Чтобы восполнить свои пробелы в знаниях о художниках и картинах, представленных в нашей галерее, стала искать информацию. И вот что выяснилось: у каждой из этих картин интересная история создания. Например, знаменитая "Боярыня Морозова" Сурикова. Это была не первая картина на историческую тему у Сурикова. Но, оказывается, не сохранилось никакого описания внешности этой женщины.
Протопоп Аввакум писал про боярыню Морозову: "Персты рук твоих тонкокостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев". Тонкие пальцы, сверкающие глаза, страстные движения - вот и все, что знал Суриков о внешности своей героини. Но он говорил, что исторический живописец должен угадывать прошлое. Суриков долго "угадывал" лицо боярыни Морозовой.
Он написал нескольких женщин, но ни в одной не нашел страшной красоты боярыни, ее горячей, исступленной веры, которая, будто молния, воспламеняла всех вокруг. Он приглядывался к старообрядцам - их было немало и во времена Сурикова. Среди них были горячо верующие женщины-начетчицы, до тонкостей знавшие старинные церковные книги.
"...Я на картине сперва толпу написал, а ее после,- рассказывал Суриков.- И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище,- ведь вот где ее нашел... Там, в Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к нам начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину- она всех победила".
Суриков замечательно "угадал" Морозову. Мы, как и художник, не знаем, какой она была на самом деле. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такую, как у Сурикова.