Ответ

Внимание! Пока вы просматривали тему, появилось 163 новых ответа. Возможно, вы захотите изменить свое сообщение.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
E-mail:
Тема:
Иконка:

Визуальная проверка:
Как зовут нашу буфетчицу:

подсказка: нажмите alt+s для отправки или alt+p для предварительного просмотра сообщения


Сообщения в этой теме

Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:52:01 »

                 

   Серпуховская площадь. Вид в сторону Большой Ордынки. 1892 год. Чёрно-белая фотография, вероятнее всего, сделана с маленькой часовни «Нечаянная Радость», что стояла у Серпуховских ворот до конца 1920-х.

   На чёрно-белом снимке два объекта, представляющих для нас интерес. Вагон конно-железной дороги и водоразборная, или бассейная башня (красивое здание на втором плане).

    В марте 1883 года Московская гордума приняла решение о строительстве второй сети конно-железных дорог. В том числе, по направлению от Серпуховских ворот через Большую Калужскую до Калужской заставы. В 1900 году через площадь уже проектировали маршрут электрического трамвая.

   Бассейные башни городского водопровода стояли на многих московских площадях и заставах. Здесь водовозы наполняли свои бочки. Это хорошо, кстати, видно на старинной фотографии, если увеличить.

    Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 131 год.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:49:16 »

                 

   Угол Охотного Ряда и Большой Дмитровки. Дом Благородного собрания. 1914 год.

   Когда-то здесь стояла усадьба князя Михаила Васильевича Долгорукого. Он был главнокомандующим в Москве. Уже после его кончины, в 1784-м, усадьба была выкуплена Благородным обществом, а затем перестроена по проекту Матвея Фёдоровича Казакова.

   В Отечественную войну 1812 года дом сильно пострадал, а в 1814-м был восстановлен архитектором Алексеем Никитичем Бакаревым. В 1903−1908 годах снова чуть перестроен Александром Фелициановичем Мейснером.

  Здесь Фёдор Михайлович Достоевский произнес свою великую речь о Пушкине: «Быть русским значит стать братом всех людей». Здесь же выступал с речью об отмене крепостного права император Александр II.

   При советской власти Благородное собрание было разогнано. Дом Союзов стал местом, где проходили все сколь-нибудь значимые события Советской России. Начиная с похорон Ленина до съезда Союза писателей СССР и знаменитых сталинских судебных процессов.

   Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 110 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:45:38 »

                 

   Городская бесплатная читальня имени Ивана Сергеевича Тургенева на нынешней Тургеневской площади, в конце Сретенского бульвара. Одна из главных потерь старой Москвы. Снесена в октябре 1972 года, то есть ровно 51 год назад.

   Это была первая доступная всем библиотека в Москве. Здание архитектора Дмитрия Николаевича Чичагова построено в 1885 году на деньги  Варвары Алексеевны Морозовой. Кроме расходов на строительство библиотеки Морозова пожертвовала 10 тысяч рублей на её содержание. Пять тысяч — на приобретение книг, ещё пять тысяч сформировали фонд, на проценты от которого читальня приобретала газеты, журналы и книги. Морозова также обязалась оплатить содержание читальни в первые пять лет.

   Здание было снесено по указанию тогдашнего руководителя Москвы, 1-го секретаря МГК КПСС Виктора Васильевича Гришина. Тогда начинали строить Новокировский проспект (ныне проспект Сахарова), и, по мнению Гришина, библиотека диссонировала с новой архитектурой.

   Что это была за архитектура хорошо видно на современной фотографии. Девятиэтажный корпус Министерства радиотехнической и электронной промышленности СССР. Его строительство началось в 1975 году.  Возводил известный архитектор кинотеатра «Россия», что на Пушкинской площади, Дмитрий Сергеевич Солопов с соавторами Абрамейцевым и Ивановым.

    Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей около 120 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:42:53 »

               

   Корпус фабрики «Большевичка» на Каланчёвской. Каким он был и стал. Чёрно-белый снимок — довоенный. В начале 1960-х корпус был надстроен на два этажа и безвозвратно потерял свой облик, обернувшись безликой, утилитарной коробкой времён борьбы с архитектурными излишествами.

    Здание проектировал в 1905 году замечательный архитектор Карл Карлович Гиппиус по заказу Торгового дома «С. В. Перлов и И. И. Кузнецов». До революции здесь располагалась фабрика электрической развески чая. После — Каланчёвская биржа труда. 16 ноября 1929 года торжественно открылась «Большевичка». Пиджачный, брючный и ещё один цех по пошиву пальто. Фабрика до сих пор здесь.

Обе фотографии сделаны с одной точки.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:40:44 »

                   

   Редкая фотография, сделанная на Тверском путепроводе в 1928 году.

   Путепровод был проложен в 1907-м над веткой Московско-Брестской железной дороги. На его левой и правой сторонах белые башенки-фонари. Пожалуй, нет во всей России более красивых уличных фонарей, чем эти. Проектировал замечательный архитектор Иван Иванович Струков.

   На фотокарточке можно разглядеть сразу три храма. Слева частично Воздвижения Честного Креста Господня при Ямских училищах. Был снесён. На дальнем плане старообрядческий Николы Чудотворца у Тверской заставы. Уцелел. За Николой темнеют купола недостроенного огромнейшего храма Александра Невского. Он тоже снесён.

   Прямо через дорогу деревянный павильон Московского автоклуба. Над ним великолепная реклама Автопромторга. Было в первые годы Советской власти государственное акционерное общество: занималось импортом автомобилей, мотоциклов и велосипедов в СССР.

    Современный кадр повторён почти с той же точки 95 лет спустя.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:33:56 »

                     

   Перрон станции «Красносельская» в год её открытия. Это одна из 13 станций, что распахнули свои вестибюли 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена на линии «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».

   Рабочее название станции было «Гаврикова площадь». Изначально планировалось, что главный павильон станции будет на Гавриковой улице. Там рассчитывали построить большую магистраль и площадь. Но потом планы изменились. Остался единственный вестибюль на углу Верхней Красносельской, и название станции поменялось.

   В облицовочном камне колонн можно найти древний коралл и многочисленные раковины. Судя по всему, эти окаменелости относятся к последнему, меловому периоду мезозойской эры.

    Обе фотографии сделаны с одной точки.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:30:41 »

                 

   Охотный Ряд. 1925 год. Посреди улицы большой двухэтажный храм во имя Параскевы Пятницы, возведённый ещё князем Василием Васильевичем Голицыным в 1680-х годах. Церковь соединялась проходом с палатами Голицыных (они стояли неподалёку) и была фактически их домашним храмом. Параскеву не единожды перестраивали. В последний раз в 1876 году по проекту Николая Николаевича Васильева. При Советской власти, в мае 1928 года, было принято решение о сносе храма, само разрушение состоялось в самом конце июня 1928 года, то есть 95 лет назад.

   В 1932 году здесь началось строительство здания Совета Труда и Обороны. На месте Параскевы теперь один из подъездов Госдумы. От старого пейзажа остались только старый университет и гостиница «Националь» (они видны на дальнем плане). По ним вычислено старое место съёмки.

    Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 98 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:27:57 »

                       

   Вид на Казанский переулок. 1913 год. Снято от Житной улицы.

   За минувшие 110 лет переулок изменился неузнаваемо. О былом пейзаже, к сожалению, не напоминает теперь ничего. На дальнем плане старинной фотокарточки можно разглядеть звонницу храма Спаса Преображения в Наливках. Он стоял по 1-му Спасоналивковскому переулку, но в советские годы был снесён. Также была разобрана Якиманская полицейская часть и дом пожарной команды с каланчой и вся старинная застройка Казанского переулка. На этом месте встали два высотных корпуса МВД и Минюста.

    Обе фотографии сделаны с одной точки. Автор старинного снимка Эмилий Готье-Дюфайе.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:25:46 »

                 

   Петербургское шоссе. Въездные ворота ипподрома Императорского Московского общества охотников конского бега. На пилонах — скульптуры «Диоскуры, укрощающие коней». Это точные копии прославленных коней Петра Карловича Клодта, что украшают Аничков мост в Петербурге. Копии выполнил в 1899 году внук Клодта — Константин Александрович в соавторстве с Сергеем Михайловичем Волнухиным.

   Въезд на бега украшали чугунные ворота, увенчанные двуглавым орлом, но в начале 1960-х ворота были демонтированы. Дальнейшая судьба их неизвестна.

   На втором плане современного кадра — жилой дом, возведённый в 1940 году. Здесь жил прославленный советский поэт Константин Симонов.

   Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 110 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:23:32 »

                     

   Царский павильон. 1899 год. Построен к маю 1896 года. Проектировал Генрих Викторович Войневич, штатный архитектор управления Николаевской железной дороги.

    Планировалось, что царский поезд, следующий из Петербурга, прибудет в Москву именно сюда. На май 1896-го была намечена коронация императора Николая II. Чуть позже протокол что-то изменил в расписании, и 6 мая 1896 года царский состав прибыл на Смоленский вокзал, где архитектор Кекушев построил новый императорский павильон. Возводили срочно, потому использовали дерево, а не кирпич. Уже после коронации Николай II всё же прибыл в павильон Войневича.

   В советские годы здесь находился райсовет Железнодорожного района. Позже он стал частью станции Каланчёвская и остаётся таковой по сей день. Выявленный объект культурного наследия.

   Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 126 лет.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:21:13 »

                 

    Улица Серафимовича (до 1933-го Всехсвятский переулок). Кинотеатр «Ударник». Разница между снимками ровно 90 лет.

    «Ударник» распахнул двери в ноябре 1931 года, к 14-й годовщине Октябрьского переворота. Проектировали Борис Михайлович Иофан и его брат Дмитрий Михайлович. На чёрно-белом снимке отлично читается афиша фильма «Тихий Дон». Он был снят в 1930-м, но озвучен в 1933 году. «Ударник» был первым в СССР кинотеатром, где крутили звуковые картины. У «Тихого Дона» тут случилась премьера. Здесь же в 1935 году состоялся первый советский кинофестиваль. В 1987-м «Ударник» вошёл в реестр памятников. Кинотеатр давно уже не работает. Но в этом году там началась реконструкция, после обещают, что он откроется вновь с пятью кинозалами.
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 22:17:42 »

         

   Рядом с палатами Аверкия Кириллова, что на Берсеневской набережной, стоит красивый старинный храм Николая Чудотворца, или Никола на Берсеневке. Он был возведён в 1650-х по заказу хозяина усадьбы, думного дьяка Аверкия Степановича Кириллова. Горел в Великом пожаре 1812 года; был восстановлен. Вместо уничтоженной огнём трапезной в 1820-х была возведена новая, в классицистском стиле (она сильно выделяется по архитектуре).  В 1853 году была заложена новая колокольня по проекту архитектора Николая Всеволодовича Дмитриева. Старая звонница разобрана по ветхости.

   Храм был закрыт и едва уцелел при Советской власти. На его сносе настаивал архитектор Борис Михайлович Иофан. Ему нужен был участок земли для строительства. С 1920-х палаты Кириллова и храм занимали  Центральные государственные реставрационные мастерские. В 1932 году реставраторы настояли на сносе колокольни — она мешала хорошему освещению. В наше время здесь снова идут службы.

   Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 141 год.
Автор: Енот
« : Сегодня в 21:48:00 »

                     

    Ровно 180 лет назад началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Спустя год, в 1844-м, на Каланчёвском пустыре был заложен Петербургский вокзал.

   Строительство особой государственной важности вело правление IV округа путей сообщения и публичных зданий. Единоличный подряд на строительство получил купец 1-й гильдии Александр Логинович Торлецкий.

  Вокзал по проекту Рудольфа Андреевича Желязевича и Константина Андреевича Тона, любимого архитектора императора Николая I, был закончен за пять лет, в 1849-м. Изначально планировалось возвести станцию на Садовом кольце. Рассматривались Трубная площадь и Тверская застава. Но московские власти, опасаясь пожаров от искр паровозов, перенесли строительство на тогдашнюю границу города — Каланчёвский пустырь. Когда-то недалеко от этого места стоял путевой дворец Алексея Михайловича с большой каланчой, поэтому и площадь назвали Каланчёвской.
    После смерти императора Николая Павловича железная  дорога стала Николаевской, а вокзал — Николаевским. Ровно 100 лет назад дорога была переименована в Октябрьскую — и вокзал с ней. Сейчас он Ленинградский. Хотя и города уже такого нет. До 2013 года в зале стоял бюст Ленина, теперь перед зданием — бюст Тона.
     Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 140 лет.

Ленинградский вокзал – единственный в Москве, не относящийся к Московской железной дороге, и подчиняющийся, как и полтора века назад, железной дороге Санкт-Петербурга.


Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:31:07 »

                 

   Советская Москва. Сокольническая площадь. 1973 год. Современный кадр повторён с той же точки ровно полвека спустя. Оба фотографа стоят на месте бывшей остановки 75-го автобуса.

   14-этажка по центру двух кадров была построена в 1970 году. Справа видна часть наземного вестибюля станции «Сокольники».

   Ещё совсем недавно, на памяти живущих поколений, Сокольническая площадь была застроена маленькими деревянными дореволюционными домиками. Ателье, ювелирная мастерская, магазин «Железнодорожник». Кто жил в те годы на Сокольнической или рядом, должны помнить эти заведения.

   К сожалению, сейчас Русаковская улица здесь буквально задавлена двумя многоэтажными монстрами: гостиницей Holiday Inn (слева) и БЦ «Дом в Сокольниках» (справа).
Автор: Альтруист
« : Сегодня в 21:19:13 »

                   

   140 лет назад, осенью 1883 года, на нынешнем перекрëстке Тверской и Охотного Ряда появилась чугунная часовня во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Она была освящена в пятую годовщину взятия Плевны, в память о победе русской армии в войне с османами в 1877−1878 годах.

   Проектировал часовню Дмитрий Николаевич Чичагов. Деньги на её строительство собирали всем миром: около 25 тысяч рублей по подписке. Все средства, что собирали в часовне, шли на помощь увечным ветеранам той войны.

  Простояла она недолго. Часовня была первым церковным разрушением Советской власти. На её сносе настаивал 8-й ликвидационный отдел Наркомата юстиции РСФСР, который возглавлял Пётр Ананьевич Красиков. В 1922 году с заключением «не имеет художественной ценности» часовня была сломана. Почти все постройки Чичагова в Москве были разрушены.

    На втором плане стариной фотокарточки — храм Параскевы Пятницы. В 1928 году он был снесён из-за строительства корпуса Совета труда и обороны, где сейчас находится Госдума.

Обе фотографии сделаны с одной точки.
.