Занятие
"Интернет-поиск" в ретро-интерактивном кабинете или Интернет-поиск в ретро-интерактивном кабинете
КонцепцияОдним из первых метапредметов, внедренных в образовательный процесс научно-методического учебного центра «Школа-ВУЗ «Современное образование», является предмет, названный нами «Интернет-поиск». С исследованием этого предмета, его характеристикой и описанием можно познакомиться на форуме сайта Школы-ВУЗа, который в последние годы используется как научно-методическая площадка ППС (профессорско-преподавательского состава).
Вот как видит наш ППС метапредмет «Интернет-поиск».
В последнее время умение работать с информационным пространством стало жизненной необходимостью. Современные дети со всех сторон окружены огромным количеством информации и техническими средствами для её получения, но в основном используют это всё лишь для развлечения. И мало кто умеет добывать и использовать полученную информацию в образовательных целях. Интернет-поиск – это обучение человека с помощью средства XXI века, интернета. Мы развиваем навыки ученика с помощью обычного печатного текста? Точно так же мы можем развивать аналогичные навыки, пользуясь контентом (текстом) и информацией, размещенными в интернете. Методика проста. 1. Задать вопрос интернету. 2. Из полученной многочисленной информации составить собственный вывод. 3. Подготовиться к устному высказыванию.
4. Подготовиться к письменному высказыванию.
Безусловно, существует множество других вариантов. Все в руках опытного учителя. Данная работа – разновидность работы с текстом учебника. С помощью Интернет-поиска можно углублять и расширять изучаемую тему, учить писать доклады и рефераты, готовиться к разного рода выступлениям.
Ниже приведем высказывания некоторых из учителей и преподавателей, ведущих Интернет-поиск.
Голоднова А.М., учитель начальной школы, помощник генерального директора по методической работе
Казалось бы, легче лёгкого – задать вопрос интернету?!
Однако именно на этом этапе ребята-новички испытывают трудности. Как правильно сформулировать вопрос? Какие слова использовать? Какой ответ мы получим, задав один вопрос? А другой? Какие странички откроются?
Мы хотим донести до детей – интернет не игрушка, а помощник и средство познания мира. Ставится задача ознакомить ребят с нужными им сайтами, научить делать правильные запросы для поиска этих сайтов и ориентироваться на самом сайте. Одновременно выполняется задача обучения вниманию, четкому следованию указаниям учителя, развитию навыков работы с текстом на уровне ввода и первичного закрепления материала.Демков С.А., учитель русского языка и литературы, 7 класс
Я встраиваю Интернет-поиск в структуру уроков литературы. На эту работу отвожу до 20 минут. Даю задание на поиск, дети не просто находят ответ в интернете, а формируют его в уме, пользуясь ресурсами сети, затем кратко записывают в тетрадь. Задания подбираю сложные, чтобы прямой ввод вопроса в поисковик не давал результата. И учу применять разные методы поиска. Например, седьмому классу дал такой вопрос: "Кто привил Пушкину любовь к истории?" После неудач и определенных умственных усилий ответ был найден. И сколько было радости!Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 3 класс
А мы в пятницу с третьим классом провели Интернет-поиск на уроке ИЗО. Ввели запрос показать картинку-раскраску "Букет цветов к 8 марта". Потом выбрали понравившуюся, причём каждый ученик выбрал себе именно свою, не такую, как у остальных. Срисовали и пошли в класс раскрашивать. Дисциплина была на высшем уровне, потому что было интересно.
Красько О.Э., учитель русского языка и литературы, 6 класс
Вчера, 18 февраля, урок литературы в 6 классе прошел в ретро-интерактивном кабинете. В таком формате занятия проходили впервые, хотя Интернет-поиском мы занимались почти каждый урок.
Откуда мы черпаем нашу информацию? Из книг, учебников и интернета. И вот все это совмещено! Ребята имели возможность просмотреть и осмыслить сведения о жизни, творчестве и особенности языка Н. Лескова, используя учебник, книги и интернет-ресурсы. Одно добавляло другое, позволяя углубиться в тему. Урок прошел на одном дыхании, каждую минуту ребята были заняты, они искали что-то новое, чем хотели поделиться с одноклассниками.Кочеткова М.А., председатель родительского комитета
Когда мы в третьем классе делали стенгазету ко Дню всех влюблённых, ребята сами предложили поискать информацию в интернете. Время было ограничено, я попросила их предложить мне варианты фраз, которые нужно было вбить в поисковую строку. Ребята предложили мне несколько вариантов, и я по ним с лёгкостью нашла всю необходимую информацию! Потом мы с ребятами отредактировали полученную информацию, сократили текст, и получились заметки в стенгазету!Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы, 11 класс
В связи с подготовкой к декабрьскому сочинению в 11 классе Интернет-поиск очень кстати. Из всего потока информации наши одиннадцатиклассники уже научились извлекать нужное и полезное. Теперь нам остаётся только "отшлифовывать" этот навык на каждом занятии и собирать материал к удачной сдаче как первого экзамена в декабре, так и второго – в мае.Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 6 класс
Интернет-поиск прошел на уроке биологии 6 класса в теме "ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ". Ребята формулировали проблему, вводили запросы в поисковик, анализировали письменно полученные ответы. Устные выступления оформляли в виде сообщений к уроку. Вот некоторые результаты находок: самое ядовитое растение, введенное в книгу рекордов Гиннеса, – касторовое дерево (или клещевина), в наших подмосковных лесах ядовиты ландыши, лютики, белладонна, борщевик... Поиски продолжаются! Успехов нашим 6-классникам!!
Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 5 класс
Собираемся с 5-клашками в "виртуальный поход" по стране и хотим начать с составления маршрута путешествия. Для этого мы посетим компьютерный класс, где каждый ученик произведет лично Интернет-поиск нужных объектов для маршрута (ручей, родник, пойму реки, ключ, домик лесника, мельницу, сад, рощу, лес, тропинку, шоссе, овраг, холм, болото и т.д.), а затем на листе бумаги при помощи азимутов, компаса, рулетки, масштабов учащиеся проложат уникальный маршрут своего пути и познакомят ребят класса со своим произведением.Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 4 класс
Сегодня в 4 классе прошёл урок Интернет-поиска. Мы учились находить домашнее задание на нашем форуме. Ребята учились задавать поисковику запрос "Частная школа" и затем проходить весь путь до нужного домашнего задания. Работали с большим энтузиазмом, не испугали даже мои слова о том, что в честь такого события домашнее задание будет увеличено в 2 раза (это была шутка!).
Матвеев С.Г., к.э.н., преподаватель английского языка, 10-11 классы,1-2 курсы ВУЗа.
Благодаря составляющей урока «Интернет-поиск» наши ученики уже лучше стали ориентироваться в необъятном пространстве информации. Старшие школьники активно применяют его (Интернет-поиск) при подготовке к занятиям под названием ЭПЭБ (Экономика, политика, экономическая безопасность), при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории. Студенты – при подготовке по таким дисциплинам как мировая экономика, история экономических учений, международные экономические отношения, политология и т.д.
Гурьев В.И., к.и.н., учитель истории, 9 класс
Сегодня мои дети в очередной раз "обрадовали": им задано подготовить презентацию. На этот раз по истории. По огромной теме –– "Византия". Надо самостоятельно выбрать тему, найти материал и сделать презентацию. Всё просто. НО!!! Дети умеют делать презентации (вставлять картинки, текст, подбирать цвет и т.д.). Дети умеют рисовать в Paint, работать в фотошопе, строить таблицы. И ещё много чего умеют наши дети. НО!!! Они просто не могут найти информацию. Их пугает объём, который выдают поисковики. Они не могут сами определить надёжность источника и достоверность информации. Они не могут сузить большую общую тему до конкретной. Не могут задать вопрос интернету так, чтобы получить именно нужную информацию, а не тонны всего-всего. То есть дети не умеют вести Интернет-поиск. Школ, в которых учат детей работе с интернетом, – единицы. Конечно, такого учебного предмета нет. Но наша школа ввела обязательную составляющую – обучение Интернет-поиску. В наше время это абсолютно необходимо. И даже наши старшеклассники узнают в результате наших занятий по Интернет-поиску новое и полезное.Для реализации на практике данного направления (внедрения метапредмета в образовательный процесс) используется следующая материальная база:
а) компьютерный класс;
б) ретро-интерактивный кабинет.
__________________________________________
Председатель род. комитета задаёт вопросы заму М.А. Вы обещали рассказать о новом элементе в вашем комплексном методе.
С.Г. Об этом новом элементе писалось в постах №№ 2,3. Мы назвали его Интернет-поиском. Методика проста: 1. Задать вопрос Интернету. 2. Из полученной многочисленной информации составить собственный вывод. 3. Подготовиться к устному высказыванию; подготовиться к письменному высказыванию.
Безусловно, существует множество и других вариантов: все в руках опытного учителя. Данная работа - разновидность работы с текстом учебника. С помощью Интернет-поиска можно углублять и расширять изучаемую тему, учить писать доклады и рефераты, готовиться к разного рода выступлениям.
Интернет-поиск поможет, кстати, и в хозяйстве: вдумчиво и выгодно свершать покупки в интернет-магазинах.
_________________________________________________
V.B.
Re: Интернет-поиск. Метапредмет частной школы Еще раз хочу сказать коллегам: Интернет поиск - это обучение человека с помощью средства XXI века, Интернета. Об этом новом элементе в нашем комплексном методе писалось в постах №№ 2,3, в ветке "Председатель родительского комитета задает вопросы заму по развитию". Методика проста: 1. Задать вопрос Интернету. 2. Из полученной многочисленной информации составить собственный вывод. 3. Подготовиться к устному высказыванию; подготовиться к письменному высказыванию.
Безусловно, существует множество других вариантов: все в руках опытного учителя. Данная работа - разновидность работы с текстом учебника. С помощью Интернет-поиска можно углублять и расширять изучаемую тему, учить писать доклады и рефераты, готовиться к разного рода выступлениям.
Мы развиваем навыки ученика с помощью обычного печатного текста? Точно так же мы можем развивать аналогичные навыки, пользуясь контентом (текстом), размещенным в Интернете. Отличие, конечно, есть. См. выше: п.п. 1,2 - методика работы с Интернет-поиском. Мы уже обсуждали это на наших мастер-классах. Будем работать дальше.
___________________________________
О.Э.Вид работы
"Интернет-тетрадь" подразумевает выполнение различных письменных работ с последующим переносом их на форум.
Современный человек должен уметь не только быстро и правильно писать от руки, но и набирать текст на электронном устройстве. "Интернет-тетрадь" позволяет отработать навыки набора и редактирования текста в электронном виде, воспитывает серьезное и ответственное отношение к работе с компьютером. Благодаря интерактивности, домашнюю работу в электронном виде можно сделать и выставить практически в любом месте - нет привязки к письменному столу. Соответственно, учитель может оперативно ее проверить. Безусловно, "Интернет-тетрадь" не заменяет и не отменяет обычную тетрадь, но является неплохим дополнением к ней.
"Интернет-тетрадь" косвенно способствует повышению культуры общения в Интернете, вырабатывает привычку писать в сети грамотно, литературным языком.
Виды работы "Интернет-книга" и "Интернет-тетрадь" успешно применяются при изучении литературы. Один из важных видов работы на уроке - анализ текста - с помощью "Интернет-книги" может быть значительно ускорен и потребует меньшей подготовки, что крайне важно при нашем быстром ритме жизни.
Например, при изучении образа Катерины из пьесы А.Н. Островского "Гроза" нужно обращаться к различным сценам произведения. Обеспечить весь класс книгами с закладками нужных мест не всегда представляется возможным. В ретро-интерактивном кабинете или компьютерном классе есть возможность каждому открыть текст произведения в Викитеке и легко и очень быстро перемещаться по действиям и явлениям с помощью гиперссылок в оглавлении.
"Интернет-книга", на мой взгляд, по сравнению с обычной книгой менее комфортна для чтения, но поиск нужного слова, нужной фразы в тексте, открытом на одной странице в Интернете, занимает несколько секунд, в то время как аналогичный поиск в печатной книге займет целые ЧАСЫ.
Например, мы помним, что в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" говорилось что-то о Вертере (герой романа И.В. Гёте), но что конкретно и где, вспомнить не можем. Открываем текст романа на одной странице (например, на сайте
http://az.lib.ru или любом другом аналогичном), запускаем поиск на странице и вводим запрос "вертер". В 18 главе нам попадается фраза "... это не была та блестящая, грациозная светская связь, какую она бы одобрила, но какая-то вертеровская, отчаянная страсть...". Это единственное упоминание мы нашли за 30 секунд.
_____________________________________
Mari:Не секрет, что сейчас, чтобы найти нужную информацию, мы не идём в библиотеку, а просто ищем её в интернете. Электронная книга, если не вытесняет, то идёт в ногу с бумажной. Важно уметь найти в интернете нужные источники, нужную литературу и уметь с нею работать. Работа с текстами из интернета во многом схожа с работой с печатными текстами, но имеет массу своих особенностей. Об этом ребята узнают на уроке интернет-книга. Здесь же они приобретают навыки работы с виртуальными текстами.
Закрепить полученные знания помогает интернет-тетрадь, когда домашние задания выкладываются в сеть. Это, по-существу, письменная работа на электронном носителе.
Neta:
Хотелось бы добавить несколько слов о такИХ методАХ обучения в Школе-ВУЗе "Современное образование", как интернет-книга и интернет-тетрадь.
_________________________________
ИНТЕРНЕТ-КНИГА
Этот вид работы очень важен при подготовке школьников к сдаче набивших оскомину ОГЭ и ЕГЭ. В ретро-интерактивном кабинете у выпускников есть уникальная возможность тщательно отработать все звенья теста, имея перед глазами электронный текст ФИПИ.
Нет необходимости изводить тонны бумаги, потому что электронный вариант компактен, удобен в использовании и позволяет рассмотреть за один урок большое количество разных тестов. Быстрая смена заданий одним щелчком мыши, мгновенное перемещение по номерам разного типа сложности, прослушивание ответов товарищей с возможностью тут же проверить точность выполнения заданий разного уровня сложности. И все это с обязательным выполнением их в тетради, что позволяет включить в работу сразу 3 вида памяти: зрительную, слуховую и моторную.
Это даёт возможность учителю максимально подготовить ребят к грядущим испытаниям и быстро «вложить» в головы школьников необходимую информацию.
_____________________________________
ИНТЕРНЕТ-ТЕТРАДЬ
Одним из перспективных видов деятельности учащегося, работающего в Интернет-тетради, является выполнение домашнего задания самостоятельно.
Как это выглядит на практике?
Представим себе , например, 11 класс. Ребята получают домашнее задание: выполнить варианты упражнений, размещенных на форуме в графе «Готовим к ЕГЭ». Накануне учитель вносит необходимый материал с вопросами к ученикам, на которые им необходимо дать письменный ответ в домашней тетради. Как правило, это задания повышенной сложности из экзаменационных тестов ЕГЭ прошлого года.
Ответов в Сети нет, поэтому для того, чтобы выполнить домашнее задание, необходимо серьезно проанализировать заданное и вспомнить, а то и заново изучить теоретический материал. Так возможности интернета учитель легко может использовать в своей профессиональной деятельности.