Педагогика Сотрудничества
В 70-е годы педагогами-новаторами был предложен новый тип педагогики, которая вошла в историю методики обучения, как «педагогика сотрудничества». Данный тип педагогики, в отличие от педагогики авторитарной» основывается не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».За основу берется большая и важная цель, а затем всячески поддерживается вера в её осуществимость. Таким образом, данный тип педагогики вовлекает учащихся в настоящие — созидательные дела. Педагогика сотрудничества принимает любого ребенка, а сами учителя должны помочь ребенку сохранить свою индивидуальность, выявить его потребности и помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.
Цели педагогики сотрудничества:
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
Идеи педагогики сотрудничества: *
• обучение ребенка в зоне ближайшего развития (определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности).
• учение без принуждения
• Наличие опорных схем, для исключения зубрежки материала
• идея опережения
• идея крупных блоков
• идея свободы выбора
• идея диалогического размышления
• идея интеллектуального фона класса
• идея совместной деятельности учителей и учеников
Учение без принуждения: Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Индивидуальный подход
В основу педагогики сотрудничества положен индивидуальный подход к обучению. Суть его заключается в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Данный подход включает в себя:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности;
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;
Концепция воспитания в педагогике сотрудничества:
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- личность ученика находится в центре воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение национальных традиций и обучение культурному коду;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.
Вывод:
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания.
Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, и взаимодействие школы, государственных и общественных институтов с целью поддержания заботы о подрастающем поколении - будущем всей страны.
* В следующих постах постараюсь рассмотреть идеи педагогики сотрудничества более подробно: на чем они основываются, и в чем заключаются