Честно говоря, словосочетание типичный урок немного ставит меня в тупик, потому что для каждого класса урок строится по своему, к тому же немаловажную роль играет и материал урока.
Общими являются следующие принципы:
1) дети должны как можно меньше слушать учителя и как можно больше работать самостоятельно или вместе с ним, усваивая материал.
2) Все время урока, а тем более пары уроков, дети не должны заниматься одним и тем же делом. На занятии должны быть минимум два, а лучше три- четыре блока, что бы в каждом блоке ученики делали что другое.
3) Нужно что бы в уроке участвовали и выступали как можно больше ребят, а в идеале каждый должен что сказать, причем лучше всего не один раз.
Если говорить о типичных наработках, то вот скажем такой сценарий.
1) Опрос у доски. В принципе классический опрос, когда ученик выходит к доске. Однако вопросы учителя обязательно дополняются (а иногда и заменяются) вопросами самих учеников. При этом если отвечающий не ответил на вопрос, или ответил неправильно, или дал спорный ответ, тогда правильный ответ дает тот, кто задал вопрос. Нередко может последовать вопрос учителя, согласен ли тот или иной ученик с ответом своего товарища у доски. Такой вопрос задается тем, кто не хочет задавать вопросы, а хочет просто отсидеться в уголке. Его могут попросить повторить ответ коллеги или дать свой вариант.
Смысл этого блока в повторении и закреплении пройденного, при этом ситуации, когда один бедолага у доски что говорит учителю, а остальной класс может спокойно заняться своими делами допускать нельзя. Не менее важно и то, что задающие и отвечающие на местах вопросы так же повторяет материал.
2) Изучение нового материала.
Чаще всего тут идет работа с учебником. При этом ученик не должен работать с одним параграфом в целом.
Обычно он работает с одним- двумя разделами. Весьма эффективно при этом разделение на варианты.
Каждый вариант работает с отдельной частью параграфа, составляя к примеру рассказ или конспект.
Или письменно отвечая на вопросы, заданные учителем.
Затем один человек из каждого варианта выходит со своей тетрадью (материал новый), и отвечает у доски.
Или зачитывает свой конспект с места.
Нередко еще одного человека из того же варианта просят зачитать свой рассказ или конспект.
Кроме того, учитель вполне может взять 1-2 конспекта к себе на проверку или пройти по классы, просто просматривая тетради у определенного варианта.
В итоге мы выделяем наиболее важного моменты учебника, которые записывают все, кто не работал с данным материалом. При этом выработанный нами наиболее оптимальный вариант должны дописать все кто работал в этом варианте.
Затем мы переходим к следующему варианту.
В результате опять же весьма значительная часть класса показывает свою работу.
3) Закрепление нового материала.
Тут весьма эффективен такой прием, как создание письма (отчета, рассказа) по тем урока.
Причем каждый ученик должен составить письмо от имени конкретного персонажа, который занимает то или иное место в обществе (священники, дворянин, аристократ, слуга, крестьянин).
Если в предыдущей части ребята занимались одним разделом, то тут надо проследить что бы ученик работал
с другой частью параграфа.
При этом обычно ставиться то или иное условие, например ученик должен использовать 5 или 7 исторических терминов, и/или обозначить отношение своего персонажа к тому или иному событию или явлению.
Затем это рассказы зачитываются. Нередко это весьма смешно, но главное, что при этом ученики сами еще раз повторяют и в какой-то степени переживают полученный материал, тем самым закрепляя его.
В младших классах в качестве закрепления нередко используется розыгрыш какой-либо сценки либо создание рисунка.
Другой вариант закрепления материала - викторина, когда дети делятся на команды и отвечают на вопросы. При этом команда работает вместе и получает одинаковую оценку, т.е. более сильные ученики подтягивают более слабых.
В конце урока мы подводим или записываем итоги.
Учитель выставляет оценки. Замечу, что я, как мне кажется, довольно скуп на пятерки, для меня если ученик сказал все нормально, это скорее четверка, пять это значит что все очень, очень хорошо, почти идеально.
(а значит и стремиться улучшать свои знания незачем).
В целом, при подготовке и оценки урока для меня как для учителя очень важно, что бы дети усвоили новый материал. Не менее важно, что бы они развивали свои навыки анализа полученного материала, умели выделить самую суть, могли выступить, в том числе и публично, со своими мыслями, при необходимости доказать их. При этом дети должны давать и правильную оценку полученному материалу, понимать и чувствовать такие вещи как патриотизм, любовь и уважение к свое стране, понимание, что героизм и заслуги наших предков они не пропали
даром, что, хотя наша жизнь далека от идеала, но тем не менее она могла бы быть намного хуже если бы не те многочисленные, нередко даже безымянные герои, которые строили и создавали нашу страну.
Именно поэтому, говоря о прошлом я нередко заменяю слово русские местоимением мы или словом наши, говоря, что это наши войска, наши полководцы и т.д.
Конечно, я не хочу сказать, что в нашей истории не было ничего плохого или тяжелого, а иногда и позорного.
Нельзя закрывать эти странницы, не стоит о них забывать, но и на основе ошибок мы можем сделать правильные выводы.
А еще очень важно стараться понять людей, ведь каждый человек это очень сложная личность.