• Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
ШКОЛА-ВУЗ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» год основания – 1990
  • Главная
  • Новости
  • Круглый стол на тему «О веротерпимости. Об образовании как основе мирного сосуществования людей различных конфессий» от 17 марта 2016 года
Круглый стол на тему «О веротерпимости. Об образовании как основе мирного сосуществования людей различных конфессий» от 17 марта 2016 года

Речь Протоиерея Льва Семёнова, руководителя духовно-просветительского центра православного Свято-Тихоновского гуманитарного института, сопредседателя комитета по взаимодействию с традиционными религиями России Ассамблеи народов России, кандидата исторических наук, доцента на круглом столе Школы-ВУЗа "Современное образование" "О веротерпимости. Об образовании как основе мирного сосуществования людей различных конфессий".

Невозможно нормально жить на земле без мира и согласия. А эти мир и согласие, в свою очередь, невозможны без несения в себе и исследования в себе тех нравственных ценностей, носителями и хранителями которых веками и тысячелетиями выступали традиционные религии.

В самом деле, сколько опасностей сегодня подстерегает современного человека в мире – в России, на Западе. Рушатся те коренные основы, на которых всегда стоял мир. Возьмите, например, ценности семейные. Все здесь понимают, как ужасно искажаются, извращаются эти принципы. Когда детям пытаются запретить папу и маму так называть. И предлагают говорить родитель №1 и №2, считая, что указание на гендерную принадлежность – не равноправие, не толерантность. Понимаете, вот мы сказали о толерантности, которая предполагает, прежде всего, взаимное уважение. К сожалению, в мире западном с ног на голову поставлено представление о толерантности, и это приводит к тому, что человек, вместо того, чтобы уважать взгляды других, веру других, традицию культурную, национальную других, этот человек приучается к тому, что он должен скрывать свою традицию, свои взгляды. К     Каждый человек должен уважать веру, традиции, культуру другого человека, а не чураться их.

Роль образования в воспитании толерантности..., роль образования в становлении этих дружественных межконфессиональных отношений. Почему это важно? Это не просто чье-то предположение, чья-то интуитивная догадка. Это без преувеличения – научный факт.

Еще в сороковые годы 20 века представители психологической науки, точнее социальной психологии, сделали на материале огромного числа полевых исследований и наблюдений очень интересные выводы.

Оказывается, установка каждого человека и социальные установки формируются из 3-х компонентов: 1) когнитивный (интеллектуальный, рациональный), 2) эмоционально-оценочный, 3) поведенческий. Что это означает?! Допустим, есть какое-то явление, есть какой-то человек, какая-то организация, незнакомая культура, незнакомая вера – вы с ней не сталкивались, вы ее не знаете, у вас может быть даже недоверие, сомнение. Что это? Непонятное, неизведанное. Но вот, если вы расширяете этот когнитивный компонент, как сегодня, если вы знакомитесь с основами религиозной традиции, культурной, национальной за счет расширения познавательного, когнитивного компонента – оказывается, вектор направления эмоциональной вашей оценки этого явления тоже меняется. Оно становится более позитивным, вы перестаете бояться этого явления, оно не кажется вам уже чуждым, вы способны его понимать и, соответственно, уважать. И третий, поведенческий компонент, в хорошем смысле двойственен. Почему? Потому что, с одной стороны, то, что мы сказали, влияет на ваше поведение: вы уже не враждебны к представителям других культур, национальностей, традиций, а с другой стороны, в ходе поведенческого компонента еще более усиливается сдвиг оценки в сторону позитивности.

Должен признаться, что я очарован и учебным заведением, и всеми присутствующими, и тем, как все это продумано, как организовано, и какие вообще замечательные дела тут творятся. Мне кажется, нужно еще шире рассказывать об этом. Я, со своей стороны, как могу, буду теперь пропагандистом Школы-ВУЗа «Современное образование».

Низкий поклон и благословение этому учебному заведению, энтузиастам-педагогам, руководителям, которые так любовно осуществляют это благородное дело. Только таким путем, только познавая друг друга, только сближаясь с друг другом, только дружественно постигая историю и традиции своих соседей, можем жить мы в нашей большой, многонациональной, многоконфессиональной стране, в которой веками существовали эти традиционные религии, в которых широчайший спектр, около 200 национальностей. И только так – в дружбе и взаимной поддержке, взаимном уважении мы сможем способствовать процветанию нашей страны. А в этом заинтересованы не только мы, но и наши дети, внуки и последующие поколения.

 

2016-04-03 02:30:00