Автор Тема: Научно-методический месяц продолжается  (Прочитано 25599 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1406
    • Просмотр профиля
 Но, самостоятельным, независимым человеком можно назвать лишь того, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто умеет анализировать свою деятельность.

     Точную оценку своей деятельности  и её (деятельность) анализировать  редко умеют даже взрослые люди.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Идея крупных блоков

Идея заключается в том, что, когда материал сводится в крупные блоки, появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Учитель может поставить перед учениками сложную и потому интересную задачу: справиться с материалом десяти уроков за один. Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена — и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет. Есть конечно, опасность, что ученик овладеет темой слишком поверхностно или не поймет ее за такой короткий срок, поэтому не во всех классах данный прием может оказаться эффективным, но иметь его в своем арсенале должен любой педагог, чтобы уметь его применить в случае его обоснованности.

Peer Correction

Общепринято считать, что работа ученика нуждается в оценке учителя. Но, самостоятельным, независимым человеком можно назвать лишь того, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто умеет анализировать свою деятельность. Поэтому необходимо учить маленьких детей оценочным действиям и суждениям. Ученикам можно давать проверить и оценить работу товарищей (естественно, не выставляя отметок). Делать это можно уже на готовых эталонных примерах, чтобы «рецензии» учеников на работы своих сверстников были содержательными и осмысленными.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
     Человек, в том числе маленький, растущий, должен встречаться с чем-то отрицательным для себя. Иначе не научишься преодолевать НИЧЕГО. И как жить?
 


Согласен, если хранить ребенка все детство и юношество как стеклянный сосуд, он вырастет неподготовленным к жизни. Но, та же двойка, для ребенка в младшем возрасте может оказаться куда более серьезным потрясением, чем для ученика старших классов. Хотя примеры, безусловно, бывают разные. Ключ к успеху, на мой взгляд, заключается в определении разумной меры воздействия на каждого ученика в воспитательном плане, чтобы с одной стороны, добиться результата и не допустить попустительства в обучении , с другой, чтобы ценой достижения этого результата не стала психологическая травма ребенка.
     
   
Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не пользуется поощрением, настойчиво требует результатов или вообще (не дай бог) в детей не верит, может навсегда отбить охоту ребенка учиться. Более чем согласна. И не только начальной.

Такие примеры, увы, возникают достаточно часто. Вспоминаю уроки биологии, когда учитель за малейшую провинность ставил 2 и за поведение, и за работу на уроке, а иногда даже и наказывал весь класс из-за одного человека, о чем во всеуслышание и сообщал. Таким образом, создавал конфликты между учащимися, полностью отбивал охоту учиться да и усвоить что-либо представлялось достаточно проблематичным, т.к. каждый урок проходил в очень напряженной обстановке

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1406
    • Просмотр профиля
     По поводу "ставить  двойки или оставлять некие пустые клетки". Полагаю, что "пустые клетки" со временем сами по себе могут превратиться в те же двойки. Всё относительно. А вообще убеждена, что человек, в том числе маленький, растущий, должен встречаться с чем-то отрицательным для себя. Иначе не научишься преодолевать НИЧЕГО. И как жить?
     "Опорные сигналы". Вполне можно использовать время от времени.
     
    Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не пользуется поощрением, настойчиво требует результатов или вообще (не дай бог) в детей не верит, может навсегда отбить охоту ребенка учиться. Более чем согласна. И не только начальной.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Система оценки

Что касается младших классов, то, мне кажется, не стоит ставить маленьким детям двоек. вместо этого можно оставить  пустую клетку в журнале в случае необходимости, и у маленьких учеников часто возникает естественное желание ее исправить / заполнить

Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не пользуется поощрением, настойчиво требует результатов или вообще (не дай бог) в детей не верит, может навсегда отбить охоту ребенка учиться.

Учитель должен не только знать свой предмет, он должен знать детское незнание и уважать его — понимать его  причины этого незнания и способы устранения. Лень у детей часто (но не всегда!) возникает, когда задания слишком сложные.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Опорные сигналы

Опорные сигналы были изобретены В.Ф. Шаталовым. Они, как правило, представляют собой набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и это сильно облегчает понимание и запоминание материала и полностью исключает возможность зубрежки.
Кроме того, опорные сигналы позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде — одного взгляда учителя на опорный сигнал достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика на каждом уроке.
Успех детей сильно зависит от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти — зрительной, слуховой и моторной позволяет лучше запоминать информацию, а также овладевать необходимыми умениями.





Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
     В нашей концепции мы говорим о сочетании педагогики сотрудничества с авторитарной педагогикой. Терминология традиционная и расставляет все точки над I. Какое предложение у тебя?

Согласен, только комплексный подход к обучению позволить добиться высокого результата!

Имеем КОНДУИТ. В нем  и солидарность, и авторитаризм, и совершенно конкретное средство работы с учеником.  К сожалению, до сих пор используем это средство слабо и не гибко. Твое отношение?

Думаю, необходимо неукоснительно соблюдать перечень требований предъявленный к ученикам, что, впрочем, и соблюдается. Но я считаю, что и ученики должны быть лучше осведомлены в этом вопросе, то есть знать свои обязанности. Кроме того, можно иногда записывать поощрения отдельных учеников, но только если они действительно того заслуживают!




Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1406
    • Просмотр профиля
     В нашей концепции мы говорим о сочетании педагогики сотрудничества с авторитарной педагогикой. Терминология традиционная и расставляет все точки над I. Какое предложение у тебя?
     Имеем КОНДУИТ. В нем  и солидарность, и авторитаризм, и совершенно конкретное средство работы с учеником.  К сожалению, до сих пор используем это средство слабо и не гибко. Твое отношение?

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
1. Согласен, исправил

2. 3. Я согласен, нужно быть реалистом, в условиях отсутствия мер принуждения, бессмысленно рассчитывать на всеобщую любовь к тому или иному предмету, на мой взгляд, необходимо такую любовь прививать. Поэтому необходимо выводить отношения с учащимися на новый уровень, стараясь четко проводить черту между нормальными человеческими взаимоотношениями и фамильярностью с панибратством. В процессе обучения нужно вызывать у детей чувство успешности и развития, ну и, разумеется, создавать живые, интересные уроки для этой цели. 
Поскольку результат напрямую зависит от старательности, необходимо делать упор на вовлеченность детей в процесс обучения, а также на их с учителем совместный труд. Однако, иногда перед учителем и учеником стоит определенная цель, например, подготовка к школьным или другим экзаменам и не всегда задача сделать урок интересным дается легко, но, я убежден, что для компетентного, любящего свое дело учителя это не проблема.

  Каждый учитель, по моему мнению, должен сочетать в себе навыки как предметника, так и воспитателя. Но и в исключительных случаях применять авторитарные методы считаю также вполне обоснованным. Другой вопрос, в том, как именно это делать: в первую очередь разбираться именно с самой ситуацией, а не с учеником, ни в коем случае не унижая его достоинства. А впоследствии, когда вопрос с неподобающим поведением уже закрыт, никогда не возвращаться к этому cлучаю.
Однако, чтобы идея сотрудничества не представляла из себя пустой звук она должна строится на протяжении продолжительного периода времени, поскольку эффективное сотрудничество с детьми не возникает внезапно. Поэтому, как я считаю, именно отношения с учениками выходят на одно из первых мест, а если оно уже налажено, то и принуждать и применять авторитарные методы уже проще, и делать это можно исподволь и незаметно.


Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1406
    • Просмотр профиля
     1.По поводу начала педагогики сотрудничества. В нашей стране она началась как минимум в 70-х.

          2.  Цели педагогики сотрудничества:
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.

По поводу целей.  Вторая и третья полностью присутствуют в авторитарной.
     Единственная разница - идея принуждения. Хотелось бы узнать, как без неё.

    3. Учение без принуждения: Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов.[/i]

     Если вникнуть в выше приведенный абзац (см. выделенную строку) приходишь к выводу, что чистых сторонников сотрудничества попросту нет. Наверное, вывелись к 2017 году.

    Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения
   И как же вы эти рамки обозначите? Вы их обозначаете, обозначаете, а они всё вызывают отторжение и вызывают.  Что делать-то?   

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Педагогика Сотрудничества

В 70-е годы педагогами-новаторами был предложен новый тип педагогики, которая вошла в историю методики обучения, как «педагогика сотрудничества». Данный тип педагогики, в отличие от педагогики авторитарной» основывается не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».За основу берется большая и важная цель, а затем всячески поддерживается вера в её осуществимость. Таким образом, данный тип педагогики вовлекает учащихся в настоящие — созидательные дела. Педагогика сотрудничества принимает любого ребенка, а сами учителя должны помочь ребенку сохранить свою индивидуальность, выявить его потребности и помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

Цели педагогики сотрудничества:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.

Идеи педагогики сотрудничества: *

•   обучение ребенка в зоне ближайшего развития (определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности).
•   учение без принуждения
•   Наличие опорных схем, для исключения зубрежки материала
•   идея опережения
•   идея крупных блоков
•   идея свободы выбора
•   идея диалогического размышления
•   идея интеллектуального фона класса
•   идея совместной деятельности учителей и учеников
Учение без принуждения: Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Индивидуальный подход


В основу педагогики сотрудничества положен индивидуальный подход к обучению. Суть его заключается в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Данный подход включает в себя:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности;
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;

Концепция воспитания в педагогике сотрудничества:


Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- личность ученика находится в центре воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение национальных традиций и обучение культурному коду;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.

Вывод:

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания.
Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, и взаимодействие школы, государственных и общественных институтов с целью поддержания заботы о подрастающем поколении - будущем всей страны.


*
В следующих постах постараюсь рассмотреть идеи педагогики сотрудничества более подробно: на чем они основываются, и в чем заключаются

Оффлайн Мачо

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1957
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Ю.Громыко: - Нужно думать над новым проектом:"Российская Школа Будущего", которая будет новой по отношению ко всей мировой ситуации. Этот проект будет глобальным ответом, который Россия может предложить миру, потому что есть огромное количество проработок и традиций!
работать над этим проектом, " Российская школа будущего", придется учителям, которые сейчас -студенты.Придут ли они в школы, учить детей, или "минует их чаша сия"?Кто будет давать "глобальный ответ мировой ситуации"?Как заинтересовать молодых идти в школы?Нужна мотивация .

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
ЭПЭБ

Одним из уроков  нашей  школы является  «ЭПЭБ» – экономика  политика  и  экономическая  безопасность. Это  метапредметное занятие, которое включает  в  себя  элементы  таких  традиционных  предметов, как  русский  язык, экономика,  английский язык и история.

Основная  задача  ЭПЭБа – научить  наших  учеников  ориентироваться  на  поверхности  современного    информационного  поля,  уметь  понимать, сортировать,  анализировать  огромные объемы информации, отбрасывая  ложную  и  недостоверную. При  этом  происходит  развитие  таких   важных  навыков, как  чтение, аудирование, навыки устной и письменной речи.

Занятие состоит из 3 разделов: Наследие  предков, Куда  идет  мир  и  Человек  XXI  века.

 Тема «Наследие предков» связана  с  пониманием  истории  нашей  Родины, нашего  места  в  этой  истории, воспитанием  патриотизма  и  гордости  за  свою  страну.

Тема «Куда идет мир» направлена на  изучение  современного  мира.  На занятии мы рассматриваем современные  политические  события, читаем тексты, смотрим актуальные видео.
 
Третья тема «Человек 21 века» тесно переплетается  с  пониманием  и  самопознанием  человека. За основу мы берем тексты современных мыслителей, после чего  ученики пишут  изложение  на  эту  тему, затем  проходит  обсуждение  данного  текста  и  мыслей  самих  учеников  по  этому  поводу   уже  в   классе.

Таким образом, мы  стараемся  на  этом  предмете  максимально  развивать  различные  навыки  наших  учеников  и  их  умение  самостоятельно  думать, систематизировать  и  анализировать  поступающую  к  ним  информацию.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2160
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Клиповое мышление

Клиповое мышление характеризуется неспособностью к долгому восприятию однородной и одностильной информации, в том числе большого книжного текста. Обладатель данного типа мышления не имеет свойства глубоко задумываться и воспринимает окружающий мир довольно поверхностно.  Естественно, человек с таким мышлением не рождается. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в фрагментарном виде через музыкальные каналы и СМИ. Клиповое мышление, прежде всего, влияет на успешность учебы.

Понятийное мышление

Умение анализировать, вычленять суть, выстраивать полную картину определенного явления и принимать на основе этого рациональные решения, способность найти причины событий и представить их последствия подразумевают наличие понятийного мышления.  Как и в случае с клиповым, не бывает врожденного понятийного мышления. Оно развивается позже на основе наглядно-действенного восприятия действительности, то есть движущей силой понятийного мышления является практическое применение полученных теоретических знаний. Однако, недостатком является то, что не все люди с развитым понятийным аппаратом умеют быстро решать проблему в стрессовой ситуации.

Вывод:

Несмотря на то, что сосредоточение внимания на одном предмете - очень важный навык, умение быстро входить в незнакомую ситуацию и переключаться на новую задачу также является ключевым для современной личности. Без этих составляющих вообще невозможно стать успешным руководителем. Проблема заключается в том, что реактивность, характерная для клипового мышления и сосредоточенность, характерная для понятийного, во многом противоречат другу другу. Скорость восприятия информации развивается за счет сосредоточенности и наоборот. Таким образом, главной задачей современных педагогов является нахождение идеальной пропорции в развитии этих навыков у человека и создание личности, некого "гибрида", сочетающего в своем сознании сильные стороны как клипового, так и понятийного мышления. Это необходимо для того, чтобы учащиеся всегда находились на поверхности информационного поля и не оказались вытеснены на позиции аутсайдеров по жизни.


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 20492
    • Просмотр профиля
Наша концепция, к слову,  вполне отвечает требованиям, необходимым для воспитания человека будущего! Скажу больше,  мы всегда на шаг впереди.
Пример тому - учебные пособия. над которыми работает наш коллектив.