Автор Тема: История Москвы  (Прочитано 3791 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1830
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #19 : 30 Январь 2017, 21:39:17 »
А ещё были Красные ворота)


Не все знают, что название площади Красных ворот, расположенной в Москве, происходит от одноимённой Триумфальной арки, сооружённой для торжественного въезда Елизаветы Петровны в Москву на коронацию в Кремль.
Построенные в 1742 ворота первоначально были деревянными. В 1748 они сгорели, и в 1753-1757 по проекту Д.В.Ухтомского были перестроены в камне. Архитектор, сохранив форму и элементы прежнего строения, улучшил общую композицию, увеличил до 26 м их высоту, украсил богатой лепниной, росписью, бронзовыми фигурами. Красные ворота были украшены 8 золочеными статуями, символизировавшими Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Наверху ворот была бронзовая статуя Славы (Фамы), держащая в руках пальмовую ветвь и трубу.
С середины XVIII века арка получила название Красных ворот - через них проходила дорога на Красное село (ворота стояли поперёк нынешнего движения на Садовом кольце). Первые Через арку ходили трамваидеревянные ворота москвичи называли красными, то есть красивыми. Со временем название Красные стало восприниматься в прямом смысле, и в конце XIX века ворота действительно покрасили в красный цвет, хотя изначально они были белыми - как деревянные, так и каменные. При реставрации в 1926 воротам вернули прежнюю окраску, побелив их.
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 599
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #18 : 30 Январь 2017, 19:40:07 »
Воскресенские ворота. Ворота несколько раз меняли свое название. В частности, они назывались Львиные (во рву между Никольской и Собакиной башнями Кремля жили львы, которых Ивану Грозному подарила английская королева), Неглименские (до 1821 года перед воротами стоял мост через реку Неглинная), Богоявленские (по названию храма), при царе Алексее Михайловиче — Троицкие (по Троицкому подворью), Триумфальные, Куретные, Иверские (по часовне) и Воскресенские (в 1689 году к башне была прикреплена икона Воскресения Христова). Сооружены в 1535 году как двухарочные ворота стены Китай-города.


Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 599
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #17 : 30 Январь 2017, 19:39:01 »
Наводнение в Москве. Пятницкая улица? Одно из крупнейших наводнений в Москве произошло в апреле 1908 года, на Страстной неделе, которая выдалась удивительно тёплой. С одной стороны, это радовало людей. С другой, в городе оставалось много снега, который начинал быстро, очень быстро таять. Наводнение началось 10 апреля и продолжалось пять дней. Разливом Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала была охвачена почти пятая часть всей площади города. Но Подмосковью досталось ещё сильнее. От наводнения пострадало почти 200 тысяч человек. Среди погибших в основном были люди низших классов. После того, как река вошла в свои берега, на многих постройках появились отметки уровня наводнения. Например, такая отметка сохранилась на Якиманской набережной, дом 4, стр. 1.





Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 599
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #16 : 23 Январь 2017, 13:27:09 »

Сретенка



Долгое время считалась главной улицей Москвы, пока в XVIII веке ей не пришла на смену Тверская. Будущая улица Сретенка еще с XII века была частью дороги во Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А с XIV века эта дорога стала путем в Троице-Сергиеву Лавру, и каждый православный считал своим долгом пройти пешком свой паломнический путь начиная с этой улицы. Свое название улица получила от события, происшедшего в годы монголо-татарского нашествия. В 1395 году на Москву наступали войска Тамерлана. Для молитвы об избавлении от этой беды в столицу была перенесена икона Владимирской Божией матери. 26 августа (8 сентября по н.с.) вся Москва вышла встречать чудотворную икону и завоеватель повернул войска назад. В 1397 году на месте встречи («сретения») иконы был основан монастырь, названный Сретенским.





До середины XIX века Сретенкой также называлась Большая Лубянка, на которой расположен монастырь, дававший начало и название улице. Заканчивалась улица грандиозной Сухаревой башней, которая была снесена в советское время. Теперь на этом месте находится Сухаревская площадь и метро Сухаревская В XVI веке вдоль Сретенки находились слободы: Печатная и большая Пушкарская, Сретенская и Новая сретенская, называемая Панкратьевской чёрной слободой. Каждая из слобод строила на улице свою церковь, но до сегодняшнего времени дожили всего три. С XVII века район Сретенки с прилегающими переулками стал складываться как торгово-ремесленная, купеческая часть города, а благородные дворяне на ней своих усадеб не строили. Названия сретенских переулков отражают род занятий своих обитателей: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин. На Сретенке было в изобилии всяких лавок — мясных, рыбных, зеленных, было множество мелких магазинчиков, трактиров, чайных, парикмахерских, дешевых меблированных номеров. А в самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, раскинулся знаменитый, рынок, на который, как писал Гиляровский, «как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал». Несмотря на небольшую протяженность (длина улицы составляет всего 800 метров), Сретенка испещрена переулками. Писатель-москвовед А. И. Вьюрков обратил внимание на одну характерную черту улицы Сретенки: на ней нет ворот. Все дворы выходят только в прилегающие переулки. Этот факт не случаен — купцы-домовладельцы старались использовать каждый метр так называемой «красной линии» под торговые помещения с витринами, а переулок был при каждом доме. Поэтому многие переулки носят имя своих домовладельцев: Ананьевский, Ащеулов, Большой Головин, Даев, Луков, Малый Головин, Панкратьевский, Рыбников, Селиверстов и другие. Сегодня Сретенка отлакирована новодельными фасадами, но в ее переулках еще сохранились знаменитые московские дворы.

Если кто-то хочет посмотреть, какой была Москва в первой половине ХХ века, а может быть и раньше, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, что идут от нечетной стороны улицы.

Достопримечательности Сретенки:

Нечетная сторона

1. Ул. Сретенка, д. 1, Гостиница 1806 года постройки.. В 1892 г. перестроена архитектором П. Ушаковым.

2. Ул. Сретенка д. 3 Церковь Успения в Печатниках (1695).

3. Ул.Сретенка д. 9. XVIII век - подворье купца Малюшина, где находились меблированные комнаты, торговые лавки, аптека и трактир.

4. Ул. Сретенка д.11- владение купца Сущенкова, который открыл здесь лавки и пристанище для нищих.

5. Ул. Сретенка д. 15. Деловое здание, выстроенное модернистском стиле, сохранило лепной декор, керамические фризы и большие окна.

6. Ул. Сретенка д. 19. На этом месте с 1914 до конца декабря 1997 г. располагался один из самых старых кинотеатров столицы «Уран», сейчас на этом месте театр «Школа драматического искусства».

7. Ул. Сретенка д 27.Сретенку завершает церковь Троицы в Листах (1651-1661).

Четная сторона

8. Ул Сретенка д. 4. В здании находился кинотеатр, который был открыт в 1913-м, носивший названия Гранд-Электро, Фантомас, Искра и Хроника.

9. Ул. Сретенка д 6/2 в наше время был сильно перестроен, в период 1920-1980-х здесь находилось Московское художественное училище памяти 1905 года.

10. Ул. Сретенка д.26. Многоквартирный дом (1913 г.), архитектор. А. Измиров

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1830
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6656
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #14 : 22 Январь 2017, 20:38:40 »
Несмотря на происхождение, "Арбат" сейчас - самое родное московское слово)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 19940
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #13 : 30 Декабрь 2016, 14:06:44 »
Старый Арбат в Москве
Первое упоминание об Арбате относится к 1493 году. В летописях описан страшный пожар в церкви, случившийся от оставленной на ночь свечи в Храме Николы на Песках.

Существует несколько трактовок образования слова Арбат.

Арбат - происхождение названия

«Орбат» (в переводе с арабского) - пригород. Данная местность была расположена у стен Белого города и в XIV-XVI веках соответствовала такому статусу.

«Арба» (в переводе с тюркского) – телега. Название связывают с татарами, которые останавливались в этой местности при своем посещении Москвы.

И третье. В те времена, для уменьшения силы сквозного ветра на местности, сильно раздувавшего и усиливающего возникшие пожары, улицы выстраивались с некоторым изгибом. Отсюда и название – «горбат».

Интересно, что в давние времена Арбатом называлась не отдельная улица, а целый район. Он находился в границах, заключенных между современными Садовым кольцом, Ермолаевским переулком, Воздвиженкой и Арбатом.

Лишь в конце XVIII века Арбатом принято называть отдельно расположенную улицу.

Интересно, что в 16 веке Воздвиженка тоже носила топоним «Орбат», но по указу Алексея Михайловича, царя российского, была переименована в Смоленскую.
Начиная со второй половины XVIII века, Арбат становится местом проживания московской знати, и из района  простолюдинов переходит в статус «дворянского гнезда».

Так, в 1793 году на Арбате 13 домов числились за родовой знатью и высокими чиновниками, 6 относились к церквам и притчу, 20 закреплены за дворянами, в 9 были расположены различные заведения. Только то, что здесь стояли 3 особняка, которые принадлежали графу П.Б. Шереметеву, говорит об элитарности района.

Пожар 1812 года, во время захвата Москвы Наполеоном, изменил Арбат до неузнаваемости: все деревянные строения, а их было большинство, полностью выгорели.

После пожара значительную часть зданий выстроили в модном тогда стиле ампир. И уже из камня. О домах той эпохи напоминает лишь дом, принадлежавший графу Бобринскому (№37). Остальные же сооружения со временем были или перестроены, или изменились до неузнаваемости.

Во второй половине XIX века Арбат меняет свой статус. Основным населением района становятся купцы.

В домах появляются лавки и магазины. Облик Арбата меняет пестрота разнообразных вывесок, присущих торговым рядам. Улица наполнилась снующим народом. Добавилась конка к уже имевшимся здесь извозчикам.

Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #12 : 27 Декабрь 2016, 21:34:58 »
В Москве прорубают проспект Калинина, ныне Новый Арбат, 1963 год





Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #11 : 27 Декабрь 2016, 21:30:48 »

Два столетия.....

Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #10 : 26 Декабрь 2016, 19:22:06 »
Редкие кадры Москвы столетней давности: пустые улицы, трамваи возле «Метрополя», конные повозки, толкучий рынок и стирка прямо в Москве-реке



на заднем плане Киевский вокзал






Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 19940
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #9 : 18 Декабрь 2016, 21:14:06 »

Москва деревянная


Москва  белокаменная


Москва "краснокаменная"

Оффлайн NLO

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2798
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #8 : 18 Декабрь 2016, 20:52:26 »
Что касается более точной даты основания города, то тут происходит небольшая путаница. Согласно одной из версий, Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруким, который приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город. Эта версия подвергается критике, так как в этот период князь находился в Киеве, и летопись весьма нечетко упоминает его визиты на московские земли. Еще одна версия утверждает, что закладка крепости произошла чуть раньше, в 1153 году. Также существует мнение, что Москву мог основать вовсе не сам Юрий Долгорукий, а его сын Андрей.

Тем не менее, несмотря на споры ученых, принято считать, что Москва была основана в 1147 году (по дате упоминания в летописи) князем Юрием Долгоруким. Поскольку точная дата основания является загадкой, день города в Москве празднуют в первую субботу сентября.

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2270
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #7 : 13 Декабрь 2016, 06:53:02 »
Возраст Москвы точно не известен. Существуют легенды, относящие её основание к древнейшим временам. По мнению Александра Векслера, главного археолога города, её возраст может быть более тысячи лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках.

Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Тогда Москва была боярской усадьбой, конфискованной князем. По преданию изначально городок располагался на Красном холме (другое название — Швивая горка), в районе поздней Гончарной слободы (совр. Гончарная улица). Здесь было поселение не позднее XI века, но изучение этого места археологическими методами проблематично из-за сильного разрушения древнего культурного слоя. В результате земляных работ 1959 -1960 гг. было установлено наличие древнерусского "мысового" городища на территории современного Кремля уже в конце XI века, обнаружены остатки древнего оборонительного рва на углу Большого Кремлёвского Дворца. Во дворе современного здания Оружейной палаты, при реставрации кремлевских стен, в шурфе на шестиметровой глубине открылась вымостка из щебенки - слабый след древней улицы, спускавшейся к Неглинной. На ней была найдена свинцовая печать, оттиснутая в Киевской митрополии между 1091 и 1096 годами (согласно В.Л. Янину). С другой стороны Боровицкого холма на низменный берег реки Москвы спускалась улица, ведшая к пристани, в районе современной Москворецкой набережной (вблизи к/т "Зарядье"). Севернее современного Успенского собора проходила другая улица, деревянная мостовая созданная в конце XI века (по данным дендрохронологии примерно в 1080-1090-х годах). В разных местах найдены следы железоделательного, кузнечного и кожевенного ремесленного производства неукрепленной части раннего города - посада, существовавшего в конце XI века.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 19940
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #6 : 11 Декабрь 2016, 19:26:18 »
Фатьяновская культура

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2270
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #5 : 10 Декабрь 2016, 14:36:06 »
А что такое фатьяновская культура?

Фатья́новская культу́ра, археологическая культура раннего бронзового века первой половины второго тысячелетия до нашей эры; часть большой культурно-исторической общности, в которую входят культуры боевых топоров и шнуровой керамики — предков славян, балтов и германцев. Племена фатьяновской культуры занимали обширную территорию Восточно-Европейской равнины: от Прибалтики на западе до Камы на востоке, от Вологды на севере до верховьев Оки и Средней Волги на юге. Культура названа по могильнику, открытому в 1873 году у села Фатьяново (ныне в Даниловском районе Ярославской области).
 
Происхождение фатьяновцев связывают с продвижением из междуречья Вислы и Дуная воинственных племен культур шнуровой керамики и боевых топоров, которые, продвигаясь с запада на восток, поглотили местные культуры (прежде всего, волосовскую энеолитическую культуру). В фатьяновской культуре выделяют локальные варианты: московско-клязминский, верхневолжский и средневолжский, или балановский, который выделяется в самостоятельную балановскую культуру. В племенах фатьяновской культуры господствовал патриархально-родовой общественный строй. Фатьяновцы исповедовали культ предков, медвежий и солярный культы.

Фатьяновская культура известна в основном по грунтовым могильникам — родовым кладбищам — расположенным на возвышенностях. Могилы родовых старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Умерших хоронили в скорченном положении, мужчин в основном на правом боку головой на запад, женщин на левом боку головой на восток. Погребения устраивали в ямах и внутримогильных сооружениях из дерева, бересты и прутьев. Но погребальный обряд не устойчив, что связано смешением фатьяновцев с местными племенами. Антропологический тип фатьяновцев — европеоидный.

В могильниках фатьяновской культуры найден разнообразный, преимущественно кремневый инвентарь: оружие (боевые кремневые и медные топоры, копья, стрелы); орудия труда из камня, кости, реже из меди (клиновидные топоры, ножи, скребки, шилья, булавки, иглы, долота, мотыги); украшения (ожерелья из зубов, костей птиц, раковин, янтаря), глиняная посуда. Самые массовые находки — сверленые кремневые боевые топоры. В более богатых погребениях встречаются бронзовые топоры. Количество металлических изделий резко увеличивается при движении с запада на восток, так как медь племена фатьяновской культуры добывали в песчаниках Среднего Поволжья.

Керамика представлена круглодонными, шаровидными сосудами. Орнамент сосудов — нарезной и штампованный узор (линии, елочки, зигзаги; на донцах солярные знаки). В погребениях часто встречаются кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Исходя из этого, предполагают, что основным занятием населения было скотоводство. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Возможно, в зачаточном виде существовало подсечно-огневое земледелие. Кроме того, была развита металлургия меди.

Поселения фатьяновской культуры не найдены. Возможно, они располагались в труднодоступных местах (на болотах или лесных полянах) или фатьяновцы занимали существовавшие поселения местных племен. Эту версию подтверждают находки фатьяновских вещей на памятниках волосовской культуры.