Адаптированный текст
Ракообразные
Ракообразные в основном морские животные, представители ряда видов обитают в пресных водах и на суше.
Среди ракообразных есть сидячие, прикреплённые виды, есть паразиты, но большинство — свободноживущие (свободнопередвигающиеся).
Питаются эти животные в основном водорослями, но есть и хищники, трупоеды.
Внешнее строение, отделы тела (на примере отряда Десятиногие раки)
Число отделов тела различно, но почти у всех можно выделить голову, грудь и брюшко. Часто отделы тела срастаются, образуя головогрудь, например, у речного рака — представителя отряда Десятиногих раков.
Хорошо развиты органы чувств: осязания, обоняния, равновесия, слуха, зрения.
Глаза сложные, фасеточные (состоящие из фасеток, "точек"), расположенные на стебельках (выступах).
У рака две пары усиков. Длинные усики (антенны) служат органами осязания, а короткие (антеннулы) — органами обоняния и осязания.
Ниже усиков находятся ротовые органы — видоизменённые конечности.
Первая пара видоизменённых конечностей образует верхние челюсти, а вторая и третья пары — нижние челюсти. При помощи ещё трёх пар видоизменённых конечностей — ногочелюстей — рак направляет добычу в рот.
За ногочелюстями на головогруди рака расположено пять пар ходильных ног.
Первая пара ног наиболее крупная, заканчивается сильно развитыми клешнями (они служат органами нападения, защиты и захвата пищи).
На членистом брюшке есть ещё и брюшные ножки. На них самки вынашивают икру (яйца).
Дышат ракообразные с помощью жабр, находящихся под защитой панциря головогруди. Кровеносная система незамкнутая. Мешкообразное сердце и отходящие от него основные сосуды находятся в грудном отделе на спинной стороне.
Выделительные органы — почки, или зелёные железы.
Нервная система раков, как и у других членистоногих, — окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.
Значение
Представители многих видов являются прекрасным кормом для рыб и других животных, обитающих в воде или около неё, — это мелкие рачки: дафнии, циклопы, бокоплавы, криль.
Многие ракообразные используются человеком в пищу, среди них — креветки, крабы, омары, лангусты, раки.
Биология. 7 класс
Система 40+40
План урока: «Тип членистоногие. Класс ракообразные» (параграф 44, стр. 166-169)
Часть 1.
1. Организация урока. Запись в тетрадях: число, классная работа, тема - 2'.
2. Работа учащихся с новым материалом, чтение текста (про себя и вслух) - 10'.
3. Определение темы текста и идеи. Составление плана текста (пункт - абзац), ответы по тексту по пунктам плана в тетради. Подготовка к пересказу текста по плану, ответы на вопросы по тексту. - 25'.
4. ДЗ (Параграф 44 - пересказ. Схематично изобразить речного рака и подписать части тела). Объявление о том, что общая часть урока окончена и мы переходим к индивидуальной работе: задания учащимся (на часть 2) - 3'.
*Задания*
1. Составить расширенный план с терминами по абзацам.
2. Письменно ответить на вопросы:
- Какие виды ракообразных вы знаете?
- Чем питаются ракообразные?
- Какое значение имеют ракообразные в природе? В жизни человека?
3. Практическое задание:
Запишите в два столбика все известные вам виды пресных и морских ракообразных.
Часть 2.
Индивидуальные и парные «включения с учениками» - 40'.