Автор Тема: О школьных учебниках  (Прочитано 43084 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 47178
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #152 : 30 мая 2025, 23:20:58 »
     Я бы очень сильно поспорил о четкой структуре, доступности языка и глубоким понимания современных учебников. Единственно с чем соглашусь так это с качественной иллюстрацией.

     Это на тяп ляп собранные учебники задача которых, по ощущениям,  распылить внимание ученика на все что угодно кроме самоей сути темы. Особенно это касается учебников начальной школы.


Насчет понимания. Пример из современного учебника 2 класса по русскому языку. Тема безударные гласные. Определения:

Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в том же же корне.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук



Советский учебник:

Безударные гласные надо писать так же, как они пишутся под ударением.

Проверяемое слово — это слово с безударной гласной (сомнительной согласной), написание которой нужно подтвердить.

Проверочное слово — это слово, где та же гласная стоит под ударением, что позволяет чётко услышать правильный звук.



Из современного учебника я вообще ничего не понял. А как это должен понять ребенок в 8 лет, который только научился читать? Для кого этот учебник создан?

Гениальные примеры! Я 3 раза перечитала правила из современного учебника, чтобы понять  :biggrin: Вот хотела рассмеяться, но разозлилась  >:(  За такое надо бы наказывать, штрафовать, что ли.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 47178
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #151 : 30 мая 2025, 23:16:01 »
     Совсем недавно в 10 и 11 классах появились новые учебники, выпущенные под руководством Владимира Мединского. Речь идет об учебниках по истории России. Авторы учебника — бывший министр культуры России Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Это как раз те, единые, учебники по истории, о которых все говорили?

Оффлайн Alesto

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3808
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #150 : 30 мая 2025, 17:31:35 »

    В современном образовании учебники и учебные пособия постоянно совершенствуются, чтобы соответствовать актуальным требованиям. Они должны быть не только информативными, но и увлекательными, способствовать глубокому ...
     Я бы очень сильно поспорил о четкой структуре, доступности языка и глубоким понимания современных учебников. Единственно с чем соглашусь так это с качественной иллюстрацией.

     Это на тяп ляп собранные учебники задача которых, по ощущениям,  распылить внимание ученика на все что угодно кроме самоей сути темы. Особенно это касается учебников начальной школы.


Насчет понимания. Пример из современного учебника 2 класса по русскому языку. Тема безударные гласные. Определения:

Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в том же же корне.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук



Советский учебник:

Безударные гласные надо писать так же, как они пишутся под ударением.

Проверяемое слово — это слово с безударной гласной (сомнительной согласной), написание которой нужно подтвердить.

Проверочное слово — это слово, где та же гласная стоит под ударением, что позволяет чётко услышать правильный звук.



Из современного учебника я вообще ничего не понял. А как это должен понять ребенок в 8 лет, который только научился читать? Для кого этот учебник создан?
« Последнее редактирование: 30 мая 2025, 17:33:48 от Alesto »

Оффлайн Sergey S

  • Пользователь О
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #149 : 30 мая 2025, 10:15:52 »
 
Ответ на пост №148

    В современном образовании учебники и учебные пособия постоянно совершенствуются, чтобы соответствовать актуальным требованиям. Они должны быть не только информативными, но и увлекательными, способствовать глубокому пониманию материала и развитию интереса к предмету. Современные учебники отличаются четкой структурой, доступным языком, качественными иллюстрациями и интерактивными элементами, которые делают обучение более эффективным. 
     При этом нельзя сказать, что старые учебники были плохими – многие из них заложили основу для сегодняшних методик. Однако с развитием педагогики, технологий и изменением запросов общества подходы к подаче материала меняются. Новые поколения учеников лучше воспринимают информацию в визуализированном и интерактивном формате, поэтому современные учебники адаптированы под эти особенности. 
     В Школе ВУЗ «Современное образование» используются учебные материалы, соответствующие всем действующим стандартам РФ, включая ФГОС. Мы сочетаем проверенные временем методики с современными подходами, чтобы обеспечить высокое качество обучения. Наши учебники содержат не только теоретическую базу, но и практические задания, проектные работы и цифровые компоненты, помогающие ученикам осваивать материал максимально эффективно. 
    Главная задача – сделать обучение понятным, интересным и полезным, поэтому мы внимательно следим за обновлениями в сфере образования и своевременно корректируем учебные программы. Это позволяет нашим ученикам получать актуальные знания и развивать навыки, необходимые в современном мире.

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14310
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #148 : 29 мая 2025, 21:56:02 »
     Существующие учебники и пособия обновляются с учётом современных требований и принципов обучения. По мнению тех, кто работает над новыми учебниками, материал должны быть написаны понятным языком, содержать яркие иллюстрации, интерактивные элементы и задания, стимулирующие интерес к изучаемым предметам.

     А у меня вопрос. Неужели те учебники, по которым учились мы, были написаны непонятным языком, не содержали иллюстраций, не имели интересных заданий?

Оффлайн DAЛ$

  • Эй, гайс у меня все nice
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 74420
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #147 : 28 мая 2025, 17:33:30 »
     Совсем недавно в 10 и 11 классах появились новые учебники, выпущенные под руководством Владимира Мединского. Речь идет об учебниках по истории России. Авторы учебника — бывший министр культуры России Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Вот с алгеброй 7 класса, как раз в обратную сторону! Очень много нововведений, которые сбивают с толку и учителя и ученика!

Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5130
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #146 : 27 мая 2025, 22:15:31 »
     Совсем недавно в 10 и 11 классах появились новые учебники, выпущенные под руководством Владимира Мединского. Речь идет об учебниках по истории России. Авторы учебника — бывший министр культуры России Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 47178
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #145 : 19 мая 2025, 01:13:17 »
С нового учебного года по предмету "Русский язык" уже не должно быть такого разнообразия учебников, как сейчас. Должны остаться в приоритете только 2 учебника - базовый уровень и углублённое изучение.

Оффлайн Sergey S

  • Пользователь О
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 587
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #144 : 07 мая 2025, 16:29:17 »
Сравнение школьных учебников: СССР, РФ, США, ЕС, Китай и Япония

     Школьные учебники отражают не только образовательные стандарты, но и культурные, политические и идеологические особенности каждой страны. Сравнивая системы СССР, РФ, США, стран ЕС, Китая и Японии, можно увидеть ключевые различия в подходе к подаче материала, идеологическом наполнении и методике обучения. 

1. СССР: Единообразие и идеология
Советские учебники отличались строгой унификацией — все школы страны учились по одинаковым программам. Особый упор делался на фундаментальные науки (математика, физика), а гуманитарные дисциплины (история, литература) подавались через призму марксизма-ленинизма. Учебники были лаконичными, с минимумом иллюстраций, но с четкой структурой. Критики отмечают, что некоторые исторические события (например, репрессии или пакт Молотова–Риббентропа) замалчивались или искажались. 

Источники: 
- Богуславский М.В. История педагогики и образования в России XX века. 
- Архивные материалы Министерства просвещения СССР. 



2. США: Децентрализация и практико-ориентированность 
Американские учебники варьируются в зависимости от штата, так как единого федерального стандарта нет. Акцент делается на критическое мышление, анализ источников (особенно в истории) и междисциплинарные связи. Учебники красочные, с большим количеством заданий на обсуждение и проекты. Однако в последние годы идут споры о политизированности некоторых материалов (например, трактовка рабства, ЛГБТ-тематика). 

Источники: 
- Common Core State Standards Initiative  (официальные образовательные стандарты). 
- Diane Ravitch. The Language Police: How Pressure Groups Restrict What Students Learn.



3. ЕС: Разнообразие и гуманистический подход 
В Европе нет единой системы — каждая страна разрабатывает свои учебники, но есть общие тенденции: 
- Германия, Франция, Скандинавия — упор на толерантность, экологию, права человека. 
- Восточная Европа (Польша, Прибалтика) — переосмысление советского периода. 
Учебники часто включают дискуссионные вопросы, сравнительный анализ исторических событий. В отличие от СССР и Китая, здесь меньше государственной цензуры, но больше внимания к этическим дилеммам. 

Источники: 
- Eurydice (европейская база данных по образованию). 
- Falk Pingel. UNESCO Guidebook on Textbook Research and Textbook Revision.



4. Китай: Контроль и патриотическое воспитание 
Китайские учебники жестко контролируются государством. Главные черты: 
- Упор на науку и технологии (математика, инженерия). 
- Идеологизация истории (акцент на "величие Китая", критика Запада). 
- Конфуцианские ценности (уважение к старшим, коллективизм). 
В последние годы усиливается цифровизация, но интернет-версии учебников также подвергаются цензуре. 

Источники:
- China Education Daily (официальные публикации Минобразования КНР). 
- исследования PISA (международные рейтинги образования). 

 

5. Япония: Баланс традиций и инноваций
Японские учебники сочетают: 
- Традиционные ценности (уважение к императору, групповая гармония). 
- Современные методики (робототехника, экология). 
История Второй мировой войны подается сдержанно, без акцента на военные преступления Японии, что вызывает споры с Китаем и Кореей. Учебники красочные, с интерактивными элементами, но дисциплина в обучении остается строгой. 

Источники: 
- MEXT (Министерство образования Японии). 
- исследования TIMSS (оценка качества математического и естественнонаучного образования). 

6. Российская Федерация: От деидеологизации к новому патриотизму
После распада СССР российские учебники стали более разнообразными, появились альтернативные авторские методики. В 1990-е годы исчезла жесткая идеологическая цензура, но с 2000-х начался возврат к централизации. Современные учебники РФ сочетают:
-Академическую традицию (сильные программы по математике и естественным наукам);
-Патриотический нарратив (особенно в истории и обществознании);
-Цифровизацию (электронные версии, интерактивные задания).
Критики отмечают, что в последние годы в учебниках истории усиливается государственная трактовка событий, особенно касающихся XX века.

Источники:
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
- Исследования НИУ ВШЭ о развитии образования в РФ.

Ключевые выводы
Идеология: В СССР, РФ и Китае учебники используются для укрепления государственной идеологии, в то время как в США и ЕС делается акцент на критическое мышление и плюрализм.
Структура: РФ сохраняет элементы советской централизации, но с большим разнообразием учебных программ по сравнению с СССР.
Инновации: Япония и ЕС лидируют в цифровизации, Китай — в прикладных науках, США — в развитии soft skills.

Это сравнение показывает, как политические, культурные и исторические факторы формируют образовательные системы разных стран. Для более детального анализа можно рассмотреть конкретные предметы (например, сравнение учебников истории или математики).




Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38928
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #143 : 29 февраля 2020, 11:54:55 »
Почему в Израиле учатся по старым советским учебникам



Не смогла скопировать, но статья очень интересная! В частности, о математике.

Читать здесь
« Последнее редактирование: 29 февраля 2020, 11:58:07 от Mari »

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 47178
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #142 : 24 февраля 2020, 10:19:48 »
Кто бы сомневался(

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38928
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #141 : 23 февраля 2020, 22:51:45 »
Теоретики

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 47178
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #140 : 11 февраля 2020, 08:50:43 »
Кто? Кто проводит эту экспертизу? Теоретики или практики?

Оффлайн Mir

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 507
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #139 : 10 февраля 2020, 16:56:10 »
Утвержден новый порядок формирования федерального перечня учебников

Минюст зарегистрировал приказ Минпросвещения России, утверждающий новый порядок формирования федерального перечня учебников. Документ регламентирует экспертизу учебников, которая официально стала государственной процедурой. Теперь эксперты, которые проверяют издания, будут нести персональную ответственность, а их имена и фамилии напечатают на обороте титульного листа.
В открытом доступе опубликован приказ Министерства просвещения РФ от 18.12.2019 № 695 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
До появления документа, регламентирующего процедуру, издательства сами заказывали и оплачивали экспертизу, подавали документы на включение в перечень. Отныне заказчиком проверки будет выступать Министерство просвещения РФ, исполнителем – подведомственная ему организация. Школьные учебники будут проходить экспертизу раз в пять лет.
В новых требованиях учтут, является ли учебник частью законченной линейки. Например, пособия по предметам "Русский язык", "Математика", "Окружающий мир" в начальной школе на экспертизу должны быть представлены за все годы обучения, то есть с 1 по 4 класс.
В порядке формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, содержится 49 пунктов-требований к содержанию и оформлению учебников, прохождению экспертной оценки и так далее.
Согласно документу, учебники были написаны грамотно, без фактических ошибок, формировать правильное представление ребенка о мире, воспитывать и не провоцировать школьников на "асоциальное поведение и (или) образ жизни". Особо отмечается, что у авторов учебников не должно быть личной заинтересованности при проведении экспертизы, срок которой не должен превышать 60 календарных дней.
Объем представленного документа – 50 страниц текста, в том числе индивидуальный лист эксперта, критерии экспертной оценки и заключение.

Оффлайн Hotchpotch

  • Anybody Else Wants To Negotiate?
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 32896
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #138 : 23 июля 2019, 22:18:03 »
Я даже тетради свои старые сохранила. Это уже история)
А я  все тетради раздала тем, кто был помладше. ГДЗ тогда не было, вот выпрашивали тетрадку   у старшеклассников.
« Последнее редактирование: 29 февраля 2020, 14:02:04 от info »

 

.