+"О принципах построения урока английского языка в Школе-ВУЗе "Современное образование" (начальная школа)" Данная работа предназначена для учителей, преподающих в начальной школе по общему учебному пособию по английскому языку (1-4 классы). Методическая справка разделена на тематические блоки, отражающие основные принципы и концепцию Школы-ВУЗа.
Блок 1. О пособии Данное учебное пособие предназначено для учеников начальной школы и является неразрывной частью общего учебного пособия по английскому языку (1–4 классы).
Пособие используется с учётом следующего:
– количество учебных часов в неделю – до 4-х;
– домашние задания задаются из расчёта 1/2 времени классного занятия.
– предназначенный для зрительного восприятия учебный материал записан и должен прорабатываться как зрительно, так и на слух и (особенно на первом этапе) – аудио и визуально одновременно;
– предложенные авторами учебные материалы - ролевые игры, песни, слайды, фильмы – планируются учителем для подключения в учебный процесс регулярно, в зависимости от цели данного учебного занятия.
Пособие построено по тематическому признаку и разделено на юниты (главы). Каждый юнит делится на четыре (4) следующие части (Parts):
1. Vocabulary and Speech.
2. Grammar. Pronunciation.
3. Reading. Writing. Free Speech.
4. Distance Learning. Audio and Visual Aids.
Как следует из вышеизложенного, учебный материал пособия представлен в чётком формате, предусматривающем обучение человека всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.
В то же время предусмотрена возможность осуществления учителем принципа индивидуального подхода к ученику: пособие, предлагая материал в чёткой, логической последовательности, предоставляет учителю свободу его использования с учётом особенностей учеников.
Поэтому учитель планирует урок следующим образом:
1. Привлекает к данному уроку тексты и упражнения пособия (возможно из разных его частей), отвечающие конкретным, поставленным им для данного урока целям.
2. «Разбивает» материал по принципу: домашняя работа – классная работа.
3. Определяет временные рамки прохождения материала на данном занятии.
4. Определяет временные рамки своей деятельности на уроке, а также деятельности ученика.
5. Другое (предлагается учителем).
Общие и обязательные условия:
1. Знание главного текста (main text) юнита на уровне "on the tip of the tongue" .
2. Владение активным словарём на уровне "on the tip of the tongue".
3. Владение грамматикой на уровне выполнения упражнений юнита не менее, чем на удовлетворительную оценку.
4. Умение произнести монолог на тему юнита – время и количество допустимых ошибок указано в «Критериях».
5. Вопросы – ответы (группы В, С), участие в беседе (группы А) – количество допустимых ошибок указано в «Критериях».
Как уже писалось в части 1, предназначенный для зрительного восприятия учебный материал записан и должен прорабатываться как зрительно, так и на слух и (особенно на первом этапе) – аудио и визуально одновременно. При этом в первое время (группы С) учитель озвучивает также текст сам с тем, чтобы впоследствии научить ученика работать с аудионосителем самостоятельно. Аудиозапись – обязательный компонент домашнего задания ученика.
Юнит (глава) проходится в среднем за 16–20 учебных часов. При планировании работы с пособием следует учитывать общешкольный план учебно-воспитательной работы и возможность «вывода» учебного материала в практическую жизнь Школы-ВУЗа (праздники, флешмобы, погружения, дни самоуправления и т.д.).
Метод обучения, которым пользуется Школа-ВУЗ «Современное образование», является комплексным (см. сайт
www.school-so.ru, «Наша концепция»). Данное учебное пособие разработано в его рамках.
Пособие предусматривает возможность работы в дистанционном режиме.
Блок 2. ЛУР Изучение иностранного языка до уровня свободного владения – процесс многосторонний, требующий использования множества способов и средств.
Одним из таких средств является ЛУР (лингафонный кабинет), экипированный наушниками для учеников, пультом для преподавателя, видео- и аудио аппаратурой. В Школе-ВУЗе таких кабинетов – четыре (4).
Преподаватель с пульта имеет возможность связаться с любым учеником персонально. Группа имеет возможность работать (говорить, читать, слушать, делать упражнения) одновременно, и потому вместо 3–5 минут активной деятельности, которую можно организовать учащемуся на обычном уроке, учащийся активно действует в 7–10 раз дольше. В ЛУРе (лингафонном кабинете) преподаватель сочетает работу в наушниках с работой «традиционными» способами.
В ЛУРе (лингафонном кабинете) проводятся в Школе-ВУЗе до 90% занятия по английскому языку. Здесь используется проверенная временем методика, в которую включены следующие условия: работа в наушниках проводится не более 30 минут (20 минут - начальная школа), во время которых выполняется тренировка – фонетическая и речевая зарядка, упражнения к тексту для введения и первичного закрепления языкового явления, упражнения на речевые модели и развитие навыка подготовленной речи, другие упражнения. После тренировки учитель переходит к упражнениям более высокого уровня, направляющим ученика на владение свободной речью, – беседа по теме, дискуссия, дебаты. С помощью ТСО проводится в ЛУРе (лингафонном кабинете) обучение аудированию и чтению.
ЛУР (лингафонный кабинет) дает возможность учителю применять практически ВСЕ известные педагогике приемы ведения урока и позволяет запустить в действие данные Природой человеку средства познания окружающего мира: зрение, слух, моторную память, логическое и творческое мышление. Таким образом в ЛУРе мы обучаем человека всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.
Учебники, учебные пособия, разработки и аудиоматериалы для работы в ЛУРе (лингафонном кабинете) разрабатываются ППС Школы-ВУЗа и постоянно совершенствуются.
Мы рекомендуем работу в ЛУРе (лингафонном кабинете) и преподавателям других гуманитарных дисциплин. Методика разрабатывается.Продолжение (пока не на плюсе)Блок 3. Drill (автоматизация). Аудиоматериалы Drill - этап работы с комплексом лексических и грамматических упражнений, направленных на автоматизацию навыков чтения, говорения и письма, также называемый "базой". Основное внимание уделяется работе с аудиоматериалами в наушниках. Аудиоматериалы - это сборник записей комплексов упражнений и текстов, регулярно повторяя которые, ученик на имитационном уровне овладевает лексикой и грамматикой английского языка, учится работать с интонацией и произношением, а также развивает умение работать на скорости. На уроках учитель не столько работает с данными материалами, сколько контролирует качество их отработки дома учащимися. Обычно достаточно опросить 1-2 учеников, пока остальные работают в индивидуальном порядке.
На данном этапе занятия основная задача учителя – довести репродуктивную речь учащихся до автоматизма, тогда для ученика будет возможен выход на так называемую продуктивную, свободную речь. На этапе дрилла также необходимо использовать наушники и аудиоматериалы. Ученики на своей скорости отрабатывают лексические и грамматические упражнения.
Учитель следит за учениками и комментирует их успехи или ошибки, переходя от одного ученика к другому. Возможен другой вариант: учитель подключается к каждому ученику и записывает их ошибки в свою тетрадь для дальнейшего разбора во время подведения итогов (см. Блок 5) Если сильные ученики закончили быстрее остальных, необходимо обеспечить им дополнительные задания из списка, либо попросить повторить сделанное еще несколько раз.
Слабых же, при крайне низкой скорости, тоже нужно вовремя тормозить – если не уложился к сроку, то следует дополнительно отрабатывать материал дома. Письменная же часть работы лучше всего проходит в режиме Доска-Тетрадь, когда 1-2 ученика выходят к доске, а остальные работают в своих тетрадях.
Также учитель дает задания по типу «перепиши текст, словосочетания, предложения по памяти». Как правило, это упражнения из грамматики - Развитие навыка письма крайне важно, так как многие учащиеся в настоящее время утратили навык грамотной работы с текстом.
Рекомендация по времени на данном этапе вариативна, но может занимать 10-15 минут.
Аудиоматериалы располагаются на форуме Школы-ВУЗа "Современное образование" в разделе Домашнее задание - Английский язык - Аудиоматериалы. Блок 4. Свободная речь. Additional Material. Учим работать самостоятельно Свободная речь - самый сложный с точки зрения организации этап урока, иначе называемый "креативом". Креатив подразумевает под собой продуктивную речь учащихся, вывод пассивного словарного запаса в активный. Учащиеся на данном этапе составляют собственные монологические высказывания, разыгрывают диалоги, участвуют в дебатах и дискуссиях.
При регулярной работе с аудиоматериалами дома, дриллом и отработкой текстов по теме юнита, учащиеся смогут на основе изученного материала составить свои высказывания в рамках пройденной темы. Помочь учителю на данном этапе могут специальные лексические упражнения, а также задания на описание картинок и ситуаций в разделе грамматика и дополнительные материалы.
Additional Material - дополнительные тексты из специального раздела пособия (Reading. Writing. Free Speech), чтение которых позволит расширить словарный запас учеников. В зависимости от количества проведенных занятий учитель может расширять список вопросов, усложнять задания по построению своих монологических или диалогических высказываний – вплоть до финальной устной презентации своего монолога, «топика», на пройденную тему. Дополнительные тексты служат эффективным способом расширить и углубить знания учащихся на любом уровне владения темой, поэтому не стоит ограничиваться изучением одного лишь главного текста.
Дополнительные тексты также являются превосходным инструментов для обучения учеников работать самостоятельно. На основе данных материалов можно демонстрировать широкую вариативность заданий, направленных на самостоятельную актуализацию знаний: составление вопросов к тексту и ответы на них, самостоятельный устный или письменный перевод или пересказ текста.
На этапе свободной речи мы максимально используем английскую речь, а также стоит поощрять языковую активность учеников: не слишком активно обращать внимания на грамматические или фонетические ошибки, как в случае с дриллом, а дать ученикам возможность проявить себя. Также в случае со слабыми учениками необходимо давать им возможность выступать в последнюю очередь – это снимет стресс и позволит сначала услышать ответы других учеников и подготовиться к ответу. Рекомендуемое время – 8-10 минут.
Блок 5. Подведение итогов. Домашнее задание. Многофакторная оценка Поведение итогов - крайне важный этап с точки зрения психологии и воспитания, который невозможно исключить из плана урока. Позволяет индивидуально оценить деятельность каждого ученика в ходе занятия, дать мотивацию работать над собой и улучшать результаты. На данном этапе крайне важно помнить о многофакторной оценке, то есть о возможности оценить каждую деятельность ученика за каждый этап урока и за разные виды речевой деятельности. На данном этапе методически оправданно использование родного языка, так как это позволит лучше донести до ученика информацию о том, над чем следует более усердно поработать.
Помимо выставления оценок, учитель также должен дать четкую инструкцию по выполнению домашнего задания. Домашнее задание обязательно должно в себя включать устную и письменную работу, которая составляет 50% от пройденного на уроке материала. В случае устной части, а именно аудиоматериалов, учитель должен особенно сконцентрировать свое внимание на обязательности данного пункта – каждый урок проверять и оценивать прогресс учеников. Также следует отметить необходимость выставления оценок в соответствии с определенными критериями, которые можно найти в приложении к данной методической справке. Рекомендация по времени – 5-8 мин.
Блок 6. Audio and Visual Aids Четвертый раздел нашего пособия для начальной школы, который включает в себя песни и познавательные видеоролики, тематически подобранные по каждой изучаемой в пособии теме. Данная подборка основывается на принципе спирального обучения, то есть изученные в ходе уроков материалы постепенно накладываются друг на друга и позволяют вывести ученика на новый уровень владения английским языком. Использование песен и видеоматериалов на уроках необходимо, так как они входят в комплексный метод обучения нашей Школы-ВУЗа, а также несут в себе элемент игрового обучения, позволяя ученикам психологически отдохнуть и переключиться на совершенно новый вид деятельности - что является крайне важным для учеников начальной школы.