Автор Тема: Понятийное и клиповое мышления  (Прочитано 52320 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дети к. Гранта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 666
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #41 : 26 марта 2017, 22:53:38 »
     Спасибо.Мари, за статью о клиповом мышлении, но очень долго читать, нельзя ли покороче?

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7424
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #40 : 26 марта 2017, 16:25:21 »

А  мы  хотим  сегодня!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #39 : 09 февраля 2017, 00:00:20 »
Начнем с клипового мышления.

Понятие «клиповое мышление» или «клиповое сознание» появилось в 1990-х годах и сейчас встречается довольно часто. Оно обозначает особенность восприятия информации современными тинэйджерами. Как правило, под этим определением понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка».

Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ, социальные сети и интернет в целом.

В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Вот отрывок из одного интервью профессора, доктора психологических наук Рады Грановской:
- Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?
- Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут...
Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.
Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «понятийного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.
Понятийное мышление
Понятийное мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.

Первым, кто стал заниматься вопросами понятийного мышления и способами его развития у человека был советский ученый Л.С. Выготский (1896-1934).

Выготский обосновал идеи активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. Выготский при этом постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду. "В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность... Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом" (Педагогическая психология. Краткий курс, М., 1926, с. 57-58). Как сильно напоминает нашу концепцию...

А это первые и главные шаги в развитии у ребенка понятийного мышления. Об этапах его развития по Выготскому мы узнаем завтра.

Оффлайн Дети к. Гранта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 666
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #38 : 08 февраля 2017, 22:17:01 »
     Хотим узнать, что это такое - понятийное и клиповое мышление.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Автор УМК по литературе - об электронных книгах, "клиповом сознании" и интеллектуальной коммуникации

Современных учителей нужно учить тому, как организовывать диалог на поле электронного гаджета между читателем, живущем в 21 веке, и автором, возможно, уже давно ушедшем, заявил Борис Ланин, профессор, доктор филологических наук, автор учебно-методического комплекса (УМК) по литературе для 5-11 классов в интервью объединённой издательской группе «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».
По его мнению, чтение электронных книг - совсем другой вид чтения, требующий организованности от читателя, его нацеленности на интеллектуальную коммуникацию, ведь именно электронные книги дают возможность дополнить файл своими комментариями, сделать его полем диалога между читателем и писателем.

Интервью

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #36 : 15 сентября 2015, 23:01:10 »
А,  чтобы  сочетать,   надо этому  научиться..
Вот  этим мы  и занимаемся:устанавливаем это равновесие

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13946
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #35 : 15 сентября 2015, 22:57:41 »
Есть, конечно ,и плюсы !Клиповое мышление создает картинку ,образ ,который затем ,необходимо домыслить до понятийно ,разложить  все  ;)по полочкам.
Вот поэтому хорошо уметь сочетать в себе оба этих мышления, чтобы быть успешным человеком!

Оффлайн Влад

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3246
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #34 : 23 августа 2015, 03:43:09 »
Я к чему об этом заговорила, потому что мне показалось, что тут многие (в том числе и я) рассуждают о клиповом мышление в большей степени, как о чем-то отрицательном. Но, скорее всего, у него тоже есть и положительные стороны?
Есть, конечно ,и плюсы !Клиповое мышление создает картинку ,образ ,который затем ,необходимо домыслить до понятийно ,разложить  все  ;)по полочкам.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #33 : 21 августа 2015, 18:05:51 »
Ну вот потому должна  быть золотая  середина - равновестное  или комплексное мышление

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13946
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #32 : 21 августа 2015, 11:17:54 »
Уважаемые форумчане!
Мы тут в основном говорим об отрицательной стороне клипового мышления. А я тут подумала, и мне стало интересно. Как бы выглядело, если было бы наоборот. Предположим, было бы сплошное понятийное мышление, а клипового было бы в разы меньше. Как бы это выглядело?
То есть выходит, что люди бы не умели быстро улавливать основную суть информации, а вместо этого тотально всю ее мусолили?
Я к чему об этом заговорила, потому что мне показалось, что тут многие (в том числе и я) рассуждают о клиповом мышление в большей степени, как о чем-то отрицательном. Но, скорее всего, у него тоже есть и положительные стороны?

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #31 : 11 августа 2015, 13:42:53 »
Вот продолжение статьи Добровольского. Он вводит  ещё  понятие  равновесного мышления

 Без клипового мышления человечеству никак не обойтись, иначе нервная система просто не выдержит перегрузок, которые все возрастают. Клиповое мышление оперирует не словами – они для него – тормоз, а образами. Это дает понимание, но не дает конкретики. А понятийное мышление дает конкретику, но оно слишком медленно и консервативно. Можно набить свою голову информацией, очень правильной и востребованной в данный момент, но завтра, эта информация может быть уже не актуальна и даже вредна – клиповое мышление очень быстро это уловит, что делать тогда, как быстро перестроиться? Кроме того, понятийное мышление узконаправленное, оно не дает охвата, не позволяет огромное многообразие соединить в единое целое. И клиповое мышление этого не дает, потому что оно поверхностно. Как быть? Молодежь очень быстро приспосабливается к современному миру, но в случае тяжелых социальных потрясений, она может оказаться не способной противостоять угрозам из-за отсутствия мощного духовного стержня, который не позволяет сломаться ни при каких условиях. Можно ли научиться охватывать «сразу все», мгновенно оценивать обстановку и проникать сразу в суть, не теряя при этом, связь с целым? Быть одновременно сконцентрированным и расслабленным, понимать и управлять событиями быстро и безошибочно? Можно и этой способностью обладает равновесное мышление. Оно мыслит бессловесно и в то же время, конкретно (слова тормозят скорость мысли), сразу видит и знает. Несмотря на свою гибкость, раскованность, оно не поверхностно, а сочетает охват с проникновением в суть. Скорость мысли равновесного мышления намного опережает скорость мысли мышления клипового. Интуиция в нем сочетается с конкретикой. С чем это связано? С тем, что при равновесном мышлении, эмоциональное возбуждение в голове останавливается и возникает явление «сверх проводимости» (отсутствует сопротивление, препятствующее перемещение мысли), и мысль мгновенно перемещается в любую область пространства – памяти, почти без затрат энергии. Время, при этом, становится единым. Человек, владеющий равновесным мышлением, преуспеет в любой области человеческой деятельности. Особенно такое мышление нужно молодежи, у которой нет точки отсчета правильности. Она останется прежней и сможет вести привычный образ жизни – смартфоны, телефоны, компьютерные игры, социальные сети и пр., но при этом, не будет происходить убегания от реальности, так как она перестанет быть страшной. Да и круг интересов станет другим. Когда реальность не страшит, то появляется желание не вариться в виртуальном мире, изыскивая в нем искусственные удовольствия, которые разрушительно воздействуют на психику, а удовлетворять свои желания напрямую в реальном мире. И память, и чувства будут тогда на высшем уровне. Не стоит бояться слова «равновесное». Равновесие – это не что-то застывшее, раз и навсегда устоявшееся, лишенное эмоций, взрыва чувств, всего их многообразия. Равновесие основано на сбалансированности чувств и при нем они не только полностью раскрепощены, но и надежно защищены от травмирования.
 

Оффлайн Б.Я.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1070
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #30 : 11 августа 2015, 00:50:09 »
Обладают, но его маловато будет для серьезных проектов - там нужно комплексное мышление.
   Не могу не согласиться. Более того, можно было бы подумать и воспользоваться термином комплексное мышление(синтез понятийного, клипового + другие разновидности, пока еще не обозначенные).

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #29 : 10 августа 2015, 20:38:52 »
Клиповым мышлением, обычно, обладают люди успешные, так как они моментально ухватывают главное и просматривают возможные выгоды.

Обладают, но его маловато будет для серьезных проектов - там нужно комплексное мышление.

Оффлайн Mic

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 29693
    • Просмотр профиля
Re: Понятийное и клиповое мышления
« Ответ #28 : 10 августа 2015, 14:53:57 »
Клиповое мышление – это быстрое, но поверхностное мышление. При огромном количестве информации в современном мире, давящей на психику, человек вынужден пользоваться клиповым  (клип в рекламе) мышлением. Оно не дает проникновения в суть, но позволяет улавливать главное и быстро ориентироваться в информации и обстановке. Из-за поверхностного восприятия, клиповое мышление не способствует развитию духовных качеств. Понятийное мышление присуще людям, которые привыкли во все вникать и разбираться в сути. Это – ученые, математики, физики, люди, изучающие точные науки, в которых поверхность недопустима. Понятийное мышление по скорости обработки информации медленней, чем клиповое мышление, но оно более доскональное. И в том и другом мышлении есть свои плюсы и минусы. Клиповое мышление позволяет мгновенно ориентироваться в критических ситуациях и на интуитивном уровне принимать решения. У людей с понятийным мышлением, в критических ситуациях может наступать ступор, так как они не в состоянии быстро переварить огромный объем внезапно обрушившейся ни них информации. Клиповым мышлением, обычно, обладают люди успешные, так как они моментально ухватывают главное и просматривают возможные выгоды. Молодежь, в массе своей, мыслит клиповым мышлением. Она ни на чем не хочет заморачиваться, кроме получения удовольствий от жизни, а то, что хоть немного напрягает, подавляет и загоняет в подсознание. Поверхностное мышление не только не развивает чувства, но и ухудшает память, потому что нет глубокого проникновения в суть вещей и явлений, то есть, понимания мироздания. Да и в бизнесе, даже если присутствует хорошо развитое клиповое мышление но нет глубокого понимания сути того, чем занимаешься, долго не удержаться.
Владимир Добровольский

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38326
    • Просмотр профиля
Вот это верно. Иной  раз, пытаясь осмыслить поток  информации,   делаешь вывод,  что  в  этом  потоке  абсолютно нет смысла. Словесный  понос, простите уж за  грубость...

 
.