Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма.
Определение клипового мышления за все время своего существования часто воспринимается как негативное явление. Американский социолог и футуролог Э. Тоффлер представляет термин «Клиповая культура» и понимает его как «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума». В отечественной науке первым термин употребляет советский и российский философ, доктор философских наук Ф. Гиренок. Гиренок называет клиповым мышлением «мышление, реагирующее только на удар». Считается, что, в первую очередь, оно присуще подросткам и современной молодежи.
Культуролог К.Г. Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Что касается отрицательных сторон клипового мышления, оно характеризуется следующими особенностями:
• Человек не может долго концентрироваться на информации, у него значительно снижается способность к анализу. Обладателю клипового мышления тяжело анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.
Известный философ В.С. Степин определяет термин «Клиповое мышление» как состояние сознания современного молодого поколения, получившего образование в 1990-х годах: «В результате студенты плохо “держат мысль”, соскальзывают в процессе рассуждения с основной темы на другие, лишь по аналогии связанные с главной». «Противоположностью этому типу сознания, – продолжает исследователь, – выступает научная рациональность, стержнем которой является системное мышление. Оно предполагает логически последовательное рассуждение, аргументированность и обоснованность высказываний, которое нужно формировать и культивировать с школьных лет.
• У людей с клиповым мышлением падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.
По мнению М. А. Антипова, кандидата философских наук, Клиповое мышление ориентирует преимущественно не на графический текст, а на образ, оказывающий комплексное воздействие на сознание человека через изображение и звук. Во-вторых, оно не предполагает длительной сосредоточенности внимания на определенном тексте: личность переключает внимание и восприятие с клипа на клип, с фрагмента на фрагмент, с сайта на сайт. Это ведет к формированию мозаичной, эклектичной картины мира, в которой отсутствует целостность и системность. Носитель клипового мышления - это продукт цифровой эпохи, адаптированный к информационному буму, но расплачивающийся за это дефицитом осмысленности, глубокого понимания мира и событий, в нем происходящих. (Отрывок из книги:“КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК АТРИБУТ ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА”.)
• Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет способность анализировать и чаще делает ненужные покупки.
С точки зрения одного из крупнейших математиков ХХ вв В. И. Арнольда: образованный человек, начитавшись книг, становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности, которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом.
• Более того, клиповое мышление ослабляет чувство сопереживания. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.
Свою мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка». «…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным.»
Однако, у клипового мышления есть и свои положительные стороны:
• В первую очередь, клиповое мышление развивает многозадачность. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.
Как считает доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Р. Грановская: формирование клипового сознания связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета. “Итак, современный молодой человек работает очень быстро, и эта скорость меняет его психику. Раньше мы были, что называется, «людьми книги». Мы учились и воспитывались на последовательных текстах. Теперь молодой человек воспринимает быстрее, предпочитает картинки, а не тексты, и психика его работает по-другому не только в смысле восприятия, но и в смысле мышления. Клиповое мышление — это мышление блоками. … в итоге простые задачи они решают быстро, а сложные задачи вообще не умеют решать”.
• Кроме того, такой тип образ мышления защищает мозг от информационной перегрузки. Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий.
С точки зрения К. Г. Фрумкина российского журналиста, философа и культуролога, навык сосредоточения внимания на одном предмете очень важен; но и умение быстро переключаться на новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию — тоже весьма важно. Парадокс в том, что эти навыки, одинаково необходимые человеку, во многом антагонистичны — реактивность развивается за счет сосредоточенности, и наоборот. Никто не знает, какой должна быть идеальная пропорция между ними. главное достоинство «клипового восприятия» — большая скорость обработки информации. Другая особенность клипового мышления — предпочтение нетекстовой, образной информации. На самом деле люди нового когнитивного стиля вовсе не являются интеллектуально неполноценными — наоборот, они в совершенстве владеют многими необходимыми им навыками. Они лишь выпадают из культуры, ориентированной на линейный текст. У людей будущего нет иных навыков работы с текстами, кроме конвертации их в практические инструкции (но не обратно).
Поэтому куда более здравым являются призывы не бороться с клиповым мышлением, приспосабливая его под уже умирающую культуру, а использовать его особенности в учебном процессе.
Таким образом, одни современные мыслители и ученые считают, что клиповое мышление является скорее негативным явлением и с ним надо бороться, поскольку оно отрицательно влияет на познавательные и аналитические способности учащихся. Другие сходятся во мнении, что клиповое мышление прочно вошло в нашу жизнь и, имея в виду его особенности и специфику, преподаватели должны в своей работе развивать методы и приёмы, которые будут способствовать лучшему усвоению учебного материала.