Автор Тема: Сборник (русский язык, литература)  (Прочитано 26587 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
Видеоматериалы

Жесткий романс
(для первого клуба 56.36  -1.0.18)
 

Снегурочка
(для первого клуба 9.28 -12.45)

 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
"Снегурочка" Диктанты. (Разбить,  сократить)


Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес ещё дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает Земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже её влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять её в дочки.
По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит давняя подруга Купава: она спешит поделиться своим счастьем — её любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный её красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.
Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит её в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.
Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас её от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.
Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на неё волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает её ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для неё лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с её чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
О Снегурочке


К середине 19 столетия Россия уже вполне европейская страна. Правда, речь идет только о столицах — Санкт-Петербурге и Москве. Отсталая провинция настолько далеко от столичной жизни, как будто это вообще разные государства.
Наступило время развития собственной национальной культуры в рамках общеевропейской. В этом русле много работал Афанасьев.  Автор известного сборника сказок.
Проявил интерес к этим — резко вошедшим в моду — работам Афанасьева и драматург А. Н. Островский, который вошел в мировую литературу как русский бытописатель 19 века, основной жанр творчества которого — реализм. А жанр сказки — уж никак не реализм. Тем не менее модная тема захлестнула и бытописателя драматурга А. Островского.
Основываясь на разработках А. Н. Афанасьева, А. Н. Островский написал пьесу-сказку.

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его группа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три группы: драматическая, оперная и балетная.
С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».


http://www.maly.ru/news/3405 (аудио)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
Диктанты (1 часть)
)сокращать)

Для  диктантов

Действие первое

Действие происходит на площадке перед кофейней, расположенной на берегу Волги. Здесь беседуют местные купцы Кнуров и Вожеватов. В ходе разговора выясняется, что в город возвращается судовладелец Паратов. Год назад Сергей Сергеевич спешно покинул Бряхимов; отъезд был настолько стремительным, что барин не успел попрощаться с Ларисой Дмитриевной Огудаловой. Та, будучи девушкой «чувствительной», бросилась даже догонять любимого; её вернули со второй станции.

По словам Вожеватова, знающего Ларису с детских лет, главная её беда — отсутствие приданого. Харита Игнатьевна, мать девушки, стремясь найти для дочери подходящего жениха, держит дом открытым. Однако после отъезда Паратова претенденты на роль Ларисиного мужа попадались незавидные: старик с подагрой, вечно нетрезвый управляющий какого-то князя и кассир-мошенник, которого арестовали прямо в доме Огудаловых. После скандала Лариса Дмитриевна объявила матери, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался небогатый чиновник Карандышев. Слушая рассказ коллеги, Кнуров замечает, что эта женщина создана для роскоши; она, подобно дорогому бриллианту, нуждается в «дорогой оправе».

Вскоре на площадке появляются мать и дочь Огудаловы, сопровождаемые Карандышевым. Жених Ларисы Дмитриевны приглашает посетителей кофейни к себе на званый обед. Харита Игнатьевна, видя презрительное недоумение Кнурова, поясняет, что «это всё равно, что у нас — обед для Ларисы». После ухода купцов Юлий Капитонович устраивает невесте сцену ревности; на его вопрос, чем же всё-таки хорош Паратов, девушка отвечает, что видит в Сергее Сергеевиче идеал мужчины.

Когда на берегу раздаётся пушечный выстрел, возвещающий о прибытии барина, Карандышев уводит Ларису из кофейни. Однако заведение пустует недолго: через несколько минут хозяин Гаврило встречает всё тех же купцов и Сергея Сергеевича, прибывшего в Бряхимов вместе с актёром Аркадием Счастливцевым по прозвищу Робинзон. Имя книжного героя, как поясняет Паратов, актёр получил из-за того, что был найден на безлюдном острове. Беседа давних знакомых строится вокруг продажи Паратовым парохода «Ласточка» — отныне её владельцем станет Вожеватов. Кроме того, Сергей Сергеевич сообщает, что собирается жениться на дочери важного господина, а в качестве приданого берёт золотые прииски. Известие о предстоящем замужестве Ларисы Огудаловой заставляет его задуматься. Паратов признаётся, что чувствует небольшую вину перед девушкой, однако теперь «старые счёты покончены».

Действие второе
События, разворачивающиеся во втором действии, происходят в доме Огудаловых. Пока Лариса переодевается, в комнате появляется Кнуров. Харита Игнатьевна встречает купца как дорогого гостя. Мокий Пармёныч даёт понять, что Карандышев — это не лучшая партия для такой блестящей барышни, как Лариса Дмитриевна; в её ситуации гораздо полезнее покровительство богатого и влиятельного человека. Попутно Кнуров напоминает, что свадебный наряд невесты должен быть изысканным, а потому весь гардероб следует заказать в самом дорогом магазине; все расходы он берёт на себя.
После ухода купца Лариса сообщает матери, что намерена сразу после свадьбы уехать с мужем в Заболотье — дальний уезд, где Юлий Капитоныч будет баллотироваться в мировые судьи. Однако Карандышев, появляясь в комнате, желания невесты не разделяет: его раздражает торопливость Ларисы. В запале жених произносит длинную речь о том, что весь Бряхимов сошёл с ума; извозчики, половые в трактирах, цыгане — все радуются приезду барина, который, промотавшись в кутежах, вынужден продать «последний пароходишко».
Следом наступает черёд Паратова нанести визит Огудаловым. Сначала Сергей Сергеевич душевно общается с Харитой Игнатьевной. Позже, оставшись наедине с Ларисой, интересуется, долго ли женщина способна жить в разлуке с любимым человеком. Девушке мучителен этот разговор; на вопрос, любит ли она Паратова, как прежде, Лариса отвечает — да.
Знакомство Паратова с Карандышевым начинается с конфликта: произнеся поговорку о том, что «один любит арбуз, а другой — свиной хрящик», Сергей Сергеевич поясняет, что русскому языку он учился у бурлаков. Эти слова вызывают возмущение Юлия Капитоновича, который считает, что бурлаки — это грубые, невежественные люди. Разгорающуюся ссору пресекает Харита Игнатьевна: она велит принести шампанского. Мир восстановлен, однако позже, в разговоре с купцами, Паратов признаётся, что найдёт возможность «потешиться» над женихом.


Действие третье

В доме Карандышева — званый обед. Тётка Юлия Капитоновича, Ефросинья Потаповна, жалуется слуге Ивану, что это мероприятие отнимает слишком много сил, да и расходы чересчур велики. Хорошо, что удалось сэкономить на вине: продавец отпустил партию по шесть гривен за бутылку, переклеив ярлыки.

Лариса, видя, что гости не прикоснулись к предложенным блюдам и напиткам, испытывает стыд за жениха. Ситуация усугубляется тем, что Робинзон, которому поручено напоить хозяина до полной бесчувственности, громко страдает из-за того, что вместо заявленного бургундского ему приходится употреблять какой-то «киндер-бальзам».

Паратов, демонстрируя приязнь по отношению к Карандышеву, соглашается выпить с соперником на брудершафт. Когда Сергей Сергеевич просит Ларису спеть, Юлий Капитонович пытается протестовать. В ответ Лариса берёт гитару и исполняет романс «Не искушай меня без нужды». Её пение производит сильное впечатление на присутствующих. Паратов признаётся девушке, что терзается из-за того, что потерял такое сокровище. Тут же он приглашает барышню ехать за Волгу. Пока Карандышев провозглашает тост в честь своей невесты и ищет новое вино, Лариса прощается с матерью.

Вернувшись с шампанским, Юлий Капитонович обнаруживает, что дом опустел. Отчаянный монолог обманутого жениха посвящён драме смешного человека, который, разгневавшись, способен на месть. Схватив со стола пистолет, Карандышев бросается на поиски невесты и её приятелей.


Действие четвёртое

Вернувшиеся с ночной прогулки по Волге Кнуров и Вожеватов обсуждают участь Ларисы. Оба понимают, что Паратов не променяет богатую невесту на бесприданницу. Чтобы снять вопрос о возможном соперничестве, Вожеватов предлагает решить всё с помощью жребия. Брошенная монета указывает, что на выставку в Париж Ларису повезёт Кнуров.

Тем временем Лариса, поднимаясь с пристани в гору, ведёт непростой разговор с Паратовым. Её интересует одно: жена она теперь Сергею Сергеевичу или нет? Известие о том, что возлюбленный обручён, становится для девушки потрясением.

Она сидит за столиком неподалёку от кофейни, когда появляется Кнуров. Он приглашает Ларису Дмитриевну во французскую столицу, гарантируя в случае согласия высочайшее содержание и исполнение любых капризов. Следом подходит Карандышев. Он пытается открыть невесте глаза на её приятелей, объясняя, что те видят в ней лишь вещь. Найденное слово кажется Ларисе удачным. Сообщив своему бывшему жениху, что он для неё слишком мелок и ничтожен, барышня запальчиво заявляет, что, не найдя любви, будет искать золото.

Карандышев, слушая Ларису, вынимает пистолет. Выстрел сопровождается словами: «Так не доставайся же никому!». Выбежавшим из кофейни Паратову и купцам Лариса угасающим голосом сообщает, что ни на что не жалуется и ни на кого не обижается.






Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
Материалы об Островском  и   Москве того периода для  3 части
(сокращать и  адаптировать)
1. А. Н. Островский - московский драматург
А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва - патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники... В Москве все русское становится понятнее и дороже...»
Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам... Москва нам мать!»


2. Герои пьес Островского
Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходного места». Первая пьеса автора - «Картина семейного счастья» - целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как «Свои люди - сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Женитьба Бальзаминова». В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».
 
3. Быт и нравы современников в пьесах Островского
Основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.
Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика («Картина семейного счастья»), женить сына «насильственным образом» («В чужом пиру похмелье»). В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров («Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...»).
4. Чиновники и купцы в пьесах Островского
Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон - до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).
В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели. Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы «Доходное место»), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы «Пучина»).
 



5. Пьесы Островского - энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.

Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. «Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный», - убеждает свою жену Жадов.
Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы - подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.
Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы. Не случайно имя А. Н. Островского носит знаменитый Малый театр.







Долгое время Замоскворечье было московским предместьем.
С течением времени и ростом Москвы район перестраивался
много раз, к XVIII веку превратившись из простонародного,
ремесленного района в обитель купцов и мещан с длинными
деревянными заборами, богатыми усадьбами и бесконечными
садами да живописно разбросанными среди них
многочисленными церквами (во времена Островского в
Замоскворечье было 67 церквей.
Теперь осталось только 40, причём некоторые-в руинах).
Купеческие семьи во времена Островского жили замкнуто
по домостроевским правилам, которые строго определяли и
иерархию в семье, и взаимоотношения между
родственниками, а ещё расписывали, как должен вести себя
человек в той или иной ситуации.
Именно в "Грозе" недовольная Кабаниха выговаривает своей
невестке Катерине, которая, прощаясь с мужем, уезжающим
ненадолго, бросается к нему на шею, тогда как по
домостроевский законам должна в ноги ему упасть,
выслушать все наставления мужнины о том, как ей жить без
него, а потом плакать и причитать), чтобы все соседи
слышали, как она горюет-убивается по поводу разлуки с ним.
Впервые о том, как живёт купечество, читатели и зрители
узнали из пьес Островского, многие из которых посвящены
этому сословию.
Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали,
что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве,
зачастую в Замоскворечье.
Он знал Москву, Замоскворечье вместе с их буднями и
горестями, праздниками и ненастьями.
Он прекрасно осведомлён о всём, что творится не только
на площадях, но и маленьких переулочках.
Так что своих купцов, их нравы, их жизненный уклад
Островский рисовал практически с натуры.
Его современники, друзья по праву дали ему прозвище
Колумб Замоскворечья.



Замоскворечье
Замоскворечье – один из самых старых районов Москвы. Начинает застраиваться с XIII века. Расположен в излучине Москвы-реки и делится Садовым кольцом на две части: историческую и промышленную. Границами Замоскворечья выступают улицы: Большая Ордынка и Балчуг, Серпуховская площадь, Космодамианская и Раушская набережные.
Долгое время Замоскворечье было московским предместьем. Первое документальное упоминание о Заречье относится к 1365 году. В этой местности со времен правления сына Дмитрия Донского, князя Василия Дмитриевича, располагались княжеские, а позднее и царские сады. Район расположился в южной части кремля, в низине и часто страдал от набегов врагов, наводнений и пожаров. Названия улиц Замоскворечья (или Заречья) отражает эту непростую историю: Большая и Малая Ордынки, по которым везли дань в Золотую орду, Болотная площадь и набережная, которые затапливались во время наводнений. В 1493 году грандиозный пожар перекинулся на Кремль и сжег его, что способствовало постройке каменных стен Кремля и послужило перестройке и укреплению Заречья.
В XVI веке в Заречье одна за другой стали появляться ремесленные слободы - садовников (по приказу князя Василия Дмитриевича здесь был разбит "государев сад"), кадашей (ремесленников, которые делали кадки для дворцового обихода), ордынцев (государевых людей, возивших дань в Орду), толмачей (переводчиков), кузнецов, кожевников, казаков. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц: Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Новокузнецкая улица и др.) На окраине Заречья казанские и ногайские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Татарский переулок. Монетные (и Монетчиковские) переулки около Земляного Вала напоминают нам о бывшем здесь монетном дворе. Начиная с 1550 года, Иван Грозный устроил в Замоскворечье несколько стрелецких слободок, которые расположились на месте нынешнего Климентовского переулка. Оборонительная функция оставалась главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен...
С течением времени и ростом Москвы район перестраивался много раз, к XVIII веку превратившись из простонародного, ремесленного района в обитель купцов и мещан с длинными деревянными заборами, богатыми усадьбами и бесконечными садами да живописно разбросанными среди них многочисленными церквами. Этот уголок старой Москвы прекрасно описан здешним уроженцем, великим русским драматургом А.Н. Островским, прозванным «Колумбом» Замоскворечья.
В 1861 году в России было отменено крепостное право, что привело к значительным переменам в экономической жизни страны. Стали развиваться фабрики и заводы, улучшилось благосостояние населения. Благодаря этим событиям, кардинально изменился и образ жизни русского купечества. Появляются первые меценаты, покровительствующие культуре и искусству. Именно с Замоскворечьем связаны имена известнейших российских меценатов и предпринимателей: Демидовых, Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, а также деятелей литературы, живописи, музыки, театра. Здесь жили и творили: великий русский композитор П.И. Чайковский, классики отечественной словесности Л.Н. Толстой, А. Григорьев, А.А. Фет, М. Пришвин, А.П. Чехов, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак и другие.
Знаменитый французский поэт Теофил Готье так писал о Замоскворечье XIX века: «Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами... Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание»
XX век внес свои коррективы в облик Замоскворечья. В 1920-е годы Якиманка была полностью перестроена, соединив Замоскворечье с центром города. От старой Якиманки осталась лишь церковь Иоанна Воина (18 век) и дом купца Игумнова (нынешнее посольство Франции). В 1931 году был построен знаменитый Дом на набережной – грандиозный жилой комплекс для членов Правительства, со всеми необходимыми службами. По замыслу архитектора здание было темно-красным, как и Кремль, но в итоге его построили угрюмо-серым. К комплексу Дома на набережной принадлежит и кинотеатр Ударник и нынешний Театр эстрады. В этом доме жили и многие знаменитости, в числе которых Герой социалистического труда А. Стаханов. В 1934 году снесли красивейшую церковь Параскевы Пятницы, от которой пошло название улицы Пятницкой. На месте церкви построили станцию метро Новокузнецкая. Но в сравнении с другими районами Москвы, архитектурный облик Замоскворечья сохранился достаточно хорошо. В 1960-1970 годы улицы Пятницкая, Большая Полянка, Большая Ордынка, Новокузнецкая, расположенные в пределах Садового кольца были признаны заповедными зонами.








Удивительное Замоскворечье
Огромная часть Москвы, расположенная прямо напротив Кремля, называется Замоскворечьем. Низкий берег Москвы-реки исстари страдал от весенних разливов, поэтому московские князья предпочитали для жилья высокий противоположный берег. Здесь же были прекрасные хозяйственные угодья – княжеские заливные луга. Замоскворечье с Белым городом соединяли мосты. Большой Москворецкий мост в его современном виде был построен в 1938 году. Инженер - В.С. Кириллов, архитекторы - А.В. Щусев и И.Г. Сардарьян. Длина с подходами - 554 м, ширина - 40 м. Мост трехпролетный, выполнен из монолитного железобетона, высоко поднят над водой для пропуска речных судов. Отсюда - с Большого Москворецкого моста - отходят две дороги, две улицы – Большая Ордынка и Пятницкая. Словно лук и натянутая тетива, лежат они на плане этого истинно московского района, такого удивительного по истории и обычаям. Отсюда к Белокаменной приходило и богатство, и разорение. По Замоскворечью проходили торговые пути - главные артерии, по которым стекались товары из южных земель. Но они же приводили к стенам города врагов: эти земли постоянно подвергались набегам степных кочевников и литовцев.
Малый Москворецкий мост переводит нас через Водоотводный канал или, как называли его когда-то москвичи, через «канаву». Русло канала проходит по заболоченной низине, бывшей когда-то староречьем и образует своего рода петлю, которая превращает одну часть Замоскворечья в остров.

Вправо от Москворецкого моста уходит Софийская набережная, которая получила свое название от церкви святой Софии, построенной в конце 17 века. В старину эту местность называли Садовниками. По летописному сказанию в 1943 году за Москвой-рекой случился пожар, и огонь перекинулся на Кремль. Чтобы впредь такого не повторялось, царь приказал снести дома за Москва-рекой и разбить сад. В 17 веке здесь выращивали овощи и фрукты для царского стола. На месте этого сада в 18 веке находилась одна из первых московских мануфактур – Суконный двор. С 1780 года набережная застраивалась каменными домами. В одном из них жил знаменитый московский архитектор Василий Иванович Баженов. А в 1860 году здесь был построено Кокоревское подворье, или, как попросту называли его в Москве, «Кокоревка» – по имени его устроителя, Василия Кокорева. Здесь располагалась гостиница, ресторан и торговые склады, которыми пользовалась вся столица. В «Кокоревке» подолгу жили многие известные люди: Чайковский, Репин, Крамской, Мамин-Сибиряк, Верещагин. Здесь же была и Кокоревская галерея, включавшая более 500 картин. Сам Василий Александрович Кокорев был одним из известнейших людей того времени. Купец первой гильдии, миллионер, державший в своем ведении почти весь торговый оборот столицы. Его имя имело огромный вес не только в сферах экономики, но  культуры и политики России второй половины ХIХ века. Кокорев принадлежал к тем редким людям, которые были способны определять историю развития государства. Умница и безусловный талант, он написал ряд книг и брошюр о занятиях коммерцией.



На улице.

И все же Замоскворечье всегда было другой стороной Москвы, а вернее – «страной». «Страной, никому до сего времени в  подробностях неизвестную, и никем еще из путешественников  не  описанную... Страной, что по официальным известиям,  лежит прямо против Кремля... До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ жизни их,  язык,  нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности..» - так  писал великий драматург Александр Николаевич Островский в своих «Записках замоскворецкого жителя». 


У Дома-музея А.Н. Островского, ул. Малая Ордынка, 9.

Когда-то это был просторный дом со множеством пристроек и флигелей, сдававшихся жильцам, и тенистым садом. Его купил отец писателя, Николай Федорович Островский. Сын священника, он закончил Московскую духовную академию. Но промыслу священнослужителя предпочел карьеру чиновника и преуспел в ней так, что добился не только материальной независимости, но и положения в обществе, и дворянского звания.


Здесь 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года  родился Александр Николаевич. В то время Замоскворечье представляло собой тихую «гавань» московского купечества. Основная торговля велась в «большом городе». А здесь за рекой текла домашняя жизнь.  «Длинные деревянные заборы, бесконечные сады, ворота на запоре, за воротами псы. Целый день, особенно в будни, ни пешаго, ни проезжаго. Ворота заперты, окна закрыты, занавески спущены. Особенность улицы составляет ея охранитель будочник, который днем обычно сидел на пороге своей будки и, мирно поставив около себя алебарду, тер табак, а ночью постукивал в чугунную доску и временами кричал на всю улицу: «посматривай». Так описывает Замоскворечье сам очевидец. Эти же картины видим мы и на страницах его пьес, и на театральной сцене.


Больше всякой иной части Москвы Замоскворечье способствовало репутации столицы, как «большой деревни».

 

«За воротами дома также тихо и однообразно. Чисто выметенный двор, до того огромный, что на нем можно выстроить свободно эскадрон кавалерии. Большой сад, в нем рдеют пионы, прозябает клауфер, цветут бархатцы, анютины глазки; десятка два яблонь белаго налива, несколько кустов крыжовника и смородины. В доме чистота в нежилых комнатах, где принимают гостей, и духота, неряшливость в жилых. Мебель тяжелая, краснаго дерева; в углу киот; на стенах часы с боем; в окошке клетка с канарейкой».


Да и местное население отличалось, скажем, от жителей Тверских улиц или Таганки. Одной из особенностей жителей Замоскворечья с давних пор была любовь к скворцам. А.Н. Островский даже считал, что именно обилие скворечен, а не только географическое положение относительно реки, дало название этому месту.


Из Замоскворечья берет начало тот самый московский говор, подслушанный драматургом в выкриках уличных торговцев, в бытовых разговорах, подмеченный в названиях улиц и городских урочищ, а затем вложенный в уста героев его пьес.


В доме, где родился А. Н. Островский, был в 1984 году открыт музей. Его коллекция  состоит из личных вещей драматурга, его семьи и друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья.

История создания пьесы Бесприданница
«Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.
Пьеса впервые опубликована в журнале «Отечественные записки»
В 1870-х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу самой жизнью: одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд, стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены.

Приступая в ноябре 1874 года к новому сочинению, драматург сделал пометку: «Опус 40». Работа, вопреки ожиданиям, шла медленно; параллельно с «Бесприданницей» Островский написал и издал ещё несколько произведений. Наконец, осенью 1878 года пьеса была закончена. В те дни драматург сообщил одному из знакомых актёров:

    Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.

Дальнейшие события также свидетельствовали о том, что новая пьеса была обречена на успех: она легко прошла цензуру, журнал «Отечественные записки» начал готовить произведение к публикации, труппы сначала Малого, а затем и Александринского театра приступили к репетициям. Однако премьерные спектакли в Москве и Петербурге завершились провалами; отзывы критиков изобиловали резкими оценками[2]. Лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890-х годов, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей; оно было связано прежде всего с именем актрисы Веры Комиссаржевской.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
Новый черновой вариант Клуба 1 ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
Материалы по сборнику -2018 прошу выкладывать сюда.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 28103
    • Просмотр профиля
Re: Сборник (русский язык, литература)
« Ответ #142 : 14 Апрель 2018, 16:04:39 »
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев
Говорил человек,  который пол-жизни говорил по-французски... :facepalm:

Оффлайн Лидия

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6901
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Сборник (русский язык, литература)
« Ответ #141 : 14 Апрель 2018, 10:54:34 »
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Оффлайн Лидия

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6901
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Сборник (русский язык, литература)
« Ответ #140 : 14 Апрель 2018, 10:49:47 »
Во век отеческим языком не гнушайся,
И не вводи в него
Чужого, ничего;
Но собственной своей красою украшайся.

А.П. Сумароков
Порча языка. Соч., т. VII, стр. 163

 
Метальный, звонкой, самогудный,
Разгульный, меткий наш язык!

Н.М. Языков


 

Язык есть исповедь народа:
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной...

П.А. Вяземский

 

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1581
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Сборник (русский язык, литература)
« Ответ #139 : 18 Февраль 2018, 21:36:52 »
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

"Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое".
И.А. Крылов

"… в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум".
В.Г. Белинский

"Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино".
Н.В. Гоголь

"Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут".
И.А. Крылов

"Услужливый дурак опаснее врага".
И.А. Крылов


Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1581
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Сборник (русский язык, литература)
« Ответ #138 : 18 Февраль 2018, 20:53:17 »
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

«Мертвые души» Гоголя - удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не беспощадный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность... Грустно в мире Чичикова, так, как грустно нам в самом деле; и там и тут одно утешение в вере и уповании на будущее. Но веру эту отрицать нельзя, и она не просто романтическое упование на небеса, а имеет реалистическую основу: кровь как-то хорошо обращается у русского в груди".
А. И. Герцен

"Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей, навел общество на истинное созерцание романа, каким он должен быть; с Гоголя начинается новый период русской литературы, русской поэзии..."
В. Г. Белинский

"Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился..."
А. С. Пушкин

"Человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!"
И. С. Тургенев

 «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».
Классик французской литературы XX века Анри Труайя

"Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество".
Н.В. Гоголь "Шинель"

"Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья".
Н.В. Гоголь "Шинель"

"Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень".
Из письма К. С. Аксакову, март 1841, Рим

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1581
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Сборник (русский язык, литература)
« Ответ #137 : 18 Февраль 2018, 20:32:53 »
Александр Сергеевич Грибоедов

«Мало надеюсь на свое умение, и много – на русского Бога. Еще вам доказательство, что у меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю. Я два месяца как женат, люблю жену без памяти, а между тем бросаю ее здесь одну, чтобы поспешить к шаху ...»
Писал русский посол Александр Грибоедов, отправляясь туда, откуда он не вернулся живым.

«Только в храмах Божьих собираются русские люди; думают и молятся по-русски. В Русской Церкви я в Отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, Ярославе, в Киеве, Новгороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души. Мы русские только в Церкви, – а я хочу быть русским!»
А. Грибоедов Фаддею Булгарину

“Не поздравляйте меня с этим назначением: нас там всех перережут. Аллаяр-хан – мой личный враг и никогда не подарит он мне туркманчайского договора”
А. Грибоедов А. А. Жандру

«Кровь сердца всегда  играла  у него на лице. Никто не похвалится  его лестью; никто не дерзнёт сказать, будто слышал от него неправду. Он мог  сам  обманываться, но  обманывать  - никогда…»
А.А. Бестужев

«Человек, сильный душою, умеющий собою владеть и казаться наружно спокойным  и равнодушным, но вместе с тем  в высшей степени пылкий и страстный. Он не умел  и не мог ничего делать наполовину»
К.А. Бороздин

"Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой".
А.С. Грибоедов "Горе от ума"










Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1581
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Сборник (русский язык, литература)
« Ответ #136 : 18 Февраль 2018, 20:19:33 »
Михаил Юрьевич Лермонтов

«Юный могучий талант Лермонтова нашёл не только ревностных почитателей, но и ожесточённых врагов, что бывает уделом только истинного дарования»
В. Белинский

Михаил Лермонтов «занимает видное место в истории нашего душевного брожения как истинный поэт скорби своего поколения».
Аполлон Григорьев

"Он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, ему было подвластно..."
А. Ахматова

"Мне иногда кажется, что весь мир на меня ополчился, и если бы это не было очень лестно, то, право, меня бы огорчило..."
Из письма м. Лермонтова Святославу Раевскому. Санкт-Петербург. Март. 1837.

"Каждое его слово — он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, меня давят такие целостные натуры, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества..."
В.Г. Белинский

"Слова: «глаза его не смеялись, когда он смеялся» (о Печорине) — действительно применялись к нему (Лермонтову)… Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба…"
А.И. Герцен

"Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка… А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!.."
Ф.М. Достоевский

"Знаете ли вы, что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня всегда были две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени».
А.И. Куприн