Уровень грамотности школьников падает, считают специалисты. Ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая рассказала , что в этом виноват не только интернет.
«Конечно, когда для быстроты коммуникаций мы пользуемся разными гаджетами, правила русского языка применяются не в полной мере: мы пользуемся сокращениями, упрощениями, смайликами и т. д. Но ещё 20 лет назад академик Костомаров предупреждал, что текст, отображенный на дисплее, совсем не тот, что в книге.
По её мнению, читают современные дети не меньше, чем предыдущие поколения, но при этом они по-другому воспринимают информацию: «Если у прежних подростков объем оперативной памяти превышал две единицы, то у сегодняшних он намного меньше. Им трудно читать крупные классические литературные произведения, да и вообще чтение для них — большой труд. Кроме того, у них гораздо беднее воображение, чем было 20 лет назад».
На снижение уровня грамотности школьников влияют родители, учителя и СМИ, считает Русецкая: «Одна из причин — искажение информационного поля, в том числе вследствие снижения качества продукции СМИ, сплошь и рядом допускающих по 3–4 ошибки на одну страницу текста. Другая — снижение речевого этикета и культуры в семье, и в первую очередь — исчезновение традиции семейного чтения взрослых и детей. Да подчас сегодняшние дети вообще не видят дома читающих взрослых! Третья — уровень грамотности педагогов. Наконец, повышенной речевой культурой не отличаются и представители крупных госкорпораций и даже некоторые госслужащие.».