" Захарово - Большие Вязёмы " - Пушкинский музей-заповедник. Пиковую даму поэт А.С.Пушкин написал "с натуры" наблюдая за владелицей Вязем княгиней Натальей Голицыной. В годы детства Александра Пушкина усадьба Вяземы принадлежала образованнейшему человеку, вольтерьянцу и якобинцу Б. В. Голицыну, мать которого послужила прототипом образа старой графини из “Пиковой дамы”. В Больших Вяземах Голицын собрал большую библиотеку, прекрасную коллекцию картин и древних рукописей.
В исторических документах Вяземы впервые упоминаются в XVI веке. Иван Грозный жаловал кому-то из придворных земли, включая и "останошный ям на Вязёме" - ямскую станцию по дороге на Москву.
Спустя полвека Федор Иоаннович передал Вяземы Борису Годунову,
который превратил этот населенный пункт в крепость, окружив его крепостными стенами. При Годунове здесь велось большое строительство: была возведена "церковь о пяти верхах (Спасо-Преображенский собор), и камена плотина у пруда", построена звонница.
В те времена в Вяземах был также большой мужской монастырь - Иоанно-Богословский.
В Вяземах размещался загородный дворец Лжедмитрия I. Здесь гостила Марина Мнишек.В конце XVII века Петр I отдал Вяземы Борису Голицыну, спасшему будущего государя во время стрелецкого бунта. С тех пор надолго эта местность становится вотчиной князей Голицыных. Почти через столетие правнук Бориса, Николай Голицын построил здесь дом - дворец и разбил вокруг парк.
Во время войны с французами в 1812 году в Вяземах некоторое время находилась ставка Кутузова. Здесь главнокомандующий всеми сухопутными войсками и флотилией издал несколько судьбоносных приказов.
А когда российские войска отступили и Вяземы были заняты французской армией, в этом же доме утверждают предания, квартировал Наполеон. Неподалеку от Вязем находилось имение Ганнибалов Захарово, в котором провел свои детские годы Александр Пушкин. Своего храма в Захарово не было, и
по праздникам вся семья ездила в Вяземы в церковь. Утверждают, что свою
Пиковую даму поэт написал "с натуры" наблюдая за владелицей Вязем княгиней Натальей Голицыной. Местная легенда о владелице усадьбы – старой княгине Голицыной, выведенной А.С.Пушкиным в «Пиковой даме» в образе старухи-графини – все же остается легендой, так как усадьба принадлежала не княгине, а ее сыну, которого она, впрочем, нередко навещала.
Здесь бывал Николай Гоголь, читавший профессору Московского университета Шевыреву главы из второго тома "Мертвых душ".В усадьбе была уникальная библиотека, собранная Борисом Владимировичем Голицыным (1769-1813) и насчитывавшая около 30 тысяч томов. В советское время она была распределена по государственным библиотекам; фамильные драгоценности Голицыных также разошлись по музеям. Здание усадьбы сначала занимала колония для беспризорных, потом – санаторий им. Фореля для старых большевиков. Перед Великой Отечественной войной здесь была парашютная школа, танковое училище, а во время войны – госпиталь. После войны усадьбу занимали поочередно различные НИИ. Только в 1987г. было принято решение создать в усадьбе музей, который сейчас в ней и располагается.
Спасо- Преображенская церковь в Больших Вяземах была построена в 1590-х гг. Этот храм – не только выдающийся по архитектуре, но и с очень непростой судьбой. Построенный в вотчине Бориса Годунова и по его личному заказу, он был освящен в честь Святой Троицы в 1600 году, но уже в начале XVII века Большие Вяземы были заняты польскими войсками под предводительством Лжедмитрия I, а в храме разместили конюшню. Еще в XX веке реставраторы обнаруживали на стенах храма польские надписи. При новом владельце усадьбы, Б.А.Голицыне, храм переосвятили в честь Преображения Господня; впервые так она названа в документах 1702г. Примечательно то, что при Борисе Алексеевиче, горячем поклоннике барокко, центральная глава храма была украшена белокаменной резной барочной короной.
Крупный, четырёхстолпный четверик здания с тремя апсидами вытянут по вертикали. Большие, гладкие поверхности его стен расчленены лопатками на три неравноценных прясла, и завершены полукружиями закомар. По бокам храма, с юга и севера одноглавые приделы, объединённые между собой гульбищем на аркадах, которое как бы обтекает здание с востока. С запада - апсиды приделов и главного храма образуют единый стройный ряд. Вертикальную композицию сооружения завершает выразительное пятиглавие с шлемовидными куполами на световых барабанах. Преображенская церковь при скромности декоративных приёмов поражает своей изысканностью и поистине царственной статью. Этот тип храма получил название годуновского.
После длительной, почти двадцатилетней реставрации храм возвращён верующим.
Кирпичная ограда середины XIX века, с арочными пролётами, заполненными чугунными решётками так же очень своеобразна. Она оказалась достойной оправой для бывшей усадебной церкви Преображения Господня со звонницей.