Ольга Васильева: месяц с новым министром О новых инициативах главы Минобрнауки России читайте в нашей специальной подборке.
Учат в школеВ преддверии начала учебного года министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила несколько идей по оптимизации учебного процесса.
Потенциальные изменения не коснулись «основных предметов» – русского языка, математики, истории, физики и т.д. Зато, к примеру, может появиться новый формат уроков физкультуры.
«У школы есть возможности. Мы мало делаем для художественного и музыкального воспитания наших детей. Почему бы не сделать третий урок физкультуры – ритмику, или спорт движения под музыку… Музыка, движение – для развития ребенка это плюс, шаг вперед. Главное – подойти творчески».
Творческий подход необходим и к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:«Прежде всего, мы исходим из того, что курс направлен на формирование нравственных и культурных ценностей человека, поэтому анализ, который должен произойти, будет многоплановым. Это очень интересный предмет, и главное, что это один из курсов, в основе которых – формирование человеческой личности».
Особое внимание будет уделяться трудовой деятельности: «Мы должны воспитать человека, который будет готов трудиться, получать радость от своего труда. Леность – основа порока. Человек должен трудиться – душой, руками, головой, тогда будет результат», – считает Ольга Васильева.
Следующий шаг, который следует сделать школам – профориентационная подготовка: «Школа должна серьезно относиться к вопросам профориентации и прикладывать все усилия для того, чтобы профориентация в школе была».
Отцы и детиВоспитание подрастающего поколения, семейные ценности – еще один важный пункт программных выступлений главы Минобрнауки РФ. По мнению Васильевой, молодые родители нуждаются в психолого-педагогической помощи, и специальные программы по созданию семейных клубов станут хорошим подспорьем для всех.
Васильева призвала родителей внимательно относиться к «погружению» детей в сеть Интернет: «Родители, дома вы можете делать все возможное, чтобы блокировать программы и компьютерные игры, которые отбирают так много времени. Можете ограничивать скачивание файлов, которые скачиваться не должны – это дома, тут вы вправе решать, какие доступы вам ограничить».
«Драмкружок, кружок по фото»…
Обучение в школе – это не только уроки, но и дополнительные занятия, уверена Ольга Васильева: «Необходимо, чтобы он (ребенок) занимался активной деятельностью: кружковая работа, спорт, музыка, техническое творчество, чтобы отвлекать его от желания находиться все время в сети».
В настоящее время созданы все нормативные возможности для реализации Программы дополнительного образования детей: «В последние годы значительно увеличилось количество кружков, которые организованы на базе школ. Это удобно в первую очередь родителям малышей, так как ребенок находится в школе», – подчеркнула министр.
Мы ищем таланты!Новый министр образования верит в то, что каждый ребенок талантлив, и считает развитие его способностей важнейшей государственной задачей:«Но есть дети и подростки, которые с ранних лет показывают выдающиеся достижения в той или иной сфере, и работа с такими детьми требует особого внимания государства. Но еще раз хочу подчеркнуть, что каждый ребенок талантлив и наша задача – каждому ребенку помочь его развить».
Чтобы помочь школьникам и студентам проявить свои способности, Минобрнауки РФ планирует «сформировать максимально разнообразный перечень конкурсов» и вводить новые интеллектуальные состязания – такие, как всероссийский конкурс школьных проектов, который может стартовать в 2017-2018 учебном году.
Инклюзия без иллюзийДля детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы все условия: коррекционные школы не закроют.
Планируется также расширение центров коррекции речи: «До 2020 года на поддержание и расширение центров по коррекции речи будет выделено 320 млн рублей. Было бы очень здорово, если бы логопеды были в каждой школе, но пока ориентируемся на эти центры».
Были внесены изменения в закон об образовании, реформирована работа психологов и методических комиссий, разработаны учебно-методические программы.
Учителя – вне сферы услуг
Особая роль в образовательном процессе отводится, конечно, учителю. «Учитель – это служение, это призвание, это не услуги… мы воспитываем и обучаем будущее поколение страны. Сегодня малыши – завтра народ. Не нужны нам дополнительные меры защиты – мы учителя», – считает глава Минобрнауки РФ.
Не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения – вот задача современных учителей: «Образование – это обучение воспитанию, воспитание обучению. И школа всегда формировала личность одного человека, а не узкого специалиста. Поэтому для меня приоритет – воспитание».
Министр обещала уделять особое внимание «совершенствованию
профессионального мастерства педагогов, проводить повышение квалификации, дополнительное обучение, организовывать форумы и семинары для профессионального общения с целью обмена опытом, выявления лучших практик, а также проводить конкурсы профессионального мастерства» – словом, делать все для того, чтобы профессия учителя была в нашей стране почетной и важной.Что касается зарплаты педагогов, то она будет формироваться по новой схеме: «Уже готовится нормативная база, что зарплата будет состоять на 70% из базовой части и на 30% стимулирующих выплат, это будет касаться всех образовательных организаций. Это уже решенный вопрос», – сказала Ольга Васильева.
Кроме того, Васильева подчеркнул
а важность наставничества в педагогике: «Наша задача, чтобы наставники – пусть не на такой нагрузке, как молодые учителя, – оставались и передавали то, что умеют делать сами».
ЕГЭ: дальше – интереснее?По мнению Ольги Васильевой,
Единый государственный экзамен является большим социальным благом: «Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что пределу совершенства быть не может. Но я не думаю, что будут какие-то кардинальные изменения, будет отшлифовываться то, что уже есть, в частности сокращение тестовой части».
Еще один штрих к портрету будущего ЕГЭ – введение оценок за итоговое сочинение: уже через три-четыре года эта часть письменного экзамена не будет оцениваться по принципу «зачет/незачет», а даст возможность школьникам набрать баллы.
По итогам изменений в ОГЭ 9 класса, где появится устная часть по русскому языку и литературе, может корректироваться и будущий ЕГЭ: «Мы сделаем анализ того, что произошло в 9 классе, оценим результаты и будем двигаться дальше, в старшие классы. Поступательно, без резких скачков, используя лучшее, что есть».
Что касается дополнительных часов для подготовки к ЕГЭ, то об этом школы могут забыть: «Я буду категорически против того, чтобы шло натаскивание на ЕГЭ внеурочное время – официально в рамках школы. Просто подготовить к ЕГЭ без прохождения всей программы – невозможно», – резюмировала глава Минобрнауки РФ.
Источник:
www.edu.ru