?
Ответ: ____________________________
3. Что последовало за публикацией некролога?
Ответ: _____________________________
4. Как называется  первый роман Тургенева?
Ответ: _____________________________
5. Кем предстаёт его главный герой?
Ответ: ______________________________

   №6
1. Кому уступил Тургенев место в своём втором романе?
Ответ: ____________________________
2.Как называется второй  роман Тургеневая?
Ответ: ____________________________
3. Как зовут главных героя  и героиню романа?
Ответ: _____________________________
4. Как называется третий  роман Тургенева и кто его главная героиня?
Ответ: _____________________________
5. Чему посвящает себя героиня  романа?
Ответ: ______________________________


   №7
1. Как  называется последний роман Тургенева?
Ответ: ____________________________
2.Каков его основной конфликт, отражённый в  названии?
Ответ: ____________________________
3. Как зовут главного героя романа, какого он происхождения?
Ответ: _____________________________
4. Какова, по мнению Тургенева, основная  идея романа?
Ответ: _____________________________
5. Где похоронен Тургенев?
Ответ: ______________________________


ЗАДАНИЕ 3
Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1.

И.С. Тургенев  в детстве

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   кто изображён на картине;
•   как отличается одежда мальчика от современной одежды;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


2.

Московский университет


1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картине, какое это время;
•   как связано это место с жизнью Тургенева;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

3.

И.С.Тургенев  и Полина Виардо

Не забудьте рассказать,
•   кто изображён на картине;
•   что связывало этих людей;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.

Павла Гусев. Иллюстрация к произведению И.С. Тургенева "Записки охотника"

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.



5.

В.А. Милашевский. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Рудин».

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


6.

Иллюстрация Д.Боровского к роману 'Дворянское гнездо'

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


7.

Иллюстрация Д.Боровского к роману "Отцы  и дети'

•   кто изображён на картине,;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

 

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #108 : 14 Июнь 2017, 16:02:27 »
4.


С. Яровой. Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   вспомните, что послужило причиной опалы и чем занимался Крылов в это время;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #107 : 14 Июнь 2017, 15:56:06 »
3.



1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с творчеством Крылова;
•   вспомните, какие журналы издавал Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #106 : 14 Июнь 2017, 15:41:42 »
2.


Канцелярия

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, во сколько лет Крылов поступил на службу;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #105 : 14 Июнь 2017, 12:51:42 »
1.

Сундук с книгами

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, какое образование получил Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.




Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #104 : 14 Июнь 2017, 12:34:51 »
ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.


№1
1. В каком году  родился Крылов?
Ответ: ____________________________
2. Где  был отец Крылов?
Ответ: ____________________________
3. Где учился Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Как жила семья Крылова после смерти отца?
Ответ: _____________________________
5. В чём с удовольствием участвовал Крылов?
Ответ: ______________________________


  №2
1. Во сколько лет Крылов поступил на службу?
Ответ: ____________________________
2. Зачем Крылов с матерью переехали в Петербург?
Ответ: ____________________________
3. Где работал Крылов в Петербурге?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов кроме службы?
Ответ: _____________________________
5. В каких областях Крылов достиг успехов?
Ответ: ______________________________

  №3
1. В качестве кого Крылов начал свою литературную деятельность?
Ответ: ____________________________
2. Назовите некоторые пьесы Крылова?
Ответ: ____________________________
3. Какой первый журнал издавал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Что отражал Крылов в своих журналах?
Ответ: _____________________________
5. Кто беседовал с Крыловым о его журналах?
Ответ: ______________________________

  №4
1. С какого года Крылову было запрещено было жить в столицах?
Ответ: ____________________________
2. Чем была вызвана опала?
Ответ: ____________________________
3. Что предложила императрица Крылову?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов во время опалы?
Ответ: _____________________________
5. Какие пьесы Крылова имели шумный успех?
Ответ: ______________________________

  №5
1. В каком году вышла первая книга басен Крылова?
Ответ: ____________________________
2. Сколько басен было написано Крыловым?
Ответ: ____________________________
3. Каких баснописцев вы можете назвать?
Ответ: _____________________________
4. Назовите басни Крылова, которые вы знаете?
Ответ: _____________________________
5. Процитируйте известные вам изречения из басен Крылова?
Ответ: ______________________________


  №6
1. Персонажем чего стал Крылов ?
Ответ: ____________________________
2. Какие свои пороки Крылов подчёркивал?
Ответ: ____________________________
3. Чем занимался Крылов до самой старости?
Ответ: _____________________________
4. Какие поощрения получил Крылов от государства?
Ответ: _____________________________
5. Почему Крылов получил чин статского советника в нарушение правил?
Ответ: ______________________________


  №7
1. Почему Крылов в последние годы жизни был обласкан царской фамилией?
Ответ: ____________________________
2.
Что позволял себе Крылов при дворе?
Ответ: ____________________________
3. Какие проблемы со здоровьем испытывал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Когда умер Крылов?
Ответ: _____________________________
5. Что получили его друзья после его смерти?
Ответ: ______________________________


Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #103 : 14 Июнь 2017, 12:10:47 »

И.А.Крылов. Тексты для начальной школы

1. Детство, образование

Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Его отец был офицером, принимал участие в подавлении пугачёвского бунта.  Крылов провел раннее детство в разъездах. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   После смерти отца семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
2. Начало службы

  В 9 лет Крылов, получивший домашнее образование, поступил на службу - переписывать деловые бумаги. 
  В конце 1782 г. Крылов переехал в Санкт-Петербург с матерью, которая хотела хлопотать о пенсии и об устройстве судьбы сына. Там ему тоже пришлось поступить на службу. В это же время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, разбирался в математике.

3. Начало творчества

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Проказники», «Бешеная семья», 1786-1788).
    В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Издаёт  журнал «Почта духов», где в виде переписки гномов и других духов  показана широкая сатирическая картина русского общества. Журнал был запрещен. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

4.  Опала

           С осени 1795 года из-за истории с журналами Крылову  запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
    В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям.
    В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они имели шумный успех.

5.  Басни

   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен.  Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и другие) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. 
   Басни Крылова имели огромный успех. Многие изречения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».
 
6.  Общественное признание

     В  1820-е годы стал Крылов персонажем многочисленных анекдотов. Он сам подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Однако,  до самой старости, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского.
       В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника.         В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

7. Последние годы жизни

   В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
       В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура.

    Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #102 : 14 Июнь 2017, 11:10:23 »
7. Последние годы жизни

В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника, шеститысячный пенсион.

Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
   
Одно время он даже получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций блюд, подаваемых к столу.

    В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура. Последним его распоряжением была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания.

    Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #101 : 14 Июнь 2017, 11:02:13 »
2. Начало службы

  После смерти отца, Андрея Прохоровича, мать, впавшая в нужду и подрабатывавшая услугами в богатых домах, упросила местное начальство принять девятилетнего сына, получившего домашнее образование, на службу - переписывать деловые бумаги.  Крылов был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата.
  В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына.
  В 1783 году Крылову пришлось поступить на службу в Казенную палату. В это время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Он познакомился с узким кругом литераторов, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, которая покровительствовала Крылову.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #100 : 14 Июнь 2017, 10:42:49 »
 6. Крылов. Общественное признание. 

Крылов воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е годы стал он персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых разных по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.
    В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #99 : 13 Июнь 2017, 18:06:17 »
5. Крылов. Басни

   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, конфликт между нравственностью и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также "живой" язык заставляют видеть в Крылов реформатора басенного жанра.
   Басни Крылова лишены сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #98 : 13 Июнь 2017, 18:01:36 »
4. Крылов. Опала

    С осени 1795 года из-за истории с журналами ему запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
  В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати появились несколько его прозаических «мелочей».
   В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они были лишены всякой дидактики и имели шумный успех.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #97 : 13 Июнь 2017, 17:55:12 »
3. Крылов. Начало творчества.

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедия «Бешеная семья», 1786-1788). Сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б. Княжнина и его жену, дочь А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра. В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был запрещен, возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству. Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #96 : 13 Июнь 2017, 17:44:14 »
И.А.Крылов

1. Детство, образование


Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Отец — Андрей Прохорович Крылов — офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Там же, в Яицком городке, Крылов провел раннее детство, но во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   В 1775 году Андрей Прохорович вышел в отставку , и Крыловы переехали в Тверь. Отец вскоре умер. Семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
   По словам современника, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

   

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 18144
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #95 : 13 Июнь 2017, 12:44:53 »
1. Детство и учёба Ф. М. Достоевского
   11 ноября 1821 года родился известнейший российский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова в Санкт-Петербурге. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне.
   Достоевский учится в военно-инженерное училище и очень много читает как зарубежных поэтов – Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.
2. Начало литературной деятельности Достоевского.
   По окончании училища (конец 1843 г.) Ф. М. Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился в чине поручика.
    В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди». Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства".
     В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
3. Арест Ф. М. Достоевского.
   С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время , которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».
22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением состояния» и последующей сдачей в солдаты.
4. Ф.М. Достоеский на каторге
   23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую крепость, окружённую рвами и валами.  Достоевского отвели в караульную, где ему  обрили голову и облачили в двухцветную куртку. В таком виде он вступил в каторжный каземат.      В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале.
   О своей жизни в остроге он писал брату: «...те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе».
   Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото .."
   Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек»,четыре года страданий явились поворотным моментом в духовной биографии.
   3 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского.  В марте этого же года зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске.
   В Сибири Достоевский начал работу над воспоминаниями о каторге, послужившие источником для «Записок из Мертвого дома».
5. Семья и творчество Достоевского после каторги.
   В 1857 году Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … ». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского.
  В том же году его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости.     В это же время Достоевский пишет две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского.
   18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии), где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге.
6. "Преступление  и наказание"
  1864  год принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот").
   После смерти брата Достоевский взял на себя издание журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но  падение подписки  вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни.
    Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче , где ночами писал роман "Преступление и наказание".
Замысел этого романа созревал у Достоевского в течение многих лет.
 В основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. Одним из образов романа стал большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм.
  Роман имел огромный успех. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы, продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским
7. Последние годы жизни. "Братья Карамазовы"
   В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.
   «Братья Карамазовы» — последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». В романе художественное воплощение получили многие идеи  творчества писателя. История Карамазовых— это не просто семейная хроника, а  обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" — такова проблематика романа.
     В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.  Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.

Тексты для начальной школы
1. Детство и учёба Ф. М. Достоевского
   11 ноября 1821 года родился известнейший российский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье. Он был вторым из семи детей. Отец – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец отправил старших сыновей в пансион  в Санкт-Петербурге. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне.
   Достоевский учится в военно-инженерное училище и очень много читал как зарубежных поэтов, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.
2. Начало литературной деятельности Достоевского.
   По окончании училища Ф. М. Достоевский был зачислен  инженером в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решил  посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился.
    В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В  мае 1845 года  он заканчивает роман «Бедные люди». Роман имел исключительный успех.
     Другие произведения молодого Достоевского — повести «Слабое сердце», «Белые ночи» также имели большой успех у читателей.
3. Арест Ф. М. Достоевского.
   С марта 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В. Петрашевского. Участвует  в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 года. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Был признан виновным.
   22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения  приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой.
4. Ф.М. Достоеский на каторге
   23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую крепость, окружённую рвами и валами.  Достоевского отвели в караульную, где ему  обрили голову и облачили в двухцветную куртку.  В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале.
   Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге.
   3 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского.
   В Сибири Достоевский начал работу над воспоминаниями, ставшие источником для «Записок из Мертвого дома».
5. Семья и творчество Достоевского после каторги.
   В 1857 году Достоевский женился на  М.Д. Исаевой. Брак не был счастливым.
  В том же году его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости.    В это же время Достоевский пишет две  повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
   18 марта 1859 года Достоевский был уволен  в отставку и получил разрешение жить в Твери. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге.
6. "Преступление  и наказание"
     1864  год принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла  его жена.
    Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче , где ночами писал роман "Преступление и наказание".
Замысел этого романа созревал у Достоевского в течение многих лет.
 В основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу.Одним из образов романа стал большой город Петербург.
  Роман имел огромный успех. Произведение оказало влияние на мировую литературу.
7. Последние годы жизни. "Братья Карамазовы"
   В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
   «Братья Карамазовы» — последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». В романе художественное воплощение получили многие идеи  творчества писателя.
     В "Братьях Карамазовых"  преступление связано с великими мировыми "вопросами".  Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.

ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.  №1
1. В каком году  родился Достоевский?
Ответ: ____________________________
2. Где  работал отец Достоевского?
Ответ: ____________________________
3. В каком  городе находился пансион,  куда  отец Достоевского отправил сыновей?
Ответ: _____________________________
4. В каком училище учился Достоевский?
Ответ: _____________________________
5. Каких русских поэтов читает Достоевский в это  время?
Ответ: ______________________________


  №2
1. Какую профессию получил Достоевский по окончании училища?
Ответ: ____________________________
2. Чему решил посвятить себя Достоевский, выйдя в  отставку?
Ответ: ____________________________
3. Перевод романа какого писателя стал первой публикацией писателя?
Ответ: _____________________________
4. Какой роман Достоевского сразу имел оглушительный успех?
Ответ: _____________________________
5. Какие ещё произведения написал Достоевский в это время?
Ответ: ______________________________

  №3
1. Какие тайные общества посещал Достоевский?
Ответ: ____________________________
2. Когда произошёл арест Достоевского?
Ответ: ____________________________
3. Сколько месяцев провел писатель в Петропавловской крепости?
Ответ: _____________________________
4. Что проявил Достоевский, находясь под арестом?
Ответ: _____________________________
5. Чем, по  указу царя, была  заменена казнь?
Ответ: ______________________________

  №4
1. Где находилось место, где Достоевский отбывал каторгу?
Ответ: ____________________________
2. Чем была окружена крепость?
Ответ: ____________________________
3. Сколько лет отбывал писатель каторгу?
Ответ: _____________________________
4. Какую книгу  он читал в  заточении?
Ответ: _____________________________
5. Как называется книга воспоминаний о каторге?
Ответ: ______________________________

  №5
1. В каком году Достоевский женился на М.Исаевой?
Ответ: ____________________________
2. Был ли брак счастливым?
Ответ: ____________________________
3. Какую повесть напечатал брат писателя?
Ответ: _____________________________
4. Какие две повести пишет Достоевский в это  время?
Ответ: _____________________________
5. В каком городе получил разрешение жить писатель до возвращения в Петербург?
Ответ: ______________________________


  №6
1. Какую тяжёлую утрату принёс Достоевскому  1864 год ?
Ответ: ____________________________
2. Какой роман начал писать Достоевский  на подмосковной даче?
Ответ: ____________________________
3. Что легло в основу сюжета романа?
Ответ: _____________________________
4. Имел ли успех роман Достоевского?
Ответ: _____________________________
5. На что оказал влияние роман Достоевского "Преступление  и наказание"?
Ответ: ______________________________


  №7
1. Что происходит с популярностью Достоевского в  последние годы жизни ?
Ответ: ____________________________
2. Куда он был избран член-корреспондентом?
Ответ: ____________________________
3. Как называется  последний роман писателя?
Ответ: _____________________________
4. Что получило воплощение в этом романе?
Ответ: _____________________________
5. Когда было окончено произведение?
Ответ: ______________________________


ЗАДАНИЕ 3
[/center]Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1.

Ф.М. Достоевский в детстве

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что перед нами картина или старинная фотография, кто изображён на ней;
•   как отличается одежда детей от современной одежды;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

2.

Обложка к роману Ф.М.Достоевского "Бедные люди"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   как можно догадаться, что действие романа происходит в 19 веке;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

3.

Петропавловская крепость. Алексеевский равелин

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   в каком городе находится Петропавловская крепость;
•   как связано это место  с жизнью Достоевского;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.

Омск. Место заключения Ф.М. Достоевского во  время каторги

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   в каком городе находится Петропавловская крепость;
•   как связано это место  с жизнью Достоевского;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

5.

Обложка к роману Ф.М.Достоевского "Дядюшкин сон"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   как можно догадаться, что действие романа происходит в 19 веке;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

6.

Иллюстрация к роману Достоевского "Преступление  и наказание"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   герой какого романа Достоевского изображён на ней;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

7.

Иллюстрация к роману Достоевского "Братья Карамазовы"


1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   герои какого романа Достоевского изображёны на ней;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.