Автор Тема: Культурный код страны  (Прочитано 649850 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн MaksimVilkov

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1119
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #24 : 11 июня 2013, 01:03:40 »
     Литературный культурный код для детей младшего возраста давно сформирован: Пушкин, русские народные сказки, А.Н.Толстой, Короленко, Маршак, Михалков, Чуковский, Гайдар, мировая литература - Братья Гримм, Андерсен, Линдгрен.......

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4768
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #23 : 11 июня 2013, 00:25:17 »
Прежде чем научить вариативности мышления, следует заложить базу.
База в таких предметах как история, литература закладывается на основе культурного кода.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38272
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #22 : 10 июня 2013, 15:40:23 »
 Я в  детстве  очень   любила  повести  Гайдара,  Алексина,  Кассиля... Дочери  читала   сказки  Прокофьевой.

А  сейчас  пишут    такие   книги? ( Жалкую  пародия   на   "ГП" -  "Таня   Гроттер" Емеца -   не  в  счёт)


Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #21 : 10 июня 2013, 00:43:34 »
появился интернет - спешу пообщаться  ;D я так любила Солнышкина, но дала эту книгу почитать и... нет ее, уже много лет  :'(  У Надежды Надеждиной были очень хорошие книги для детей (Семь мальчишек -  одна из них),  Лев Николаев написал серию коротких рассказов для ребят 10-14 лет, тоже очень неплохие (сборник Марка из Анголы), вообще, в советское время было много писателей для детей, поднимающих морально-нравственные темы (они актуальны и сейчас). Я, по-моему, не в той теме пишу...  ;) Надо перейти в тему "Книги для детей" (так она называлась?)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38272
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #20 : 09 июня 2013, 21:54:00 »
А я  зачитывалась  "Мореплаванием   Солнышкина")) Правда,   недавно скачала эту   книгам,  чтобы  почитать   ребятам) В магазинах  не  нашла

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41459
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #19 : 09 июня 2013, 16:09:58 »
Есть книги для детей, много. Я в детстве зачитывалась повестью "Вокруг света на "Коршуне" Станюковича. Очень доброе, познавательное произведение. Кстати, просто пронизано патриотизмом в самом хорошем смысле слова. Но кто сейчас помнит об этой книге?

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #18 : 08 июня 2013, 22:27:03 »
Гость. Из современных детских книг можно почитать акунинские"Детские книги для мальчиков и девочек".тоже перемещение во времени.
Рейтар. Может быть и писали, но до нас дошло не так много. В школьную программу включили Чарскую.Но это литература на любителя. Кому-то нравится, кто-то ругает на чем свет
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7382
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #17 : 07 июня 2013, 17:27:45 »
Неужели  наши  классики  писали  для  детей  так  мало?
Знаю, что  много  было  написанно  еще  до  революции, и  многое  забыто, иногда  незаслуженно.
А  многочисленные  и  очень  интересные  книги  про  животных, про  путешествия?
Если  сосредоточиться  на  реальной  реформе  образования, уверен, что  наши  филологи  найдут  достаточно  прекрасных  школьных  произведений.

Гость

  • Гость
Re: Культурный код страны
« Ответ #16 : 07 июня 2013, 13:39:25 »
К сожалению, русские классики очень  мало писали  для детей младшего школьного возраста. Можно по пальцам  перечесть произведения русской классики, которые   можно  адаптировать для  детского чтения, а тем  более-заучивания  наизусть.
К счастью, есть много замечательных произведений  советского периода. Правда,  многие  из них вынули из программ,  ввиду изменения  политической  ситуации. А жаль!

Я помню, в моём  детстве, даже  при тотальном книжном  дефиците, было  великое  множество  замечательных  детских книг (даже  неизвестных авторов): про школу, про взаимоотношения детей, про дворы и игры  на  них (дворы - были  частью детской  жизни. Тут   начинались  формироваться  отношения детей), про  семью. Были  детские книги  о  войне, детская фантастика  и   путешествия.
Например, из  сказок В. Губарева мы  помним  только  "Королевство  кривых  зеркал"... А есть же   ещё "Трое  на  острове", "В тридевятом царстве", "Путешествие на утреннюю звезду" и "Дела  давно минувших  дней..."(о том,  а   двое  ребятишек  попали   в   Киевскую  Русь)

И, что характерно, каждая  из этих  книг была проникнута  любовью к той  стане, в которой мы  живём.
А есть ли современные  книги такого  уровня?

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3228
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #15 : 06 июня 2013, 23:57:34 »
     Абсолютно согласен с Мариной. За классику, за культурный код мы и боремся в нашей школе.

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3228
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #14 : 06 июня 2013, 23:55:30 »
Страшное происходит уже давно. началось это много лет назад, когда решили "весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем..." К счастью, сильна была связь поколений и не все удалось искоренить. В конце 20-го века практически удалось. Народ потерял Веру. В самом широком понимании этого слова. Потерял Веру во все - в Бога, семью, устои, историю, даже веру в то, что деньги могут все - потеряли. Образовался вакуум. И самое страшное, что , как только мы начинаем чуть-чуть верить во что-либо - в справедливость, честность - как - РАЗ! и все пропадает!

Только КЛАССИЧЕСКАЯ литература с правильной подачей, объяснением Педагога (это может быть учитель, родитель, духовник, просто мудрый человек) может вернуть тот дух величия и гордости за свою Родину и свой народ.

Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #13 : 06 июня 2013, 21:36:20 »
Страшное происходит уже давно. началось это много лет назад, когда решили "весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем..." К счастью, сильна была связь поколений и не все удалось искоренить. В конце 20-го века практически удалось. Народ потерял Веру. В самом широком понимании этого слова. Потерял Веру во все - в Бога, семью, устои, историю, даже веру в то, что деньги могут все - потеряли. Образовался вакуум. И самое страшное, что , как только мы начинаем чуть-чуть верить во что-либо - в справедливость, честность - как - РАЗ! и все пропадает!
Оплотом остается семья, к которой уже тоже тянут грязные лапы. Только в семье мы можем объяснить и привить ребенку понятия добра и зла, порядочности, справедливости, совести. Но семьи разные. И понятия - что хорошо, что плохо - тоже ТЕПЕРЬ разные...
Только КЛАССИЧЕСКАЯ литература с правильной подачей, объяснением Педагога (это может быть учитель, родитель, духовник, просто мудрый человек) может вернуть тот дух величия и гордости за свою Родину и свой народ.

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7382
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #12 : 06 июня 2013, 19:21:55 »
Знаете, недавно  в  одном  шоу  один  из  социологов  привела  очень  интересное  наблюдение. Когда  она  опрашивала 
молодежь  о  том, чем  они  могут  гордиться, они  вспоминали  многие  исторические  события  и  героев  нашей  страны.
Но  все  это  были  именно  исторические  деятели  и  события, самым  последним  из  которых  был  полет  Гагарина.
К  сожалению, наше  общество  действительно  переживает  глубочайший  кризис  самоидентификации.
Традиционные  ценности, которые  нам  внушала  и  литература- честность, порядочность- такое  впечатление, что  в  современном  обществе, во  всяком  случае  для  достижения  успеха, нередко  выглядят  едва  ли  не  недостатками.
Средства  массовой  информации, в  первую  очередь  телевидение,  в  качестве  героев  предлагают  нам  бандитов, или, в  лучшем  случае, относительно  честных  сотрудников  милиции. Наши  чиновники  и  бизнесмены, с  точки  зрения  материальных  благ  наиболее  успешная  часть  общества, в  массовом  сознании  поголовно  являются  коррупционерами  и  мерзавцами. Что  то  страшное  происходит  в  нашей  стране.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5712
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #11 : 06 июня 2013, 12:16:33 »
Совершенно случайно прочитала в Сети  интереснейшую, на мой взгляд, статью Михаила Голубкова, доктора филологических наук, профессора МГУ
«СЛОВЕСНОСТЬ И РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»
Предлагаю выдержки из неё в надежде на то, что участники нашего форума выскажутся по поводу главных её положений.
____________________________________________________________________
Одна из доминант современного общественного сознания - вакуум идеологии, которая могла бы определить характер пройденного исторического пути, наше сегодняшнее место в национально-историческом пространстве, а также перспективы, дальние и ближние, которые открываются перед современным человеком и обществом в целом.
Национально значимая идея необходима. Ее можно называть как угодно – русской идеей, национальной идеей, государственной идеологией. Ее задачей будет формирование единства людей, принадлежащих одной нации и государству.
На основе чего возможно формирование общезначимой национальной идеи? Во-первых, на возрождении исторической памяти как актуальной составляющей каждодневного бытия человека. Современный русский (российский) человек может и должен в своей каждодневной жизни ощущать себя наследником тысячелетней культурно-исторической традиции.

Во-вторых, для современного человека точно так же, как и во все времена, необходимо понимание исторической цели существования русской цивилизации и личной причастности к этой цели. Только тогда человек ощутит себя и частью общества, и членом государства.
В самом деле, что объединяет нас всех, что сближает людей, завершающих первое десятилетие ХХI века? В сущности, две вещи: язык и общая тысячелетняя история, давшая нам ту культуру, которую мы часто не видим и не умеем ценить.
И вот здесь-то возникает самая большая проблема: школа не выполняет своей главной задачи – культурно-исторической социализации человека, не включает его в контекст тысячелетней истории и не ставит его судьбу в связь с историческими перспективами России – по той простой причине, что в самом обществе не ощутимы эти связи. Они как будто стали не нужны, не востребованы.
Таким образом, человек, вступая во взрослую жизнь, к тридцати годам ощущает себя не гражданином своего отечества, а менеджером, клерком и т.п.
Начать с того, что попираются глубинные, выработанные веками национальной жизни и быта принципы отношений, когда культ личного успеха просто не мог доминировать в общинном (коллективистском, соборном) сознании, когда слово и честность априори были значительно важнее финансовой состоятельности и определяли ценность личности, когда честь ценилась значительно выше собственной жизни.
Возникает лишь вопрос: если эти черты, некогда укорененные в национальной ментальности, безвозвратно канули, откуда мы можем знать об их отдаленном во времени существовании и как мы можем судить о них?

Вот здесь-то и начинается самое важное, ради чего, собственно, и написаны эти строки. Мы можем судить об этом по литературе. Литература является носителем своеобразного генетического кода, без которого человек и общество теряют преемственные связи по вертикали времени. Через литературу человек получает накопленный столетиями опыт национальной жизни, частного поведения, манеры чувствовать и думать.
Так уж сложилось в последние две-три сотни лет, что всякий русский постигал исторические судьбы своей страны, обретал национальную принадлежность, впитывал культурные гены своей нации – из литературы. Через литературу приобщался к образу мыслей и ощущению бытия давно ушедших поколений, обретал с ними кровную и глубоко личную связь. В этом и состояло то, что мы привычно называем литературоцентризмом русской культуры. И это качество мы утратили.

Положение литературы в современной школе видится как плачевное. Такое впечатление, что она теперь просто не нужна, существует по инерции и с каждым годом все теряет и теряет часы. Такое положение усугубилось введением ЕГЭ, системы абсолютно формальной, резко сужающей до холодного прагматизма интересы выпускника и выхолащивающей суть гуманитарного знания.

ЕГЭ нанес по литературе в школе сокрушающий удар. Суть в том, что гуманитарное знание, а литература в особенности, в принципе не поддается формализации. Отмена школьного сочинения как экзамена по русскому языку и литературе и переход к тестам и коротенькому эссе в сто пятьдесят слов привели к тому, что литература утратила статус обязательного предмета (русский язык сдается теперь отдельно и в тестовой форме).
Те же, кому нужно сдать ЕГЭ по литературе, натаскиваются учителями на разгадывание заданий, близких по своей сути к кроссвордным загадкам. Мы не будем в очередной раз упражняться в приведении нелепых вопросов из предлагаемых в ЕГЭ по литературе тестов.
Те читатели, кого интересует эта проблематика, много встречали таких примеров в публикациях против ЕГЭ. Скажем лишь, что изучение литературы «под ЕГЭ» не дает никакого смысла ни ученику, ни вузу, куда он принесет свои результаты. В таком виде экзамен по литературе, и в самом деле, не нужен.

А кому помешало сочинение, форма проверки знания, существовавшая в русской школе на протяжении двух с лишним столетий, которая давала полную возможность человеку выразить себя – сочинить текст, в котором обнаружится понимание смыслов художественного текста, собственная (гражданская) позиция, если она успела сформироваться, личное отношение к героям, их поступкам, мотивациям, ценностям? Да к тому же Петруше Гриневу, стоящему перед лицом самозванца? И не в 150 слов должна быть эта записочка на егэшном бланке под несуразным номером, а развернутый текст в половину, а то и больше, ученической тетради, написанный за шесть часов, как это было принято в прежней, дореформенной, школе. Может, это имело бы больше смысла, чем выбор одного из вариантов ответа на вопрос, что такое метафора, троп, эпитет и пр.?

Если мы хотим что-то противопоставить культурному и идеологическому вакууму современности, мы (общество, государство, политический класс) должны вспомнить о единственном и уникальном в своем роде носителе социально-исторической и культурной информации – о художественной литературе. Ее уникальность состоит в личном и даже интимном обращении к каждому, кто берет в руки книгу, в возможности, открытой для каждого, ощутить себя современником Петра Первого, Кутузова, Пугачева, и почувствовать, как ощущали себе в те времена Гринев, князь Андрей, Алексашка Меньшиков. Только для того, чтобы это произошло, нужно воспитать читателей, способных и желающих размышлять, - одних писателей мало.
Только тогда русская литература сможет оправдать перед современным и будущим поколением факт своего исторического существования.

Оффлайн WZabelin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 554
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #10 : 05 июня 2013, 17:01:19 »
 Я не вижу никаких оснований считать, что генерал Багратион, будучи ярко выраженным государственником, думал, что все живущие в Российской империи люди нерусских национальностей - это граждане второго сорта. Тем более если относил себя к династии Багратидов, считавших себя потомками библейского царя Давида.
 Коль скоро зашла речь об Отечественной войне 1812 года, можно вспомнить, что вклад в победу России внесли и немец  Л.Л.Беннигсен, и грузин А.И.Кутайсов, и остзеец А.С.Фигнер, и норвежец К.Ф.Багговут.
 А памятник выдающемуся российскому полководцу Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, потомку ганзейских немцев, норманнов, шотландцев, стоит рядом с памятником М.И.Кутузову у храма Казанской Божией Матери на Невском проспекте. Давно стоит - ни большевики не тронули, ни  фашистские бомбы.

 
.