Автор Тема: русский язык 7 класс  (Прочитано 3631 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн oxana

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1410
  • Патриций
    • Просмотр профиля
русский язык 7 класс
« Ответ #1 : 28 апреля 2015, 18:20:32 »
                          ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИКТАНТУ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Готовясь к итоговому контрольному диктанту, вы можете использовать упражнения учебника и задания, предлагаемые ниже.
1. Правописание падежных окончаний причастий (орфограмма 19)
В чернеющ… лесу , задымивш…ся речку, шумящ… потоком, закрасневш…ся зари, устремляющ… ся потока, колеблющ…ся ветерком, о льющ…ся дожде, о бушующ… океане, на раскачивающ…ся березу, осыпающ…ся листвы, сгибающ…ся колосьев, о хранящ…ся письмах
                   
2. Причастный оборот (пунктограмма 6)
Не в тридевятом царстве а в шестидесяти километрах от Москвы живут мастерицы (прославивший) русское искусство керамики. Они создавали произведения (выставленный) в крупнейших музеях мира. В красоте бело-синей этой талая вода голубое небо (бегущий) к оврагу ручейки детский смех запах хлеба. Одуванчики ромашки знаменитая «гжельская» роза (появляющийся) из-под рук мастериц синего цвета. (Сделанный) из глины посуда игрушки похожи на смешные фигурки. Смотрят люди на (пришедший) из давних времен сказку - белую с синим - и радуются.

3. Действительные и страдательные причастия

4. Краткие и полные причастия

5. Гласные в суффиксах причастий (орфограммы 49, 50, 51)
.Низко стел…щийся туман, ла…щая на улице собака, леч…щий врач, стро…щиися неподалеку дом, быстро та..щий снег, хлопоч…щая обо всех мама, крас…щее вещество.
.Изуча…мый школьниками материал, управля…мый на расстоянии аппарат, подгоня…мые теплым течением, гон…мый судьбой странник, хран…мый от всех невзгод,
движ…мый чувством сострадания, вид…мая цель.

6. Н и НН в суффиксах причастий (орфограммы 52, 53)
Тка..ая скатерть; вкусное мороже…ое; мясо, мороже…ое в холодильник;, пуга…ая ворона; груже…ая машина; груже…ная кирпичом машина; сдела…ый своими руками; коротко подстриже…ый; кова…ый железом; нежда…ая встреча; невида…ый по размаху.

7. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (орфограмма 54)
1.Гонишь от себя (не)проверенную мысль. 2.Морозный, ничем (не)пахнущий воздух проникал глубоко в грудь. 3.Работа (не)завершена до сих пор. 4.(Не)подготовленный своевременно дом не смог принять новых жильцов. 5.(Не)продуманный шаг принес много разочарований.6.(Не)законченное, а только начатое собрание. 7.Внесение изменений в этот документ (не)предусмотрено.8.Ребята уселись на ещё (не)покрашенную скамейку.

8. Деепричастие и деепричастный оборот (пунктограмма 7)
Княжна Марья опустив голову вышла из круга и пошла в дом. (Л.Толстой)
Из черной глубины быстро вынырнула рыба и вильнув хвостом юркнула назад.
Мы шли и заглядывали в темные аллеи любуясь старыми мраморными статуями.
Потом скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц мы стали спускаться к морю.
Не делая добра другим не жди его для себя.
Не зная броду не суйся в воду.
Не взявшись за топор избы не срубишь.

9. НЕ с деепричастиями (орфограмма 56)
(Не)жалея, (не)решив, (не)доумевая, (не)поглядев, (не)работая, (не)годуя, (не)оглянувшись, (не)тронув

10. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

11. Разряды наречий

12. Степени сравнения наречий

13. НЕ с наречиями (орфограмма 57)
Выглядеть (не)лепо, одеваться (не)брежно, смотреть (не)ласково, говорить (не)громко, а тихо, прыгать (не)высоко, далеко (не)храбро поступить, было ничуть (не)интересно ,произошло (не) случайно ,вовсе (не) приятно.

14. Отрицательные наречия (орфограмма 58)
н...куда поехать - н..куда не выезжать, н…где заниматься  - н…где не появляться, н…когда отдыхать  - н...когда не торопиться; (н…) когда не нарушать правила.  (Н…) кого не винить в промахах, кроме себя. (Н…) (за ) что не отступать. (Н…) где не падать духом. (Н..) чего нет дороже победы. Трудности нам н…почём.

15. Н и НН в наречиях (орфограмма 59)
Над садом т...ржестве...о и радост...о звучала песня. Луна поднялась высоко и необыкнове...о ярко озаряла всю равнину. Вокруг было пусты...о и безмолв...о. Соревнование было организова...о х...р...шо. Девочка была воспита...а в детском доме.  Ш...рокий поток лед...ной воды беше...о мчался с горы. Каждый из нас сосредеточе...о думал о своем. Звук п...дения воды стра...о сливался со стуком часов.

16. Суффиксы наречий (орфограмма 61)
Влев..., налев..., слев..., справ..., направ..., вправ..., досыт..., насух..., досух..., запрост..., слегк..., снов..., изредк..., сначал..., накрепк..., затемн..., дословн..., задолг..., занов..., засветл…, дочист..., издавн..., наглух....

17. Дефис в наречиях (орфограмма 62)
(По)прежнему напр…влению, (по)зимнему пути, воспринимать (по)своему, выполнить точь(в)точь, откуда(то) (с)права, исчезнуть (по)немногу,  (по)осеннему  хмурые дни, жить бок(о)бок, (кое)где, откуда(то), (в)пятых, (еле)еле, д…вным(д…вно), говорил (по) английски, светло(серое)  небо, (н…)когда. (По)нашему, счастлив тот, кто строит счастье (по)настоящему, кто может честно смотреть людям в глаза.

18. Правописание приставок в наречиях
(На)бок, (на)веки, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (в)глубь, (в)высь, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (по)одиночке, (в)сухомятку, (по)неволе.

19. Написание производных предлогов (орфограммы 65,66)
Отсутствовать (в)течени_ трех дней; (в)следстви_ гололеда много аварий; (в)продолжени_ к_никул бездельнич_л; изм_нения (в)течени_ реки; узнать интересные подробности (в)продолжени_ повести; молчать (в)течени_ всего пути; заинт_ресован (в)продолжени_ встреч(?); внести поправки (в)следстви_.

20. Союзы простые и составные, сочинительные и подчинительные

21. Написание союзов (орфограмма 67)
    Что(бы)  хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.
    Работать со справочной литературой трудно, (за)то полезно.
    Составьте режим дня с начала учебного года, посоветуйте так(же) поступать своим друзьям.
    Полезно так(же) понравившиеся стихи заучивать наизусть, что(бы) обогащать свой язык.
    За(то) время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
    Вначале лучше сделать самые трудные уроки, (по)тому что их выполнение потребует больше времени.
Я то(же) буду читать книгу.
Работа выполнена, (при)чем очень хорошо.
Я не попал на выставку, (за)то встретился с друзьями.
Делай то(же), что и другие.
Что(бы) мне почитать?

22. Разряды частиц

23. Написание частиц (орфограммы 68,69)
И всякий, выбрав что_нибудь из смеси, Уйдет домой, спасибо вам сказав.  Страшно подумать, какой богатой почвой послужило_бы все это для тысячи слабостей, телесных и душевных. Пойду_ка я скорее за священником, пусть он изгонит беса. Но жизнь течет все в тех_же угрюмых берегах, а огни еще далеко.  Хотя я невежда и старосветский помещик, а все же_таки, негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями… 6. Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое_нибудь участие.  А главное, поди_тка послужи.  Он сказал, что вернется, и_таки вернулся!

24.Отрицательные частицы НЕ и НИ
Н... о ком н... говорил, н...кто н... мог помочь, н...где н... единого звука, как н... старался, куда н... поедешь, куда н... кинь, куда н... шло, откуда н... возьмись, н... за что зацепиться, н... к чему придраться, н... при чем, н...почем, чего только н... увидишь, чего н... услышишь, чего только н... рассказывал, чем н... молодец, пока н... замело, едва ли н... опоздали, чуть ли н... врезались, вряд ли н... знал, отнюдь н... хвастал, н... жив н... мертв, н... рыба н... мясо, н... то н... се, н... дать н... взять, (н...) кто иной, как, (н...) что иное, как, н...кто иной

25. Междометие. Дефис в междометиях (орфограмма 70), з/п при междометиях (пунтктограмма 8)
Ой(ой), (из)за, еле(еле), ах(ах), из(под), (о)(о)(о), крепко(накрепко).
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1. Э да ты мазунчик, как я вижу! — говорил Бульба. 2. Ну пойдём дети! 3. У как свежо и хорошо! 4. Эх если бы ты знала Катерина как резались мы тогда с турками! 5. Эге(ге) да это из одного гнезда обе птиц..! 6. Ай(ай) какой голос! 7. Ого(го) да это хват

26. Морфологический, пунктуационный, синтаксический разбор

 Напишите предлагаемые диктанты: это поможет вам успешно сдать экзамен
                                                              Чёрная лисица.
  В наших лесах зимой неожиданно2 появилась2 редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного2 зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться2 за одной этой лисицей.
  Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.
  А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив2 их снегом, чтобы ниоткуда2 не видно было. Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают,
   Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня,  да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии  исчезла.

                                                                          2
В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы  продвигались вперед. Было совершенно темно, но от

прожорливых комаров и мошек, летавших  вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.
     Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К. счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.
     Не теряя ни минуты , в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сначала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как он смешон в эту минуту.
     С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица.
                                                                         
                                                                             3
В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает. Он слушает, не застучат ли в кухне ножи.
С улицы пахнет рогожами. Завтра ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба. Гимназистка глядит вслед теплоходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи. (К.Паустовский
   

 

.