Автор Тема: Наш мозг  (Прочитано 323777 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #40 : 18 августа 2017, 15:44:26 »
Какие УМК разрешены сегодня?
На сегодня в федеральном перечне перечислены учебники, которые входят в следующие учебно-методические комплексы:

    «Школа России»,
    «РИТМ»,
    «Перспектива»,
    «Начальная школа XXI века»,
    «Перспективная начальная школа»,
    «Планета знаний»,
    Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова,
    «Начальная инновационная школа».

Перечень должен обновляться один раз в три года или чаще. Так, с 2014 года, в том числе и на основании отрицательных заключений экспертов, из него были убраны учебники распространенных ранее во многих школах УМК: «Школа 2000», «Школа 2100», «Диалог», «Гармония». А в развивающей системе обучения Л. В. Занкова сейчас рекомендованы только пособия по изобразительному искусству!

Однако стоит иметь в виду, что все книги и тетради, которые перестают входить в федеральный список, могут быть использованы для обучения еще в течение 5 лет после вступления в силу соответствующих актов. Кроме того, с течением времени некоторые завершенные предметные линии учебников в рамках одной УМК могут исключаться и заменяться в перечне рекомендованных на новые (издается соответствующий приказ Минобрнауки РФ).

Еще один нюанс. Сами преподаватели начальной школы имеют законное право выбирать, по каким учебникам строить образовательный процесс (и следовать этому выбору все 4 года обучения). При этом они необязательно относятся к одной определенной УМК. Главное, повторимся, чтобы все учебники были перечислены в федеральном перечне.

Особенности


    «Школа России»

Этот проект издательства «Просвещение» на данный момент, пожалуй, самая распространенная в российских школах система учебников. УМК существует с 2001 года и с тех пор не раз обновлялась и дополнялась. Его особенность — направленность на формирование универсальных учебных действий у ребенка. В качестве плюсов «Школы России » родители на Littleоne.ru отмечают простоту, последовательность и «понятность» подачи материала (наличие правил, алгоритмов решения задач), а также то, что она больше всех похожа на то, как учили в «советском детстве». При этом простоту программы, сравнивая с другими УМК, относят и к ее недостаткам. Некоторые отмечают также со знаком минус то, что во время обучения мало задействовано воображение и собственное логическое мышления. Об авторах и учебниках здесь


   «РИТМ»

«РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление», что весьма четко определяет особенность этого УМК. Программа интегрирует все предметы начальной школы и строится на принципах раскрытия индивидуальности каждого ученика, привития ему способности мыслить творчески и самостоятельно. Ее основой является переработанная, дополненная и приведенная в соответствие с ФГОС УМК «Классическая начальная школа» (ранее весьма распространенный, сейчас его учебники исключены из списка рекомендованных). Эта УМК встречается в начальной школе довольно редко сейчас, отзывов по ней немного. Учебники выпускает издательство «Дрофа». Об авторах и учебниках здесь.


    «Перспектива»

Еще один комплекс учебников, издаваемых «Просвещением». С 2010 года научным руководителем этого УМК является Людмила Георгиевна Петерсон, лауреат Премии Президента РФ в области образования. В отличие от исключенной из федерального перечня «Школы 2000» данный УМК, при некоторых схожих принципах, вызывает бOльшую симпатию родителей. Основу его составляет идея, что учитель лишь подталкивает к знаниям, «открыть» их должен ребенок сам. При этом некоторые говорят, что программа сложна для среднестатистических детей и во многом рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную внеурочную работу. Другие же родители, наоборот, относят к плюсам УМК его сложность, направленность на познавательную активность и рекомендуют для детей с математическим складом ума. Об авторах и учебниках здесь


    «Начальная школа XXI века»

Согласно методике этого УМК каждый ребенок выступает в роли исследователя и является равноправным субъектом процесса обучения (а не «выслушал-запомнил-повторил»). В программе предполагается много заданий на фантазию и смекалку. Систему учебников выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она является частью системы УМК «Алгоритм успеха». Родители детей, обучающихся по программе, отмечают в качестве минусов ее запутанность и непоследовательность подачи материала. Другие относят к плюсам продолжительный период адаптации ребенка к школе, отличие от «советской школы», сильную филологическую составляющую и называют УМК «вполне адекватным и интересным». Большинство сходятся во мнении, что легче обучаться по программе будет тем детям, кто поступил в 1 класс, уже умея читать, но при этом, не умея писать. Об авторах и учебниках здесь.



    «Планета знаний»


Этот инновационный УМК отличается единством структуры всех учебников (связаны общими темами) и форм учебного процесса. В ходе обучения предполагается выполнение детьми большого количества проектных заданий. Говоря о положительных сторонах этой программы, родители отмечают, что знания даются детям как бы по спирали: постоянно возвращаются к уже пройденному, наслаивая на это новый материал. К плюсам также относят красивые учебники, доступную и интересную подачу материала. Те, кто отрицательно отзывается об этом УМК, главным образом, критикуют его за простоту и поверхностность. Учебники выпускаются издательством «Астрель». Об авторах и учебниках здесь.


    Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Освоение учебного материала по предметам в этой развивающей системе начинается с изучения общих способов действия, которые при этом не просто сообщаются ученику в виде какой-то информации, а выстраивается как предметно-практическое действие. Кроме того, ребенок должен искать самостоятельно способ решения задачи (в любой дисциплине). И если его суждение отличается от привычного (верного), то это считается не совсем ошибкой, а «пробой мысли». Учебники комплекса издаются «ВИТА-ПРЕСС». Мнения об этом УМК диаметрально противоположны: от восторженных до крайне негативных. Однако все сходятся в том, что данная программа трудна для восприятия взрослыми, учившимися в свое время по традиционной системе (помощь детям во время обучения со стороны родителей затруднительна), и успешность ее освоения зависит от того, насколько хорошо в ней разбирается сам учитель. Также отмечают, что система подходит детям с хорошо развитым логическим мышлением. Об авторах и учебниках здесь.



    «Начальная инновационная школа»

В федеральный перечень на данный момент входит лишь небольшая часть завершенных предметных линий учебников этого УМК: «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Английский язык (2 класс)». Сегодня эта программа (в рекомендованной части) редко встречается в школах. Комплекты учебников «Начальная инновационная школа» выпускаются издательством «Русское слово». Об авторах и учебниках здесь.

А это сам федеральный  перечень

 




Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #39 : 18 августа 2017, 15:34:46 »
Канакина. Горецкий. 4 класс "Школа России"

Оглавление


Урок "Простые  и сложные  предложения"



Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #38 : 17 августа 2017, 23:57:33 »
  Не дадим пропасть твоей работе  - пиши тезисы про мозг-обманщик. Может быть, найдёшь что-нибудь, связанное с педагогикой.
     Информацию по учебнику прочитала.
Упражнение 73. Тему и главную мысль рассказа про зимородка (кстати, первый раз слышу про такого) долго определяла. По поводу упражнений на имитацию - только переписать? А других не существует?
     А кто такой Скребицкий? Просвети, пожалуйста.

Упражнение 128. Предлагаемая  ребёнку деятельность вокруг слов  "мокнет" и "мокнут"  потрясает своей необходимостью.

Я уже сделала эту работу сразу после просмотра видео, но перепутала название (только сегодня заметила):
Вместо https://www.youtube.com/watch?v=t2FyA5eiUQI                                                                                                                                    Мозг Великий обманщик. Как мозг нас обманывает. Лекция Т. В. Черниговской. 3.06.2017 процитировала Наше время .На что способен мозг. https://www.youtube.com/watch?v=8MOwucLqOYk
Но то, что он равен посту № 17 - это правильно.
Это мой пост № 28.

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #37 : 17 августа 2017, 21:51:14 »
 
Что можно воспитать и развить в человеке
По материалам ПОСТА 19. Т.В. Черниговская "Наше время .На что способен мозг". https://www.youtube.com/watch?v=8MOwucL

1. В.А. Сухомлинский говорил: "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым че­ловеком, человеком его надо сделать".
    Первостепенную роль играет личность самого педагога. Для детей он раскрывается через отношение педагога к ним, собственной работе, другим людям и к себе.
    Педагог в своей работе должен не только на собственном примере, но и на примере литературных, исторических героев показывать, какую разрушительную силу несет злоба и ненависть и созидательную - доброта.
    Важно учить ребенка помогать слабым и защищать их, делиться чем-либо, слушать и стараться понять других. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию. Обеспечить душевный комфорт в в коллективе, так как "непонятость" и одиночество могут развить в нем страх, уныние, униженность, что часто приводит к озлобленности и ненависти к людям.
     Воспитание любви к животным, окружающей природе также воспитывает в человеке доброту.

2. Приверженность людей определенной политической системе — это генетическая предрасположенность, а не результат воспитания, образования и влияния окружения. Так считают некоторые ученые (например, к таким выводам пришли психологи из британского Университета Уорика).
    Профессор Т.В. Черниговская опровергает эти выводы. ПО ее мнению, либерализм и консерватизм - вещи социальные, то есть приобретенные. Трудно не согласиться. Если ребенку все позволять, не делать замечаний, боясь ущемить его личность, не наказывать, не ставить "двойки" за невыполненное домашнее задание, с больше долей вероятности в будущей взрослой жизни он будет чувствовать вседозволенность, но и трудно будет "уживаться" с различными социальными и моральными запретами. Воспитание же в духе классической отечественной педагогики вырабатывает в ребенке чувства ответственности, стыда, совести, понятий "можно-нельзя" и пр.
    На выходе мы получим совершенно другую морально устойчивую, адаптированную к социуму и пониманию своего места в нем личность.

3. По высказыванию, Т.В. Черниговской, брезгливость и небрезгливость она относит скорее к генетически заложенным вещам. Но не берется утверждать это на все сто процентов, объясняя парадоксы человеческого мозга. Она приводит пример: "Если ребенок с самыми замечательными генами оказывается в ситуации Маугли (отсутствие социума и языкового окружения), гены не проявятся. Мозг должен работать". 
    Таким образом, от социальной среды, родителей и воспитателей, зависит, выработается ли у ребенка брезгливость или нет. Безусловно, учитель должен формировать правильную брезгливость у воспитанника: не к больным, слабым людям, лягушкам, мышкам, а к жестокости, алкоголю, наркотикам. А также предательству, цинизму, собственной нечистоплотности (как физической, так и моральной) и т.п.

4. Религиозность и атеизм, безусловно, социальные составляющие. Но не всегда педагог и воспитатель могут повлиять на формирование тех или иных взглядов человека. Во многом на это влияет семейное воспитание, а также собственный жизненный опыт, случай.
     Задача же педагога в том, чтобы дать четкие понятия нравственности и научить маленького человека делать выбор всегда в пользу нравственности, сострадания и уважения к другим людям.
 
   

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #36 : 17 августа 2017, 18:23:38 »
Канакина. Горецкий. 4 класс
 

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2581
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #35 : 16 августа 2017, 21:17:56 »
    Для Хельги из Черниговской. Как  говорили, прокомментируй подчёркнутое с точки зрения педагогики: что можно воспитать и развить в человеке. (Цифры поставила для упрощения обсуждения). Ставлю под сомнение пункт 3.

    1.Доброта и злость - социальные вещи.
    2.Либерализм и консерватизм - социальные вещи.
    3.Брезгливость и небрезгливость - генетическая составляющая.
    4.Религиозность и атеизм - социальные вещи

      P.S.  Указывай, пожалуйста, номер поста и название лекции: иначе трудно следить.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #34 : 16 августа 2017, 17:52:21 »
К сожалению, кроме вышеупомянутого учебника Канакиной-Горецкого, сейчас линейка учебников Школы России для  начальной школы ничем не  представлена.
Замечательный учебник Т. Рамзаевой сейчас уже  не переиздаётся, а  жаль... По нему выучилось не одно поколение детишек.
Учебники остальных программ ещё хуже  и "замороченней",  чем  Канакина.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #33 : 16 августа 2017, 16:15:59 »
Скребицкий - писатель-натуралист. Печатался в  журналах "Мурзилка", "Юный  натуралист". В  старых  учебниках "Родная  речь" много его текстов  о природе. Иногда  работал  в  соавторстве  с Чаплиной (писательница,   работник Московского зоопарка,   основатель площадки молодняка)

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #32 : 16 августа 2017, 01:58:35 »
Сообщение увидела уже после окончания работы над двухчасовым видео про мозг-обманщик.
  Не дадим пропасть твоей работе  - пиши тезисы про мозг-обманщик. Может быть, найдёшь что-нибудь, связанное с педагогикой.
     Информацию по учебнику прочитала.
Упражнение 73. Тему и главную мысль рассказа про зимородка (кстати, первый раз слышу про такого) долго определяла. По поводу упражнений на имитацию - только переписать? А других не существует?
     А кто такой Скребицкий? Просвети, пожалуйста.

Упражнение 128. Предлагаемая  ребёнку деятельность вокруг слов  "мокнет" и "мокнут"  потрясает своей необходимостью.

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #31 : 16 августа 2017, 00:57:42 »

  2 класс
 Русский язык

 Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.



Упражнение 73

     Прочитайте.

    Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок.
   
    Найдите в предложениях слова, которые отвечают на один из данных вопросов: кто? что? какой? какая? какое? что делает? К какой части речи относится каждое из этих слов?

    Спишите первое предложение и предложение, в котором даётся описание внешнего вида птицы.

Упражнение 128

    Прочитайте.


    Что обозначает слово мокнуть? Уточните значение этого слова в толковом словаре учебника (с. 136).

    Почему в одних предложениях употреблён глагол мокнут, а в других - мокнет? Действия одного или многих предметов обозначает глагол мокнет? А глагол мокнут?

    В каком числе употреблены эти глаголы? А имена существительные?

    Спишите предложение. Над именами существительными и глаголами укажите число (ед. ч. или мн. ч.).

    Упражнение 110

   Прочитайте. По какому признаку имена существительные распределены на две группы?


   Запишите все имена существительные в единственном числе.

   Объясните, как проверить, правильно ли обозначен буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце каждого слова.
   

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #30 : 16 августа 2017, 00:27:06 »
     Филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская [/b]утверждает, что зеркальные нейроны (зеркальные системы), которые были найдены у людей, обеспечивают коммуникацию и способны к обучению (имитации).
    Это замечательная подсказка нам, учителям. Ведь педагогика как наука не занималась изучением мозга как такового. К большому сожалению, роль имитации в педагогике была за ее пределами. А ведь человек с помощью имитации учит свой собственный язык, а в младшем возрасте человек практически живет на имитации. Поэтому в процессе обучения детей мы должны ОБЯЗАТЕЛЬНО принимать во внимание столь важную подсказку Т.В. Черниговской.

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #29 : 16 августа 2017, 00:08:02 »
   
Выдержки из интервью с Т. Черниговской тезисно

  " Зеркальные нейроны (зеркальные системы), которые были найдены у людей, обеспечивают коммуникацию и способны к обучению (имитации)."

      Для Хельги. Напоминаю договорённость: роль имитации в образовании человека, как это отражено в учебникиах по русскому языку (и прежде всего, для начальной школы).
    Пост № 17 про мозг-обманщик я предлагаю "пропустить", а дальше -тезисно.....

Сообщение увидела уже после окончания работы над двухчасовым видео про мозг-обманщик.

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #28 : 16 августа 2017, 00:06:38 »
Наше время .На что способен мозг. https://www.youtube.com/watch?v=8MOwucLqOYk = ПОСТУ № 17
     
     Выдержки из интервью с Т. Черниговской тезисно
   

Наш мозг, конечно, весь в себе. Но в него есть окна и двери. Эти окна и двери - наши сенсорные системы: уши, глаза, кожа, нос. То есть все, через что идет информация извне. Мозг не может работать в закрытом помещении. В особенности это касается мозга ребенка.
    Роль наблюдателя чрезвычайна важна: когда ты смотришь, то происходит не то, что когда ты не смотришь.
Вся человеческая наука построена на том, что есть некий мир и этот мир находится, скажем, на сцене. Зрители считают себя наблюдателями за этим миром. Но с чего они возомнили себя наблюдателями, если они находятся в этом же мире?
    Мы сталкиваемся с парадоксом, что мозг находится в мире, а мир находится в мозгу (ссылается на слова академика В. Лекторского).
    Мир выглядит таким, каким его показывает нам мозг. Каким мир показывается осьминогу, коту или муравью, мы не знаем и не узнаем никогда.

     "Если бы взяли Шрёдингера, Нильса Бора и ещё парочку такого же уровня Нобелевских лауреатов и предложили им сдать ЕГЭ...то они все, и в этой команде было бы ещё много "незначительных" людей типа Моцарта, Пушкина, Леонардо да Винчи... они все получили бы "двойки" и уровень их интеллекта был оценен как невысокий, потому что они играют по другим правилам... ...Фокус в том, что мы им предлагаем решать задачу, которая тривиальна, а они её решают как нетривиальную. Поэтому, когда глупая учительница им поставит "двойку", то они должны ответить: "Вообще-то это Нобелевская премия, просто нужно ещё лет двадцать подождать". То есть они не проходят ту шкалу, которую наши дети должны почему-то проходить".

    Для изучения мозга нужны мощные приборы и специалисты, но не это даст прорыв. А прорыв даст то, если родится гениальный человек, который сможет посмотреть на все с другой стороны.

    Нет субъекта без объекта, как нет объекта без субъекта (ссылается на А.А. Ухтомского). То есть если я не смотрю, то этого нет. Это значит, что то, что я увижу из реальных фактов, зависит от того, какое у меня мировоззрение, к какой научной школе я принадлежу, что я ищу там.

    Для того чтобы был прирост знания или прирост информации, необходимо наличие противоположных мнений. Необязательно, что собеседник будет физическое лицо, он может быть в нашем мозге - собственное другое "Я".

    Сознание как ветер, его увидеть нельзя, можно увидеть лишь результаты его активности. Сознание не вписывается в физическую картину мира, потому что оно ничем не ловится. В сознании присутствует такая вещь, как ощущение от первого лица: кисло, вкусно, нравится, тепло, громко...., которое ничем не взвешивается, ничем не измеряется.

    У нас одних есть сознание или у кого-то ещё? или его у нас вовсе нет, и мы его себе придумали?

    Мозг всё делает сам, затем посылает нам утешительный сигнал. Мозг принимает решение до того, как вы это узнаете.

    У искусственного интеллекта нет сознания, но он ведет себя так, как будто он у него есть. Если вообразить, что появится искусственный интеллект с сознанием, "то мы точно не входим в его планы".

    Различает ли мозг "ДО" и "ПОСЛЕ"?

    "Мы живем в мире, который называется текучий мир. Общение в Сети: это один человек, двести или он компьютерное существо? Где он живет. Он говорит в Чикаго. А на само деле он может быть в соседней комнате, его может не быть вообще...   ...он может лететь над океаном".

    Интеллект может быть только врождённым. "Моцартом можно родиться, но НЕЛЬЗЯ воспитать Моцарта".

    "Если нейроны не будут погибать, то разовьется раковая опухоль. Поэтому необходимо, чтобы ненужное отмирало вовремя, а нужное развивалось и развивалось хорошо".

    У человека обширнее всего сфера смутных представлений.

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2581
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #27 : 15 августа 2017, 22:14:43 »
   
Выдержки из интервью с Т. Черниговской тезисно

  " Зеркальные нейроны (зеркальные системы), которые были найдены у людей, обеспечивают коммуникацию и способны к обучению (имитации)."

      Для Хельги. Напоминаю договорённость: роль имитации в образовании человека, как это отражено в учебникиах по русскому языку (и прежде всего, для начальной школы).
    Пост № 17 про мозг-обманщик я предлагаю "пропустить", а дальше -тезисно.....

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Re: Наш мозг
« Ответ #26 : 15 августа 2017, 20:42:38 »

В связи с этим, хочется вспомнить понятия произвольная  и непроизвольная память.

Непроизвольная память
— это запоминание, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить и "работает на интересе".

Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо.

Очень важная поправка! Именно на интересе!

 
.