БИТВА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ.
20 сентября - память прпп.иноков Александра Пересвета и Андрея 0слябиАлександр Пересвет совершил свой подвиг иноческого послушания в самом начале Куликовской битвы (1380) в поединке с татарским богатырём Челубеем; Андрей Ослябя — в ходе всего сражения, в первых воинских рядах, поддерживая физически и духовно бившихся с ним бок о бок «пехотных людей».Как пришло решение к профессиональным военным — люботскому боярину (из г. Любутска на Оке) Андрею (Ослябе) и брянскому боярину Александру (Пересвету) принять монашеский сан, неизвестно. Существует предание, согласно которому Пересвет принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, который был выстроен на реке Устье, среди величавой красоты сосновых боров, по благословению Преподобного Сергия Радонежского в 1363 году.
Согласно преданию и историческим источникам, когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 году приехал за благословением на битву к Преподобному Сергию, оба бывших воина были уже послушниками Троице-Сергиевого монастыря. (ШЛЕМЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ )
ШЛЕМЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ18 августа 1380 года князь московский Дмитрий(Великий князь Дмитрий Иванович Донской.
Большая Государева Kнига 1672 года,
или Корень Российских государей, также «Титулярник». (ЦГАДА РФ) приехал просить у Преподобного Сергия Радонежского благословение на битву, и тот дал ему в подкрепление двух своих иноков. Призвание Осляби и Пересвета в ряды войск имело не столько военное, сколько
духовное значение. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, Преподобный Сергий сказал им: «Братья мои, крепко сражайтесь с ... татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство».
.
ВИД КУЛИКОВА ПОЛЯ ОТ ЗЕЛЕНОЙ ДУБРАВЫ, КРАСНЫЙ ФОН - ВОЙСКА МАМАЯ. АРМИЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО .КНЯЗЬ СО СВИТОЙ. АРМИЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО.ПЕХОТА. ЗНАМЕНА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ.В день праздника Рождества Богородицы (21 сентября ) принял Александр Пересвет вызов сильнейшего воина из войска Мамая и вступил с ним в единоборство.
ВОЙСКО МАМАЯ. АРМИЯ МАМАЯ.В Никоновской летописи дано описание этого поединка: выехал печенег из полку татарского, потрясал оружием пред русскими рядами, и «был он страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти»
. В «Сказании о Мамаевом побоище»
Челубей уподоблен древнему Голиафу: «пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его»,
Пересвет также представлен воином-богатырём. Соперники были на конях. Пересвет возложил на себя святую схиму. Соперники, по словам «Сказания», «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
«Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения Преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Известно, что павших в Куликовской битве хоронили в течение восьми дней на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и
погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.Андрей (Ослябя) героически сражался в воинских рядах на Куликовом поле, был ранен, но выжил.
Древнейшие рассказы о битве: «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце, Симеоновской летописи), летописная «Повесть о Куликовской битве» (в Новгородской и Софийской летописях) — сообщают о гибели на Куликовом поле только Александра (Пересвета). В летописных списках убитых на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя одного Александра, что косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей после Куликовской битвы служил у московских митрополитов. Так, некоторые источники позволяют предположить, что в 1398 году Ослябя ездил в Константинополь в составе посольства московского Великого князя Василия для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок. В документах, относящихся к 1390—1393 годам, также встречаются упоминания «чернеца Андрея Осляби» в числе бояр Митрополита всея Руси Киприана.
Закончивший свой жизненный путь Андрей Ослябя был похоронен рядом с Александром Пересветом в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре.Над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». В 1509 году на месте деревянного храма строится каменный. В ХУШ-ХIХ веках к четверику храма пристраивается трапезная часть, и место погребения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби оказывается в самом храме. При перестройках храма их могилы оставались в сохранности в течение многих веков.
Место погребения героев Куликовской битвы всегда особенно почиталось народом России и особенно её правителями. Существуют свидетельства посещения могил Пересвета и Осляби Великим князем Иоанном III, Царями Иоанном Грозным и Феодором Алексеевичем.
В
стреча Дмитрия Донского в Москве по возвращении из похода. Миниатюра из «Лицевого летописного свода» 16 века. (Библиотека РАН, Рукописный отдел)В 1928 году храм Рождества Богородицы в Симоновом монастыре был закрыт
. Могилы святых иноков — героев Куликовской битвы — оказались на территории созданного здесь завода «Динамо», надгробия использовались как платформа для электромотора. Хотя имена монахов-воинов упоминались в советских учебниках по отечественной истории.
Наконец в 1980 году, в связи с 600-летием Куликовской битвы, могилы Пересвета и Осляби были отнесены к историческим памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм Рождества Богородицы был отделён от завода и в 1989-м открыт для посещения, надгробия восстановлены.
Московский кремль при Дмитрии Донском. С картины Г. МокееваСохранился посох из яблоневого дерева, по преданию, принадлежавший Александру (Пересвету). В течение последних веков он находился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря (близ г.Скопина Рязанской обл., в 45 верстах от Куликова поля). Согласно монастырскому преданию, Пересвет по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего монастыря в честь небесного покровителя князя Дмитрия Донского — преподобного Димитрия Солунского. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.
В XVII веке имена Александра и Андрея, преподобному-чеников Московских, были внесены в святцы, в конце XVII века включены в «Описание о российских святых»; в 1896 году их имена поместили в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников Прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), а в 1981-м они записаны в Соборе Радонежских святых. Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии Прп. Сергия (XVI в.), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.), на житийной иконе Прп. Сергия 1680 года.