Первые на Урале классы девочек и мальчиков набрали в 34-й школе Каменска-Уральского. Гендерное разделение первоклассников - требование времени. Оно вызвано не столько стремлением к эксперименту, сколько желанием родителей. Причем ни бюрократических бумаг, ни дополнительных расходов эксперимент не потребовал. Школа эта современная, единственная на новый микрорайон Южный на окраине Каменска, где в просвете улиц виден лес. В районе все друг друга знают, и родители компетентно оценивают достоинства педагогов и качество школьных программ. Судьбоносные вопросы здесь решаются голосованием. - Родители, извините за казенное выражение, - заказчики наших услуг. Они сами выбирают программу и педагога, - рассказывает директор школы Наталья Говорухина. - Когда родители дружно записали своих 24 сорванцов к Татьяне Семеновой, мы предложили организовать раздельное обучение мальчиков и девочек. Так и получилось у нас два первых раздельных класса. Кому не понравилась идея, их дети пошли в три смешанных класса.
- Я бы хотела, чтобы моя дочь так же училась с девочками: ей в первом классе все время мальчишки на уроках мешали. Нам повезло, что родители согласились на раздельное обучение. Оно более эффективно, потому что детей разделила сама природа, - с энтузиазмом говорит учитель. - Например, у мальчиков внимание держится всего 30 секунд - им надо постоянно давать что-то новое, а мы с девочками работаем на аккуратность: по пол-урока пишем палочки, добиваясь совершенства. Потом мальчишкам нужно соревноваться и побеждать. А девочки постоянно нуждаются в одобрении...
На уроках труда девочек учат редким у современных подростков навыкам - готовить, шить, вязать. Физкультура у них тоже девчачья, под негромкую музыку - упражнения на гибкость, хореография. Мальчишек же готовят к экстриму: уроки проводятся на скалодроме, зарядка - на свежем воздухе. - У нас не монастырь: обучение раздельное, но воспитание совместное. Деление по половому признаку нацелено на эффективную учебу. Социальные навыки при этом не страдают, - объясняет директор Наталья Говорухина. Вне уроков оба класса вместе - на переменах, во время 40-минутной динамической паузы, на экскурсиях, классных часах. Учителя замечают, что их общение уже богаче, чем у сверстников. Общение с противоположным полом отличается от обыденных занятий. Мальчишки уже спрашивают: "А когда мы к девочкам пойдем? Я для них в подарок цветочек сделал и картину нарисовал". Учителя географии, химии и других предметов ждут не дождутся, когда экспериментальные, "раздельные" дети пойдут в пятый класс. Гендерную разницу в восприятии материала педагоги прочувствовали на своем опыте. Скажем, механика и двигатели внутреннего сгорания, которые мальчишки с энтузиазмом изучают, для девочек - темный лес: им нравится оптика. - А вне классов в мальчиках воспитывают мужчин и джентльменов, что очень важно сейчас, когда все уже вволю наигрались с унисексом вплоть до стирания границ между полами. Так что раздельное воспитание отчасти компенсирует ущербность от отсутствия мужчин-учителей в школе, - говорит Наталья Говорухина. Все без исключения опрошенные взрослые завидуют "раздельным" первоклашкам: "Эх, если бы нам в свое время можно было так учиться". А в школе уже предвкушают выпускной вечер первых экспериментальных учеников: "Это будет настоящий бал-на-весь-мир!"