Чтобы не быть многословным, я напишу лишь о двух причинах, которые дают основания воспринимать ЕГЭ в его нынешнем виде как величайшее зло. Не буду ничего писать, например, о том, почему это всё затеяно. ( Отмечу лишь, что в этом вопросе полностью согласен с Капитаном ).
1. Недавно, говоря о ЕГЭ, руководитель государства сказал : "Там есть плюсы и минусы, нужно дальше работать, чтобы совершенствовать систему". Среди плюсов хорошо вижу замену материала задания А1 с фонетического на орфоэпический. Более не вижу ничего. Как были задания в 2002-м году, при моём с ними первом знакомстве, такими и остались, никакого совершенствования системы за эти одиннадцать лет не производилось, даже несмотря на национальный позор июня 2013 года.
2. Как учитель-словесник, хотел бы написать хоть немного о содержании контрольно-измерительных материалов. ( А их из года в год выдают "на гора" Федеральная служба по надзору в сфере образования и Федеральный институт педагогических измерений). В форме тестов в формате ЕГЭ существуют 38 заданий. Так вот со всей ответственностью заявляю : из них в жизни специалисту -несловеснику потребуются пять-шесть. ( И то где-то на периферии знаний, когда можно отрыть айфон и за минуту узнать ответ). Остальные же не потребуются никогда в жизни, и дети прекрасно это понимают. Зачем будущему инженеру или врачу постоянно помнить, что местоимение "наш" - притяжательное, а местоимение "другой" - относительное ? Читая любой текст, задумываемся ли мы, что первое его предложение включает в себя и сочинительную, и подчинительную связь, а второе предложение - вообще простое, но чем-нибудь осложнённое ? Есть в ЕГЭ такое задание : А26 ( Я про себя называю его - "мёртвое"). Чтобы получить за него балл не методом лотереи, нужно постоянно помнить примерно 80 наречий, которые пишутся слитно, и примерно 50-60 наречий, которые пишутся раздельно. Причём правил, чтобы классифицировать слова, не существует : наречия эти можно только зазубривать. Чтобы возникло полное впечатление, что этот тест составляли люди из Дахау, туда же, в А26, отправили правописание союзов "также, тоже, чтобы" и сходных с ними форм с раздельным написанием. И ещё - совсем уж до кучи - там встречаются производные предлоги : хочу всем напомнить, что предлог " в течение" пишется раздельно, а предлог "вследствие" - слитно. Но и это ещё не всё : в А26 может попасться такой вариант, в котором всего вышеперечисленного нет вовсе, а есть существительное, похожее на непроизводный предлог : В течении реки были заметны водовороты.
И ещё несколько слов о задании "С" ( Прочитать текст, понять его главную мысль и написать сочинение по поднятой автором проблеме объёмом 150 слов минимум, сопроводив его двумя историко-культурными комментариями. То есть примеры "Наша соседка по даче рассказывала..." не засчитываются). Тексты можно свести к некоей условной схеме : бабушка рассказчика вспоминает, как в старые времена пахали и боронили, ткали лён, пряли, водили хороводы и тому подобное. Теперь рассказчик, сам достигнув возраста бабушки, с горечью думает, что нарушилась вековая связь времён, а подросток, напоминаю, должен духовно на эту мысль откликнуться и наваять в ответ не менее 150 слов конкретики публицистического свойства, да ещё с примерами, чтобы за душу брали, словно он не подросток, а сельский библиотекарь на пенсии.
Эта рубрика называется "Что я думаю о ЕГЭ ?" Думаю, достаточно ясно, что думаю именно я.