В рамках проекта “Не прервется связь поколений” я хотел бы рассказать о боевом пути моего прадеда
– ветерана Великой отечественной войны. Специально для этого, я недавно провел с ним интервью, по итогам которого и описан ниже его жизненный путь.
Мой прадед Николай Михайлович родился в 1926году на Дальнем Востоке, к началу войны он был школьником в Сталинграде (ныне Волгоград), и при наступлении немцев на Сталинград вместе с матерью, братом, бабушкой и дедушкой был эвакуирован в Казахстан в сельскую местность.
В 1942году он заканчивает 9класс, и в сентябре представитель Селищенского военного авиационного училища уговаривает ребят, окончивших 9-летку, поступить к ним на продолжение обучения. Преподавательский состав этого училища тоже был эвакуирован на территорию Казахстана из-под Ленинграда и осуществлял срочный набор курсантов, так как все ранее обучавшиеся в нем студенты уже были призваны на фронт в качестве военных летчиков. Таким образом, прадед и попал в ряды курсантов, хотя тут имела место небольшая хитрость со стороны агитатора: он обещал ребятам обучение на летчиков, что конечно было очень заманчиво для любого юноши. Однако, по приезду на место дислокации подразделения, прадед был распределен в учебную роту, которая занималась подготовкой специалистов-механиков для самолетов ЯК.
За полтора года он прошел весь курс подготовки механиков с множеством предметов, основное количество которых было связано с ремонтом самолетов. Это были машины Лавочкина (ЛА-5), каркас которых был деревянным и только моторная группа “звездочек” была защищена металлом. После окончания этой летной школы прадед попал в Запасной авиационный полк. Данное подразделение было местом дислокации также для всех летчиков, прошедших лечение в госпиталях, и уже оттуда по заявкам определенных воинских частей все распределялись на фронт.
После пребывания там в течение 2 месяцев на прадеда поступила заявка из 113 гвардейского авиационного истребительный полка, который являлся подразделением Второй воздушной армии из резерва Главного Командования. Полк состоял из четырех взводов по три машины в каждом, командовал подразделением полковник. Звание гвардейского полку было присвоено в первой половине войны после сражений под Ростовом.
Николай Михайлович смог даже вспомнить несколько слов из гимна 113-го авиационного полка:
На Днепре в боях наш полк родился, защищая землю от врага,
В Сталинградской битве закалился, …
Лейся песня моя о советском войске, о сражениях легендарных дней….
Вторая воздушная армия состояла из подразделения истребителей, которые базировались ближе к линии фронта, и бомбардировочной авиации – с тяжелыми бомбардировщиками Б-17, которые располагались в 150-200км вглубь тыла. Когда немцы пытались прорваться на своих самолетах для бомбардировки к нашим оборонным точкам, их перехватывали советские истребители и при необходимости вступали с ними в бой. В то время при нападениях немецкая авиация в качестве истребителей Германия чаще всего использовала так называемые Мессершмитты и реже Аэрокобры с моторным отсеком за кабиной, на которых летал в основном командный состав немецкой армии. В 1944 году советские войска уже господствовали в воздухе, а наша Армия проводила наступление по всем фронтам.
В момент прибытия прадеда в действующую армию его подразделение решало задачи перехвата и базировалось под Львовом, где в 20км к западу располагался военный аэродром Городок, который незадолго до этого при отступлении немцев перешел к Красной армии. Через некоторое время 113-ый полк был переброшен, чтобы форсировать Карпаты. Эта горная цепь оказалась препятствием при наступлении нашей Армии, в то время, когда на равнинных территориях со стороны Белоруссии и Украины советские войска уже далеко продвинулись на территорию Польши и Румынии. Полк базировался в четырех городах по ходу горной цепи: Рагопыч, Самбор, Сарны, Черновцы, и их самолеты перелетали между аэродромами этих населенных пунктов в зависимости от задач, получаемых от командования.
Истребители взвода прадеда летали на прикрытии штурмовой авиации, самолеты которой, в основном ИЛы, специальными трехкилограммовыми квадратными бомбами, называемыми ФАБы, поражали в горной местности линии укреплений немцев - окопы, чтобы при наступлении советских наземных войск ослабить оборону неприятеля и минимизировать потери. Во время присутствия прадеда в полку ни одного из самолетов-истребителей сбито не было, хотя зачастую летчики истребителей возвращались с вылетов с расстрелянным боепакетом пушек. Самолет, который обслуживал прадед в качестве механика, имел только одно место – для пилота, в отличие от стандартного ИЛ-2, где сзади за спиной летчика сидел стрелок-радист, который мог из пулемета защитить самолет при нападении с хвоста. Истребители, будучи с деревянным фюзеляжем и без огневой поддержки сзади, были практически беззащитны при нападении с хвоста и зачастую поражались как снарядами так и зажигательными патронами.
В задачи прадеда как механика входил осмотр корпуса самолета по прилету, опрос летчика о возникших в течение полета проблемах и неисправностях, их устранение по возможности своими силами или обращение к главному инженеру полка в случае необходимости более сложного ремонта. Стандартно после каждого вылета проводилась проверка уровня масла и всех узлов управления: элеронов, шасси, подкрылков, рулей поворота. Далее производилась заправка баков самолета горючим, и восстановление полного боекомплекта. Также механики осуществляли тестовый пуск двигателей на земле перед следующим вылетом.
В общей сложности прадед был на фронте всего лишь 8 месяцев, тогда Четвертый Украинский фронт еще не форсировал Карпаты, а его полк осуществлял воздушную подготовку – бомбардировку наземных целей двумя основными видами самолетов: ИЛюшинами под защитой истребителей, и также шли вылеты тяжелой дальнемагистральной авиации для бомбардировки тыловых частей немцев.
За 4месяца до окончания войны – в октябре 1944г. пришел приказ Сталина: всех механиков летного состава комсомольского возраста откомандировать для дальнейшего обучения под Саратов, где была организована 8ая ВАШПО - Военная авиационная школа первоначального обучения. Целью обучения являлась быстрая переподготовка механиков в летчиков, что было нетрудно: так как любой авиамеханик уже хорошо представлял и типы самолетов и, конечно, азы их обслуживания. И вот к декабрю в местечке Пугачев по этому приказу было собрано около 600 курсантов, которых сразу начали вывозить на тренировочные полеты на двухместных самолетах ИЛ cо спаренным управлением, где место пилота занимал инструктор, который комментировал для курсанта все свои действия или же отдавал курсанту команды первоначального уровня управления: снизиться или набрать высоту, развернуться или же исполнить другие самые элементарные фигуры пилотажа.
Однако прадед тренировался совсем недолго. В тяжелое военное время настоящих кожаных меховых курток для курсантов в таком количестве не нашлось, и их обмундирование состояло лишь из старых телогреек, и уже после двух таких вылетов прадед сильно простудился, и у него начался плеврит. От полетов он был отстранен и был назначен к главному инженеру в штаб управления части в качестве писаря, где он и встретил новость о Победе. Таким образом, прадед закончил войну не на территории Германии, где в итоге и оказался его полк, а в тылу, при Училище по подготовке резерва военных летчиков. Именно там и был сделан единственный его снимок военного времени.
Однако болезнь прогрессировала, и в сентябре 1945года прадед из медсанчасти Училища был направлен в госпиталь Саратова, где по итогам лечения и обследования был демобилизован, вернулся в Сталинград и там поступил в 10 класс. В 1946году прадед получает аттестат и поступает в Москве в Геологоразведочный институт на геофизический факультет. Через 6 лет его он окончил, будучи первым выпуском по специальности Радиометрические методы поиска, то есть стал специалистом по поиску и разведке месторождений радиоактивных руд.
Прадед получил путевку и был отправлен в Болгарию, где ему выделили геологическую партию, и 3,5 года он проводил разведки в южной Болгарии. Затем прадед был переведен в Китай уже в качестве главного геофизика большой геологоразведочный экспедиции по поиску урановой руды, и там руководил инженерами нескольких геологических партий и, при помощи переводчиков, многочисленным китайским младшим техническим персоналом. После этого еще 3 года он проработал в Москве в Главке Министерства Геологии на руководящих должностях – главный геофизик Управления и начальник Отдела науки, и снова был направлен в Болгарию уже сроком на 7 лет. Благодаря длительному пребыванию в Болгарии прадед в совершенстве выучил болгарский язык, но по окончанию срока командирования вернулся обратно в Советский Союз.
Таким образом, мечта прадеда так и не сбылась – военным летчиком он так и не стал, что, скорее всего, сохранило ему жизнь, и позволило еще долгое время проработать на благо Родины.
Записал Новоселов Максим