Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит…Прошлое тесно... Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности».
Из манифеста русских футуристов
«Пощечина общественному вкусу» (декабрь, 1912)
Отношение к классике в 21 веке,
или «Пощечина общественному вкусу» - 2.
__________________________________________________________________
Мне хотелось бы сказать несколько слов о том, что сейчас происходит с программой по литературе. Из современной школы чьей-то указующей дланью убраны произведения, на которых выросло не одно поколение россиян. Кому мешал «Кавказский пленник?» Л. Толстого? Почему бы именно сейчас, в условиях резкого обострения межнациональных контактов, не вернуть в программу произведение, которое несёт добро? Нет, не об этом болят головы у наших министров! Бьём копья в сражениях за/против ЕГЭ и не замечаем, как всё дальше на задворки уходит наша прекрасная классика…
А что творится с распределением часов на изучение различных предметов?! КАК можно было в 10-11 классах оставить только1 час – на изучение русского языка и всего 3часа – на изучение литературы?! Галопом по Европам – вот как выглядит сегодня в школе изучение классики.
Что можно предложить в противовес принимаемому оглуплению россиян? Только одно – бережный подход к воспитанию Личности. Что это значит? Это означает умелую и мудрую коррекцию ныне существующих учебников с целью адаптации их к главной задаче нашей школы – формированию самостоятельно думающей единицы общества, способной в непростых условиях сохранить своё «Я».
Как это сделать? Позволю себе предложить свою методику преподавания литературы.
По-моему, главная трудность, с которой сталкивается любой современный учитель литературы, - нелюбовь детей к книге. Целые поколения потеряли прекрасный мир, создателем которого может быть каждый. Представлять героя, чувствовать за него, жить его радостями и печалями – что может быть притягательнее сегодня, когда многие из нас – наедине с толпой?..
Первый и главный «приём» - это чтение на уроках. Попытаюсь объяснить почему: что толку, если мои дети « с учёным видом знатока» будут «хранить молчанье в важном споре» или, что ещё хуже, начнут умно рассуждать о героях произведения, которого они и в глаза не видели! Сначала нужно узнать, потом – судить. Поэтому я иду путём, который можно представить так: чтение вслух – знание – понимание – сопереживание.
Ещё одна серьёзная проблема: современные дети не готовы к восприятию поэзии. Не сразу, но пришла к простой истине: надо идти от музыкальности, мелодичности стиха – музыка стиха постепенно, пласт за пластом, раскрывает и смысл произведения, и замысел поэта. То есть вначале мы на уроках слушаем стихи, как песню.
А вот Пушкин, Лермонтов... Тут иначе. Я иду от биографии поэтов. Стихотворение – это не столько как самоценное художественное произведение, сколько страницы личного дневника, где и радость побед, и горечь поражений.
Я стараюсь представить ученикам каждого поэта прежде всего как живого человек, который думал, страдал, мечтал, любил – жил. О чём мечтал? Почему страдал? За что любил? Ищите ответы в его поэзии – это странички личного дневника, и далеко не все они расшифрованы литературоведами. Каждый из вас сам способен стать таким исследователем. Это я стараюсь объяснить моим детям. А ещё: века могут соединиться, если каждый поймёт: вечные вопросы, мучавшие великих на протяжении столетий, - это и твои проблемы, твои невысказанные сомнения. Итак, попытка соединить интерес к поэту с интересом к его поэзии – тоже важный шаг на пути познания мира через книгу.
Иногда при изучении серьёзных произведений крупной формы (повестей, романов) есть опасность «засушить» преподавание. Поэтому при малейшей возможности я стремлюсь разнообразить урок, чередуя академические лекции (один из необходимых приёмов преподавания в 10-11 классах как переходный к вузу) с уроками-диспутами, уроками-концертами и т.п.
Воспитать читателя, умеющего мыслить, неравнодушного к настоящей книге – вот основная задача, которая стоит перед учителем литературы...
Думаю, у каждого педагога школы есть свои наработанные методики. Именно об этом мы говорим и пишем на страницах форума школы. Именно эти вопросы обсуждаем на наших совещаниях. Именно эти проблемы пытаемся решать силами нашей школы. А, как известно, дорогу осилит идущий.