«Как денди лондонский одет...», или Кое-что об имидже литературных героев
Великолепные платья или старые ветхие наряды: в литературе, как и в реальном мире, встречают по одежке. Так что писателям порой очень важно продумать образ персонажа вплоть до последней пуговки. Кроме того, костюмы говорят читателям не только о самом герое, но и об эпохе, в которой он жил. В XIX веке в Великобритании даже сложилась традиция особых модных романов, где слово «модный» было и синонимом популярности произведений, и намеком на гардероб действующих лиц.
Среди русских литературных героев тоже немало щеголей.
Наташа Ростова
Уже давно образ главной героини «Войны и мира» стал синонимом юности и легкости. Описывая героиню, Лев Толстой уделяет внимание не только ее характеру, лицу и юношеской худобе, но и ее нарядам. А ведь действие романа происходит задолго до рождения писателя! Значит, для патриарха русской литературы было важно, как одевалась его Наташа.
Возьмем, к примеру, знаменитую сцену бала. Несколько раз Толстой останавливается на том, что девушка очень гордилась своим длинным платьем. Наряд с юбкой в пол был своеобразной инициацией для женщин из высшего света. До тех пор, пока они носили короткие платьишки, под которыми виднелись панталоны, они считались детьми. Именно в таком виде впервые в романе появляется тринадцатилетняя Наташа:
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
Длинное же платье означало, что девочка выросла, и родители начинают поиски жениха. Именно на балу Наташа и встречает Болконского. Однако юбка такого наряда не должна доставать до пола, в противном случае, его обладательница не сможет танцевать! Бальные платья делались короче повседневных и могли открывать ножки, на которых красовались узкие туфельки, похожие на современные балетки или пуанты.
Итак, на Наташе и Соне были платья «белые дымковые на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже». В начале XIX века талия на женских нарядах была сильно завышена, корсета и вовсе могло не быть, так что силуэт напоминал очертания античных статуй. Образ греческой богини завершали прически à la grecque.