Вера Ивановна Шлёнкина
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
ШКОЛЫ-ВУЗА «СОВРЕМЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФЕССОР.
«Федеральный справочник. Образование в России».
2017 г. Вып. 12, с.78–79
Школа-ВУЗ «Современное образование» является научно-методическим учебным центром, основанным в 1990 году такими организациями, как Россельхозбанк, Токобанк, Ассоциация Российских Банков, АО Подмосковный (совхоз-миллионер), ПО Юганскнефтегаз, Госстрах СССР. В 1992 году «Современное образование» получило статус опорного центра негосударственного образования (приказ министерства образования Российской Федерации от 15.09.1992 г. № 341) с целью разработки и проведения в жизнь концепции образования человека в современной действительности.
Для проведения в жизнь намеченной цели были получены в аренду «руины» в центре Москвы, реконструированные Школой-ВУЗом до состояния того особняка, который вы видите на рис. 1.
концепции, объединяющей достижения классической педагогики с современными технологиями
Классика
Своего разнообразия и расцвета педагогика в нашей стране достигла к середине XX века. В 1960–1970-е годы стало окончательно понятно, что отдельно взятые методы обучения (аудиовизуальный, проблемный, коммуникативный и др.) не справятся с задачей всестороннего образования человека. Таким образом, образование в стране пришло к методу комплексному.
Комплексный метод обучения и лежит в основе организации образовательного процесса в Школе-ВУЗе «Современное образование».
Следующая классическая основа – личностно-деятельностный подход, что означает обучение ученика (личности) через деятельность, соответствующую поставленной учебно-воспитательной цели. Обучаемый через деятельность, человек становится активным участником образовательного процесса (а не пассивным слушателем), и его шансы получить знания, умения, навыки и, наконец, компетенции значительно увеличиваются.
Индивидуальный подход – ещё одно достижение педагогики XX века. Учить человека в коллективе и одновременно учитывать его индивидуальность – непросто, но выполнимо.
XX век привёл нас также к осознанию аксиомы человеческой жизни: образование – процесс непрерывный. В нашем случае этот фактор постоянно прослеживается как на этапе «школа – вуз», так и в пределах развития образовательного процесса от первого класса до одиннадцатого.
Итак, комплексный метод обучения, личностно-деятельностный подход, индивидуальный подход, принцип непрерывного образования – такова классическая основа, на которой строится образовательный процесс в Школе-ВУЗе «Современное образование».
Форм, способов и приемов для проведения в жизнь вышеназванных основ педагогика наработала великое множество, и мы ими пользуемся.
Инновационные технологии
Методы, подходы, приемы и формы, о которых мы говорили в разделе «Классика», хотя и отнесены нами к XX веку, по существу, ведут свое начало с далекого прошлого человека: опираются на нашу психологию, качества данные нам Природой.
Над технологиями трудится сам человек, и каждое новое, созданное им техническое средство, педагогикой быстро превращается в техническое средство обучения.
Если внимательно вглядеться в историю развития образования человека, то можно увидеть, что технологии (средства обучения) и методы обучения всегда шли «рука об руку». Технологии прогрессировали, и внедрение их в образование человека усложнялось. Кстати, их апологетам часто хотелось выдвинуть их на первый план. Один из ярких тому примеров – приход аудиовизуальных средств в учебный процесс. Именно тогда возник аудиовизуальный метод, который казался его создателям единственно правильным. Но не получилось.
Как внедряем мы сегодняшние инновационные технологии в образовательный процесс? Таких способов используется немало. Последними из наших достижений считаю специальные классы. Опишу некоторые из них.
ЛУР (лаборатория устной речи, или лингафонный кабинет (рис. 2), у нас их четыре). Здесь имеются все условия для осуществления личностно-деятельностного и индивидуального подходов к каждому ученику, а также условия для оптимальной его занятости.
2. ЛУР (лаборатория устной речи или лингафонный кабинет) обеспечивает
личностно-деятельностный, индивидуальный подходы и оптимальную занятость каждого ученика
РИК (ретро-интерактивный кабинет) удобен для проведения таких метапредметных занятий как русский язык, литература, история, обществознание, интернет-поиск, интернет-книга, интернет-тетрадь. Кабинет объединяет печатный материал с материалом электронным (см. рис. 3: первый план – компьютеры, второй план – книжные шкафы).
3. Ретро-интерактивный кабинет. Книги и интернет как средства познания мира, его изучения
Читальный зал «Возвращаем человека к чтению» используется для таких видов и форм обучения как изучающее и ознакомительное чтение, беседа, дискуссия, ролевая игра (см. рис. 4).
4. Читальный зал «Возвращаем человека к чтению».
Книга и интернет – этим должен владеть каждый выпускник Школы-ВУЗа «Современное образование».
Только благодаря этому единству человек может выработать столь необходимое ему сейчас
сочетание клипового мышления с мышлением понятийным
Подробно специальные классы описаны в брошюре «Материальная часть концепции Школы-ВУЗа «Современное образование» (М., 2015), на основании которой был снят видеофильм с тем же названием (размещен на сайте Школы-ВУЗа). Наш сайт и форум являются как местом для общения, так и (и это главное) научно-методической площадкой. Одновременно печатаются научно-методические материалы преподавателей Школы-ВУЗа: учебные пособия, разработки, ежегодный журнал «Методика и практика современного образовательного процесса». Число таких трудов, сопровождающих наш образовательный процесс, приближается к цифре 100. Среди последних наших произведений:
Пособия внедряются в образовательный процесс параллельно стандартным учебникам.
Для проведения вышеобозначенной программы, а также одного из лозунгов Школы-ВУЗа «Современное образование» – «Детство должно быть счастливым!» – нужна сильная, обученная и очень позитивная команда (рис. 5).
5. Для проведения программы нужна сильная, обученная и очень позитивная команда. Наша команда на празднике
«День Любви и Добра»
Следующая |