УСАДЬБА ГРАФА Николая Петровича ШЕРЕМЕТЬЕВА. ОСТАНКИНО.МОСКВА. Композиционным и смысловым центром дворца является единственный сохранившийся в России великолепный образец усадебного театра XVIII века с подлинной машинерией, сценой и зрительным залом. Все остались под большим впечатлением от увиденного: прекрасная коллекция живописи, скульптуры, осветительные приборы и предметы мебели XVIII–XIX веков. Особое впечатление произвел уникальный по своей сохранности декор парадных залов дворца, который можно было бы назвать энциклопедией «приёмов отделки» интерьеров XVIII столетия – обои, лепнина, росписи, искусственный мрамор, скульптура из папье-маше.
За свою более чем двухсотлетнюю историю, дворец никогда не отапливался, все предметы интерьера и декоративные элементы давно привыкли к перепадам температуры и влажности.
Первое упоминание об Останкино относится к 1558 году: «деревня Осташково» названа «поместьем» служилого человека Алексея Сатина. После него на этих землях сменилось несколько владельцев.
Благоустройство усадьбы Останкино началось при начальнике Посольского приказа боярине Василии Щелканове: был вырыт пруд, построен господский дом, деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, дома священнослужителей и «деловых людей», обслуживавших владельца.
С 1620 по 1743 год Останкино числилось за родом князей Черкасских – потомков кабардинского владетеля Инала, приехавших в Москву и принявших православие.
Михаил Яковлевич Черкасский, унаследовавший Останкино в 1667 году, взамен старой, деревянной церкви построил новую кирпичную (1678-1683), сохранившуюся до наших дней и являющуюся выдающимся памятником московского церковного зодчества конца XVII века.
Последним владельцем Останкино из рода Черкасских стал Алексей Михайлович. При нём усадьба, имевшая хозяйственное назначение, превратилась в летнюю парадную резиденцию с большим домом, регулярным садом и оранжереями.
В 1743 году усадьба Останкино в качестве приданого княжны Варвары Алексеевны Черкасской перешло в род графов Шереметевых. Пётр Борисович, занятый строительством любимого Кускова, не уделял Останкино большого внимания.
Новая страница в формировании истории усадьбы Останкино связана с именем графа Николая Петровича Шереметева, истинного знатока и ценителя искусств. Один из образованнейших людей своего времени, страстный театрал, он осуществил в Останкине свою давнюю мечту о создании театрально-дворцового комплекса. Строительные работы продолжались с 1792 г. По 1798г. Дворец возводился по проектам выдающихся зодчих конца XVIII века Ф. Кампорези, В. Бренна, И. Старова, а также крепостного архитектора И. Аргунова. Здание дворца – театра выстроено из дерева и оштукатурено под камень. С постройкой дворца окончательно сложился облик Останкинской усадьбы, включавшей в себя пруд, небольшой парадный двор, дворец-театр, регулярный и пейзажный сад.
Открытие театра состоялось 22 июля 1795 года лирической драмой «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» ( текст П. Потёмкина, музыка О. Козловского). Партию красавицы-турчанки Зельмиры исполняла «первая» актриса крепостного театра П.И. Ковалева-Жемчугова.В наши дни усадьба Останкино представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца XVIII века. Но на этом история усадьбы Останкино не заканчивается...