Что такое социализация личности по Эриксону
Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Харуич, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Известен прежде всего своей
теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина
«кризис идентичности». Согласно обзору журнала Review of General Psychology, опубликованного в 2002 году, Эриксон занимает 12 место среди наиболее цитируемых психологов XX века.
Термин
"кризис идентичности" (то есть кризис самоопределения) во многом связан с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность, а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. С годами его всё сильнее мучило подозрение, что его отец не был еврейского происхождения. Таким образом,
кризис самоопределения описывает подростковое состояние поиска своего места, роли и предназначения в социуме.
Теория психосоциального развития (иными словами
теория социализации) по Эриксону представляет собой описание 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я-индивида. Итак,
социализация - это развитие личности, которое продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к
переходу на новый этап. Более подробно - в таблице ниже:
Рассмотрим содержание таблицы более подробно.
1-я стадия -
младенчество (0 - 1,5 года). Главную роль в жизни ребенка играет мать: она кормит, ухаживает, даёт ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к внешнему миру, который пока ограничивается взаимодействием с матерью.
2-я стадия -
раннее детство (1,5 - 4 года). Раннее детство связано с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности и опрятности.
3-я стадия -
детство (4 - 6 лет). Ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре.
4-я стадия -
(младший) школьный возраст (6 - 11 лет). Ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический опыт культуры.
5-я стадия -
отрочество и юность (11 - 20 лет). Формируется центральная форма эгоидентичности (личностного "Я"). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
6-я стадия -
ранняя зрелость (21 - 25 лет). Для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой. Человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность (самоопределение) с другими людьми. Появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.
7-я стадия -
зрелость и средний возраст (25 - 55/60 лет). Развитие идентичности (самоопределения) идет весь период жизни, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворение своей жизнью.
8-я стадия -
поздняя зрелость (старше 55/60 лет). Происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни.
Почему понимание таблицы важно для сферы образования? Потому что дети и подростки на 4-й - 5-й стадиях львиную долю времени дня проводят непосредственно в школе,
школа работает как один из институтов социализации растущей личности.
В таблице же видны
возрастные особенности развития детей и подростков, которые могут учитываться при коммуникации между учителем и учеником, особенно когда ученик по какой-то причине испытывает недостаток продуктивности в учёбе или недостаточную мотивацию. Об этом столбец "Полярные качества личности". Например, чтобы ученик не ощущал возможную внутреннюю неполноценность - ему нужно работать над повышением своей компетентности. Учитель в этой ситуации может морально поддерживать ученика, вселяя в него веру в свои силы.
В столбце "Результат прогрессивного развития" мы видим приоритеты, достижение которых помогает перейти на следующую стадию, как будто на ступеньку выше. Например, чтобы ученик осознанно пришёл к мыслям о самоопределении (как вариант, в выборе желаемой профессии), учитель может помогать ученику в овладении знаниями, умениями и навыками на достаточно высоком уровне, например в рамках группы продлённого дня.
Таким образом,
одна из задач школы в целом, учителя-предметника и классного руководителя в особенности - помогать ученикам развиваться гармонично, чтобы переход на следующую стадию был комфортным и своевременным.