Автор Тема: Искусство и счастье! Рассказы НАШЕГО искусствоведа М.А  (Прочитано 9958 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Енот

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 32980
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Архитектура - это музыка в камне!

     Архитектура - это музыка в камне! Именно архитектура может рассказать историю о времени ее основания. Глубокие исторические традиции древнейшего русского деревянного зодчества отражали эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей. В IХ и Х веках зодчество  стало развиваться по новому руслу.
     Расширение внешних связей познакомило Древнюю Русь с архитектурой других стран.
     Техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен еще долго оставалась такой же, что и у древних славян, но в некоторых селах со временем появились обширные дворы княжеских земель - деревянные замки. Из укрепленных поселений развились города - крепости с жилыми домами внутри и связанными иногда с оборонительным валом хозяйственными постройками.

     Затем стали появляться каменные постройки. Изборск. Старая Ладога.

     Наглядное представление о архитектуре Древней Руси дают некоторые сохранившиеся храмы ХI века. Они строились на княжеские - государственные деньги.

     В начале 12 века Новгород превращается в вечевую республику. В 1136 г. богатое купечество завладевает всем государственным аппаратом, оттесняя князя на роль военачальника. Князья переселяются в городище. И там возникает княжеский Юрьев монастырь. А несколько позже - Церковь Спаса на Нередице.

Церковь Спаса на Нередице

 
 На возведение этого древнерусского памятника в 1198 году ушло буквально три-четыре месяца. Как мастера того времени это делали, лично для меня загадка, особенно с учетом того, как строят нынешние специалисты, у которых технологических возможностей куда больше.

Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4145
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Дорогие друзья!
Конфуций иногда говорил, что благородный человек иногда бывает не гуманен - это случается. Но чтобы низкий человек был гуманным - этого не бывает. И чтобы быть всегда образованным и гуманным мы окружаем себя в том числе монументальной живописью.

     Византийская традиция сыграла значительную роль в древнерусском искусстве, но вместе с тем это искусство приобретает свой собственный отпечаток русской действительности, смягчаются черты византийского аскетизма, образы становятся более простыми.

     Византийская живопись сохранила многие традиции античности.

     Она выражалась в человеческих фигурах. Отсюда пошло выражение - музыка в камне.

     Древнерусские художники совершенствовали свое мастерство у византийских художников. Связь между учителем и учеником была очень тесной. Все фрески были исполнены в высокой технике, с высоким вкусом.

Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4145
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Друзья! Маленькая справка для тех, кто любит все интересное.
Во времена Конфуция под искусством подразумевали шесть искусств: приличие, музыка, стрельба, управление колесницей, письмо и арифметика. Но мир движется вперед, и все это мы европейцы позаимствовали у китайцев. У них из этого состоял, так называемый, круг образования.

А сегодня мы с вами поговорим о скульптуре!

     С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная резьба по дереву, так и украшение резным декором бытовых предметов. В языческой Руси в центре своих храмов славяне ставили идолов, сделанных из дерева, реже из металла. После крещения Руси, как и Византии статуи в христианских храмах не допускались. Известное распространение получил лишь скульптурный рельеф. Дерево - исконный материал древнерусского скульптора-резчика. Подобно тому как русская деревянная архитектура влияла на архитектуру каменную, так и деревянная резьба, носившая плоскостной характер, влияла на скульптуру из камня своими орнаментами и техникой.


Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4145
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Архитектура - это музыка в камне!

     Архитектура - это музыка в камне! Именно архитектура может рассказать историю о времени ее основания. Глубокие исторические традиции древнейшего русского деревянного зодчества отражали эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей. В IХ и Х веках зодчество  стало развиваться по новому руслу.
     Расширение внешних связей познакомило Древнюю Русь с архитектурой других стран.
     Техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен еще долго оставалась такой же, что и у древних славян, но в некоторых селах со временем появились обширные дворы княжеских земель - деревянные замки. Из укрепленных поселений развились города - крепости с жилыми домами внутри и связанными иногда с оборонительным валом хозяйственными постройками.

     Затем стали появляться каменные постройки. Изборск. Старая Ладога.

     Наглядное представление о архитектуре Древней Руси дают некоторые сохранившиеся храмы ХI века. Они строились на княжеские - государственные деньги.

     В начале 12 века Новгород превращается в вечевую республику. В 1136 г. богатое купечество завладевает всем государственным аппаратом, оттесняя князя на роль военачальника. Князья переселяются в городище. И там возникает княжеский Юрьев монастырь. А несколько позже - Церковь Спаса на Нередице.

Церковь Спаса на Нередице

Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4145
  • Патриций
    • Просмотр профиля
     Друзья! Друзья! Праздники закончились, и начались наши будни и нужно пополнять свои знания о Русском искусстве!
     Но как говорил Конфуций в своих беседах: "Услышать что-нибудь новое, прежде чем услышанное им ранее могло быть приведено в исполнение".

     Итак, сегодня о Русском искусстве. Искусство IХ - первой половины ХIII века.

     Искусство Древней Руси зародилось одновременно с формированием феодальных отношений и первых государственных образований русских племён. Важнейшую роль в зодчестве и живописи этого времени играет распространение христианства. Именно христианские храмы стали первыми каменными сооружениями на русских землях, исключительное значение имела также иконопись и храмовая фреска.

« Последнее редактирование: 27 февраля 2025, 15:47:50 от Марина В. »

Оффлайн Енот

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 32980
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Дорогие, друзья! Продолжаем с вами в 2025 году. Уверена, что год будет для всех счастливый! Я всем этого желаю! Продолжим говорить об искусстве и обо всем, что вертится вокруг него.

     Журнал "Русское искусство" продолжает избранный курс на информационную поддержку государственной политики в сфере культуры. 
     Что такое музеи? Что дают нам музеи? 
     Благодаря им мы открываем богатство бывших императорских коллекций, но и заглядываем и знакомимся с обширной коллекцией русского, западного, восточного и современного искусства.

     На страницах журнала "Русское искусство" в разделе про историю есть интересные статьи о Китайском подворье Русской православной Церкви в Москве, невероятным образом оказавшемся связанным с именами Павла и Сергея Третьяковых, а также о православном Харбине, ставшим спасительным для эмигрантов из России первой волны.

     Мы продолжим говорить о художниках. Художники первой величины: Александр Яковлев, Константин Максимов, Илья Глазунов, которые в силу разных обстоятельств приезжали в Китай, находили вдохновение в национальных мотивах, а также - их друзей и учеников, в той или иной степени приобщенных к традициям русской академической школы.

     И, конечно, дорогие, друзья! Коллеги! Я всех вас призываю посетить выставки. Выставки, которые сейчас проходят в Государственном музее Востока, Третьяковской галерее и Российской академии художеств. Посещая выставки, вы открываете в себе и вкус к искусству, и вкус к самой жизни. И это пойдёт с вами по всей вашей жизни. Удачи!!!


Огромное спасибо,обязательно этим воспользуемся!

Оффлайн Вик

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 25829
    • Просмотр профиля
Это очень полезное дело - популяризировать настоящее искусство!

Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4145
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Дорогие, друзья! Продолжаем с вами в 2025 году. Уверена, что год будет для всех счастливый! Я всем этого желаю! Продолжим говорить об искусстве и обо всем, что вертится вокруг него.

     Журнал "Русское искусство" продолжает избранный курс на информационную поддержку государственной политики в сфере культуры. 
     Что такое музеи? Что дают нам музеи? 
     Благодаря им мы открываем богатство бывших императорских коллекций, но и заглядываем и знакомимся с обширной коллекцией русского, западного, восточного и современного искусства.

     На страницах журнала "Русское искусство" в разделе про историю есть интересные статьи о Китайском подворье Русской православной Церкви в Москве, невероятным образом оказавшемся связанным с именами Павла и Сергея Третьяковых, а также о православном Харбине, ставшим спасительным для эмигрантов из России первой волны.

     Мы продолжим говорить о художниках. Художники первой величины: Александр Яковлев, Константин Максимов, Илья Глазунов, которые в силу разных обстоятельств приезжали в Китай, находили вдохновение в национальных мотивах, а также - их друзей и учеников, в той или иной степени приобщенных к традициям русской академической школы.

     И, конечно, дорогие, друзья! Коллеги! Я всех вас призываю посетить выставки. Выставки, которые сейчас проходят в Государственном музее Востока, Третьяковской галерее и Российской академии художеств. Посещая выставки, вы открываете в себе и вкус к искусству, и вкус к самой жизни. И это пойдёт с вами по всей вашей жизни. Удачи!!!

« Последнее редактирование: 14 января 2025, 13:57:35 от Марина В. »

Оффлайн Енот

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 32980
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Друзья!
Сегодня мы с вами возвращаемся к художникам Возрождения. Их творчество давно пользуется всеобщим признанием и окружено неизменным восхищением потомков.

     Первым в ряду выдающихся мастеров стоит живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (1266/76-1337). 
     Самое значительное произведение мастера, сохранившееся до наших дней - роспись Капеллы дель Арена в Падуе (1303-1306) - было сделано по заказу Энрико Скровеньи, сына богатейшего городского родственника. Позже художнику покровительствовал и давал заказы король Роберт Неаполитанский. Закончил свою карьеру Джотто при дворе Герцена Висконти в Милане. Современники сохранили в памяти образ Джотто как Мастера, от природы наделённым великим талантом. Он был сыном мелкого землевладельца и в детстве пас овец. Однажды его рисунок, выполненный углём на камне, увидел проходивший мимо Чимабуэ (известный итальянский художник), отметил способности мальчика и взял его в ученики.

     История нового стиля европейской и итальянской живописи начинается с капеллы дель Арена в Падуе. Капелла посвящённая Марии, поэтому основной темой росписей является жизнеописание Богоматери и основные события евангельского пути Христа.
     Что же принципиально нового вносит художник в свою работу? Краткий ответ будет таков: реальное, жизненное, земное осмысление событий библейской истории.

Спасибо, очень познавательно.

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14223
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Из этой темы я всегда узнаю что-то новое!

Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4145
  • Патриций
    • Просмотр профиля
И снова о художниках!

     По стремлению к "жизнеподобию" мы наблюдаем и в более ранний период (до Джотто). Решалось это за счёт увеличения массовых сцен, усиления движения действующих лиц и т. д. Джотто находит другой вариант и с простотой гения даёт его убедительное решение. Во-первых, это взаимосвязь изображённых людей  друг с другом и окружающим миром. Во-вторых, расположение сцены в кубическом пространстве. Большие фигуры персонажей телесно переживают протяженность, высоту окружающего их мира. Они как бы прислушиваются в своём спокойном достоинстве к реальному бытию людей. Джотто предстаёт перед нами как рассказчик, умеющий найти глубокие внутренние связи действующих лиц композиции.
     С именем Джотто можно связать открытие интерьера (изображение пространства комнаты в картине), пейзажа (архитектурного и ландшафтного), внутреннего мира героев живописного рассказа.

     Наиболее драматической фреской Падуанского цикла является "Поцелуй Иуды".


     Художественные "завоевания" Джотто были так значительны, что потребовалось время до начала 15 века, чтобы они стали не компромиссным, а основным правилом творчества практики.


Оффлайн Марина В.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4145
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Друзья!
Сегодня мы с вами возвращаемся к художникам Возрождения. Их творчество давно пользуется всеобщим признанием и окружено неизменным восхищением потомков.

     Первым в ряду выдающихся мастеров стоит живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (1266/76-1337). 
     Самое значительное произведение мастера, сохранившееся до наших дней - роспись Капеллы дель Арена в Падуе (1303-1306) - было сделано по заказу Энрико Скровеньи, сына богатейшего городского родственника. Позже художнику покровительствовал и давал заказы король Роберт Неаполитанский. Закончил свою карьеру Джотто при дворе Герцена Висконти в Милане. Современники сохранили в памяти образ Джотто как Мастера, от природы наделённым великим талантом. Он был сыном мелкого землевладельца и в детстве пас овец. Однажды его рисунок, выполненный углём на камне, увидел проходивший мимо Чимабуэ (известный итальянский художник), отметил способности мальчика и взял его в ученики.

     История нового стиля европейской и итальянской живописи начинается с капеллы дель Арена в Падуе. Капелла посвящённая Марии, поэтому основной темой росписей является жизнеописание Богоматери и основные события евангельского пути Христа.
     Что же принципиально нового вносит художник в свою работу? Краткий ответ будет таков: реальное, жизненное, земное осмысление событий библейской истории.


Оффлайн Енот

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 32980
  • Патриций
    • Просмотр профиля
День матери

Друзья! Вчера был День матери. Да, очень добрый и хороший праздник. Поздравляю всех!

У Расула Гамзатова есть замечательное стихотворение - "Мама". Давайте вспомним его.

По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним звоном становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину —
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, — маме говорю я, —
Все хорошо, родная. у меня».

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски — ласково «баба».

Ещё раз поздравляю всех мам с праздником!


Огромное спасибо! Взаимно!

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 46391
    • Просмотр профиля
Интересно было бы прочитать историю жизни Ватто.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 46391
    • Просмотр профиля
И снова о счастье!

     Об уходящем счастье. О грусти уходящего счастья.
     Бывает в нашей жизни и такое, что наступает момент, когда пора уезжать. Прогулка была чудесной, но она заканчивается. Вся веселая компания суетится, собираясь вернуться назад. Небо начинает темнеть от облаков. День клонится к закату.
     Смотрите, как удерживает ваше внимание три пары, что на картине справа. Каждая из них иллюстрирует свою манеру реагировать на неуловимую боль уходящего счастья:

"Паломничество на остров Киферу", Антуан Ватто

     Как быть с нашим счастьем, если оно клонится к закату? Лихорадочно цепляться за него? Лучше смириться с его концом.
     Это и показано на картине Антуана Ватто "Паломничество на остров Киферу".
     Когда зов счастья становится слишком тягостным, случается в сердце человека зарождается грусть.
     Ватто пишет эту картину на склоне своей скоротечной жизни. Не имея ни семьи, ни состояния, ни постоянного крова. Но он окружён друзьями, которые заботятся о нем.
     Отсюда, возможно, невысказанная ностальгия, наполняющая его картины. Ватто передаёт ощущение заката счастья и сопровождающую его нежную грусть.
     И как говорил Шекспир: "Не доверяй тягости жизни, если чувствуешь, как беспричинно тяжело бьется твоё сердце".
     И я хочу всем порекомендовать. Цените клонившееся к закату счастье. Да, нужно научиться восхищаться уходящим счастьем и ценить его. Воспринимать его появления и исчезновения как мощное и нескончаемое дыхание счастья нашей земной жизни.
Как красиво и трогательно вы написали!

 
.