Автор Тема: Мифы и легенды Москвы  (Прочитано 122394 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DAЛ$

  • Эй, гайс у меня все nice
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 62100
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #118 : 26 января 2017, 15:28:08 »
"ЛИБЕРИЯ" ИВАНА ГРОЗНОГО

"ЛИБЕРИЯ" ИВАНА ГРОЗНОГО

Великий князь Московский Иван III Васильевич овдовел и женился на византийской царевне Софье Палеолог, получив в приданное уникальную библиотеку, принадлежавшую последнему императору Византии Константину XI, и к тому времени ставшую семейной реликвией Палеологов. Пожив немного после свадьбы и пережив в, тогда еще, деревянной Москве незначительный пожар, Софья выписала из Италии знаменитого художника и архитектора Аристотеля Фиораванти и повелела ему построить под Кремлем белокаменный тайник (по мнению историков она же и подсказала Ивану Васильевичу перестроить Кремль, сделать его белокаменным). В нем и хранилась «либерия».

Сын Ивана III Василий III Иванович привлек для перевода книг монаха Максима Грека. Переводя «Толковую Псалтирь», Максим заодно сделал и опись «либерии» (это было отражено в «Сказании о Максиме Философе».)

От отца к сыну библиотека перешла к Ивану Грозному. Для него она стала любимым и лелеемым сокровищем. В какой бы дворец он не переезжал, от дворца царя всегда проводился подземный ход к тайнику с библиотекой.

Во время Ливонской войны (1565-1566гг.) в России оказалось множество пленных ливонцев. Их расселяли по разным провинциальным городам. Сопровождающим был Дерптский пастор Иоанн Ваттерман. Однажды, встретившись с Иваном Грозным в Александровской слободе, пастору было сделано довольно заманчивое предложение от царя – заняться переводом древних книг. Побывав в хранилище и увидев собственными глазами сокровище, о котором по Европе ходили противоречивые слухи, пастор онемел от такого количества раритетов, имен и ценностей. Якобы занимаясь переводом, Ваттерман составил каталог государевой сокровищницы.

«…Сколько у царя рукописей с востока. Таковых было всего до 800… Ливиевы истории, Цицеронова книга Де республика и восемь книг Историарум. Светониевы истории о царях… Тацитовы истории. Вергилия Энеида и Итх…»

(«Итх…» - это «Итхифалеика», популярная среди современников Вергилия, но ко времени Смуты на Руси уже считавшаяся утерянной. Кроме известных гимнов Пиндара, библиотека содержала и другие его стихотворения, о которых не знал никто. Историки же были представлены почти все и в полном объеме!).

В 1564 году, устав от мятежей и сопротивления бояр, Иоанн с царицей и детьми выехал насовсем из Москвы. Этот отъезд должен был выглядеть как обычный отъезд на богомолье в Коломенское. Но именно что должен был… Царский поезд был не только мрачно величествен, но и длинен чрезвычайно: несколько сотен подвод! Царь забрал с собой не только иконы и кресты, он сложил на подводы всю свою одежду и драгоценности, а также «деньги и всю свою казну» (деньги понимаются Александро-невской летописью отдельно, а казна – бумаги, грамоты и книги! – отдельно). Обоз сопровождала необычайно! большая вооруженная охрана.

Царь, побывав в Коломенском две недели отправился в Троицу. Но и там долго не задержался. Окончательно остановился в Александровской слободе. Библиотека была при нем – проезжая во Владимир через Александров, «либерию» видел Ваттерман. Есть косвенное подтверждение, что библиотека существовала и в 1581 году – англичанин Джером Горсей принял в подарок от царя Библию.

После известных вам, читатель, событий (ультиматум царя – или отречение или опала на бояр, под давлением народа бояре отступили), Грозный возвращается в Москву и селится в новом дворце – на опричном дворе за рекой Неглинной, на Воздвиженской улице. Квадратный, огромных размеров двор, обнесенный высокой каменной стеной с тремя воротами размещал царские палаты, хозяйственные постройки, а рядом – приказы. Охрана – 500 стрелков – постоянно охраняла и несла караул.

Но и на этом месте царь прожил не долго. Пожар 1571 года сжег дотла дворец и всю Москву и вынудил его переселиться в Вологду, где давно уже, по приказу Ивана Грозного, строился каменный город, чтобы назваться столицей Руси. Приезды его в столицу бывали короткими, да и то все реже и реже. Лишь обезумевший после смерти сына Ивана, возвратился царь за гробом в Москву в 1581 году и уже до смерти не уезжал. Привез ли он библиотеку с собой? Известно – подвод в царском обозе было очень мало.

Вот и все факты. Исторические и реальные. А если Вас интересует продолжение поисков и возможное, заметьте, ВОЗМОЖНОЕ нахождение библиотеки, то это будет в следующей части…


«У нас хранится 600 тысяч рукописей, из них 60 тысяч древних, более трехсот греческих (в основном византийских). Некоторые из них относятся еще к VI веку н.э. Вполне возможно, что среди них есть и книги Софьи Палеолог. А кроме нашей библиотеки, уникальные древние рукописи есть в библиотеке РАН в Санкт-Петербурге и Государственном Историческом музее в Москве».
«Труд», 22 ноября 1944 года: «В шкафах Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина хранится много тысяч древних рукописей и рукописных книг. Среди других здесь находятся ПЯТЬ книг большого формата в старинных кожаных переплетах из личного собрания ИВАНА ГРОЗНОГО… Крупнейший специалист древнерусских рукописных книг профессор Г.П. Георгиевский… говорит: «Книги хорошо сохранились. Листы их почти не пожелтели от времени. Изумительные рисунки, мастерски выполненные лучшими художниками XVI века, сохранились до настоящего времени яркость своих красок».

Ну вот мы и подошли к главному, попытке найти таинственную «либерию». Факты, одни голые факты и может быть чуточку предположений. Вывод придется делать уже тебе читатель.

Искал библиотеку Борис Годунов! Плохо кончил. Искал ее и Лжедмитрий!.. Судьба его тоже известна. Поисками библиотеки занялся Наполеон Бонапарт, войдя в Москву!

Положивший начало крупным изысканиям в Египте, Наполеон не мог пройти мимо загадки библиотеки Ивана Грозного. И наверное подобрался к находке вполотную!… Будучи непревзойденным полководцем, все последующие годы проиграл все свои битвы. В итоге, под строгим надзором, скончался от неизвестной болезни..

1822 год. Профессор Дерптского университета Христиан Дабелов обратился в государственные архивы Эстляндии с просьбой прислать ему интересные исторические публикации и документы. Из Пернова (Пярну) ему пришел пакет, где лежали два исписанных листочка. Это был список Ваттермана (см. часть 1). Сделав копию со списка, Дабелов отправил документ обратно в Пернов.

Профессор Вальтер Клоссиус в 1826 году приехал в Пернов ознакомится с этим списком в подлиннике, но … списка уже не было в наличии! Попытка разыскать «либерию» в Москве также не принесла ему удачи. В конце XIX века Страсбургский ученый Эдуард Тремер, снискав поддержку императора Александра III, специальным зондом исследовал землю под сооружениями Московского Кремля. Большая надежда возлагалась на подклеточный этаж теремного дворца, возведенного над белокаменными погребами. Была обнаружена под горами мусора и бочками с дегтем небольшая дворцовая церковь, но… Уезжая из России Э. Тремер сказал: «Наука поздравит Россию, если ей удастся отыскать свой затерянный клад».

Не остались в стороне и русские историки. Началась раскопка Кремля. Основание – заявление пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова сделанного в 1724 году. Доношение в Канцелярию Фискальных дел в Петербурге, в котором заявлял, что во время поисков, по приказу Петра I, в подземелье Кремля имеются «две палаты» заставленные до потолка сундуками с неизвестными содержимым. На них «замки вислые превеликие, печати на проволоке свинцовые; и у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов». Во время проведенного допроса указал, «что знание сие» ему передал дьяк Василий Макарьев, в тот момент бывший уже при смерти. Макарьев наткнулся на хранилище во времена царевны Софьи. Тайники были возле Тайницких ворот, а ходы от них выходили к реке Неглинной в Круглую башню…

Приняв к сведению, Сенат решил провести раскопки. Искали подземелья у Тайницких ворот на Житном дворе, на площади против Иностранной коллегии, напротив колокольни Ивана Великого, у Цейхгаузской стены в Круглой башне, в Тайницких воротах. Найти ничего не успели, так как за пономарем была обнаружена казенная
недоимка и его слова были приняты за попытку открутится от казенного долга.

Но… По следам пономаря прошлись раскопки возглавляемые князем Н.С. Щербатовым в конце XIX века. Правда безрезультатно. В начале XX века идею «либерии» подхватил Игнатий Яковлевич Стеллецкий. В 1914 году он съездил в Пярну и нашел-таки заветные листочки с пометкой «W»! А ведь они исчезли более ста лет до
этого. Не имея возможности сфотографировать, Стеллецкий переписал документы от руки. После этого листки с пометкой исчезли опять!.. Почти полвека он занимался этой проблемой и, скончавшись в 1949 году, так и не завершил главного своего труда.

Что интересно, во время поисков библиотеки Ивана Грозного, появился и устойчиво начал распространяться слух о «слепоте» преследующей людей почти нашедших разгадку и блуждающих где-то около библиотеки. Бытовало и бытует мнение, будто Софья Палеолог была колдуньей и наложила на хранилище книг и рукописей «проклятье фараонов», о котором узнала из древнего пергамента, свитка, хранившегося в той же библиотеке!!!

16 сентября 1997 года мир облетела сенсационная весть – 87 летний московский пенсионер Апалос Иванов в личной беседе с мэром Москвы Юрием Лужковым сообщил ему, что знает местонахождение знаменитой библиотеки Ивана Грозного!!! Долгое время работая в Кремле, он однажды уже побывал в тех
подземельях, где было «забыта» библиотека. То, что до сих пор она не открыта объясняется строгим режимом секретности за кремлевскими стенами. Что загадки библиотеки в принципе не существует, и те, «кому положено», о ее местонахождении прекрасно осведомлены.

Апалос Иванов, будучи инженером, в 1930 годах получил задание «определить кубатуру» храма Христа Спасителя. Во время своих «изысканий» он обнаружил «потайной ход в восточной стене бывшего храма». Пройдя тридцать четыре ступени вниз, исследователь оказался в просторном тоннеле. Высота хода была более роста человека. Дальше ход раздваивался. Один ход вел к Кремлю, второй уходил вправо, к Самоновскому проезду. Инженер нашел там и «прикованные ржавыми цепями скелеты», и «железные двери», разделяющие отсеки переходов. Далее подземный ход перекрывала железная дверь. На этом исследования Иванова закончились. Сотрудники «доблестного» НКВД опечатали дверь и выставили надежную охрану а выход к Москве-реке замуровали кирпичной кладкой.

Рано умер Игнатий Яковлевич Стеллецкий, скоропостижно скончался писатель и энтузиаст Василий Осокин, ослеп Апалос Иванов. Очень многие, кто хоть как то прикоснулся к «либерии», испортили себе жизнь. Череда неудач, слепота и смерть. Может быть это просто череда случайностей?


Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #117 : 25 января 2017, 15:13:45 »
Москва Масонская. Легенды и предания «вольных каменщиков»



Масонские знаки в музее Царицино


Один из самых сложных и запутанных вопросов в истории русской культуры — вопрос о происхождении и развитии масонства в России. Разобраться с ним поможет москвовед Мария Антоненко.

Вольные каменщики

Ещё со времён средневековья существовали вольные каменщики — гильдия строителей. У них было особое право перемещаться беспрепятственно по всем странам, отправляться туда, где планировалось богоугодное дело. Обладая секретными знаниями строительного мастерства, вольные каменщики возводили величественные соборы по всей Европе. А на период строительства храма сооружали для себя жилища, которые назывались ложами. Они там не только ели, спали, но и проводили таинства, ритуалы вступления в гильдию каменщиков.
Например, в Англии эпоха строительных гильдий закончилась с приходом королевской династии Тюдоров.


Великая Ложа

24 июня 1717 года в Лондоне в пабе «Гусь и противень» собрались представители разных сословий. Они основали масонскую ложу для взаимовыручки. Каждый нуждающийся мог получить помощь своих «братьев», и не только материальную. Члены братства стремились к самосовершенствованию, чтобы стать достойными людьми своей страны. А в масонство проникли утопические идеи, утверждавшие, что можно построить справедливое общество на основах достижений науки и разума.

Масоны позаимствовали тайную систему обозначений у вольных каменщиков эпохи средневековья, а также включили в проведение своих ритуалов символы и знаки различных культур, религиозных течений.

Братство масонов считало себя преемниками уничтоженного Святой Инквизицией в XIV веке ордена тамплиеров. По легенде, этот средневековый орден владел тайными знаниями. Тамплиерам удалось отыскать Храм Соломона в священном городе Иерусалиме, где находилась книга царя Соломона. Владелец этого артефакта мог стать властителем всего мира, так как на страницах книги царя Соломона были прописаны все ответы на тайны Вселенной.

К началу XVIII века масонство быстро распространилось по всей Европе, а также за её пределами. В Россию масонство попало при царствовании Петра I. К сожалению, данные о становлении и развитии русского масонства первой половины XVIII века чрезвычайно скудны. Отчасти это связано с тем, что законы Братства запрещали раскрывать тайну своей организационной деятельности, и вообще было не принято описывать на бумаге всё, что происходило в ложах. Если и оставались какие-то архивные документы, то их тщательно уничтожали с наступлением периодов гонений на орден. Большое влияние на масонство в России оказывали масонские ложи разных стран: английские, немецкие и частично французские. Так в 1731 году гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером «для всей России». Но поскольку в России в первой половине XVIII века масонское учение оставалось чуждым русскому обществу, Джон Филипс распространял его в основном среди узкого круга лиц, единомышленников, преимущественно иностранцев. С 1740-х годов масонских лож появляется всё больше, и в них уже вступали представители русской знати: граф Головин, графы Захар и Иван Чернышевы, Иван Елагин, Роман Воронцов и другие. Рассвет русского масонства приходится на период правления Екатерины II.


 Москве до 70-х годов XVIII века насчитывалось 13 лож, но все они были разрознены и не имели стройной организации. Новый толчок в развитии московского масонства и масонства в России в целом приходится на 1779 год. Поспособствовали этому два выдающихся деятеля — Николай Новиков и Иван Шварц. Последний из них впоследствии создал Орден Злато-розового Креста и стал главой русского розенкрейцерства. Благодаря ему в 1782 году на общемасонском конвенте в Вильгельмсбаде русские масоны получили самостоятельность.

Новиков, один из выдающихся просветителей, журналист, издатель, приехав в Москву, арендовал и возглавил типографию при Московском Университете. На тот момент в городе была всего одна типография, но с появлением Новикова через несколько лет их насчитывалось пять. Одной из них была масонская, там издавались такие книги, как «Карманная книжка вольных каменщиков», «Новое светило химии» и другие. Новиков же был инициатором создания Типографической компании, которая находилась в районе Сухаревской близ Садового кольца. Также совместно с московскими масонами он основал Дружеское учёное общество, а в своём доме открыл первую публичную библиотеку, куда могли приходить люди из низших слоёв общества.

Масоны в Москве XVIII–XIX веков внесли огромный вклад в развитие общества и благополучия своей страны.


Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #116 : 23 января 2017, 13:34:58 »
Пророчества Преподобного Серафима Саровского







Преподобный Серафим Саровский:
«...архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их»

(Серафим Саровский пред своей смертью говорил Мотовилову о своем видении России в наше время: "Не захотят через слюну, будет им через понос кровавый").

Преподобный Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал всеобщий бунт против Царской власти и кровавый момент ее падения: «Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют…»
В декабре 1916 года Государыня посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет лежала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: «Вот идет Мученица – Царица Александра», обняла ее и благословила.
Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году все клала земные поклоны перед портретом Государя. «Он выше всех царей будет», - говорила она. А на смертном одре кричала: "Царь, сам отрекись от престола!" На портреты Царя и Царской Семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас».
Царю передали ее слова: «Государь, сойди с Престола сам». Святой Серафим Саровский еще в1832 году предсказал не только падение Царской власти, но и момент ее восстановления и воскрешения России: «…но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и Отечество и Святую Церковь, а Государя и вся Царскую фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской, но не столько и тут крови прольется, сколько когда правая за Государя ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Свои миром и превознесет Помазанного Своего Давида, раба Своего, Мужа по сердцу Своему».


Особое место среди пророчеств преподобного Серафима Саровского занимает пророчество о будущем Царе-мученике


«Того Царя, который меня прославит,— говорит преподобный Серафим,— и я прославлю».
Это пророчество начало исполняться в 1903 году при прославлении преподобного Серафима, когда Государь написал: «Немедленно прославить». Помним мы предсказание Преподобного о том, что будут великое торжество и радость, когда Царская фамилия приедет, и среди лета воспоют Пасху, предсказание, которое заканчивается скорбным изображением грядущих испытаний России: «А что после будет — ангелы не будут успевать принимать души». Царская семья действительно посетила Саров и Дивеево в дни открытия мощей преподобного в 1903 году. Государь с архиереями нес раку со святыми мощами, и народ пел в великой радости Пасху. И вторая часть предсказания после этого скоро стала реальностью. Но разве все уже совершилось из того, что сказал Преподобный?

Прославление Господом Царя-страстотерпца Николая Александровича в мученической кончине, очевидно, должно запечатлеться и церковным прославлением.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #115 : 22 января 2017, 20:38:45 »
Значит, и сейчас ищет. Но мы ему не скажем  где  она ;)
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #114 : 22 января 2017, 20:37:22 »
Думаю, что Собянин ищет именно Либерию. Вся Москва летом разрыта
Она и сейчас разрыта.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #113 : 22 января 2017, 20:37:22 »
Искать Либерию начали при Борисе Годунове. Причем интерес к ней проявляли, преимущественно, представители папы римского, продемонстрировавшие удивительную осведомленность в огромной ценности библиотеки. Так, в Москве несколько лет жил Петр Акудий – эмиссар Ватикана, главной целью которого были поиски Либерии. Искал таинственное книгохранилище и канцлер княжества Литовского Лев Сапега, и митрополит Паисий Лигарид, и  хорватский книжник Юрий Крижанич.





А вот русские источники этого времени о таинственной библиотеке молчат. Лишь значительно позднее, во времена Петра I в документах мелькают намеки на подземелья Кремля, где хранятся запечатанные сундуки. Кстати, Петр I даже отправил в Москву отряд солдат для проведения раскопок. Но работы неожиданно были прекращены, а солдатам приказано возвращаться в Санкт-Петербург. Однако до Северной столицы отряд не дошел – по дороге все солдаты умерли от дизентерии. Может, потому что найденное в подвалах Кремля должно было остаться в тайне?




Некоторые историки считают, что и Наполеон, а позднее Гитлер рвались к Москве в надежде найти сокровищницу древних знаний.

Раскопки на территории Кремля проводились и по приказу Николая II, и по приказу Сталина. Но, что характерно, начатые работы неожиданно сворачивались, а шурфы и раскопы засыпались так, чтобы от них не осталось и следа.

Поиски Либерии продолжаются и в настоящее время, но ведут их, преимущественно, энтузиасты и археологи любители, или как их еще называют, «черные археологи». Юрий Лужков  в 1992 году получил от исследователя Либерии Аполоса Иванова ряд документов и выделил на поиски библиотеки значительную сумму денег. Но проект был закрыт из-за откровенно негативной реакции некоторых известных ученых, в частности, Дмитрия Лихачева.

Так что, возможно, сундуки, полные бесценных сокровищ древней мудрости, все еще скрыты в одном из тайных подземелий.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #112 : 22 января 2017, 20:31:07 »
Думаю, что Собянин ищет именно Либерию. Вся Москва летом разрыта
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #111 : 22 января 2017, 20:29:06 »
Либерия Ивана Грозного


В одном из дошедших до нас сказаний о писателе Максиме Греке, монахе Афонского монастыря, говорится, что у царя Ивана Грозного было замечательное собрание редчайших древнейших книг. Отец Ивана Грозного и пригласил Максима Грека для составления каталога этих книжных сокровищ. Афонский монах, получивший образование в Париже и Флоренции, ревностно взялся за дело. После осмотра тайника он заметил: «…вся Греция не имеет ныне такого богатства». Сличая тексты некоторых греческих книг с их переводами на церковно-славянский язык, М. Грек обнаружил много неточностей и тут же принялся их исправлять, а также полностью перевел «Толковую псалтирь».

С тех пор вот уже не одно столетие привлекает к себе внимание как широкой публики, так и специалистов-ученых «либерия» Ивана IV. Термин этот взят из Ливонской хроники рижского бургомистра Франца Ниенштедта. Именно так назвал он библиотеку, замурованную загадочным царем Грозным в московском тайнике.

Царская библиотека состоит из двух частей: греческой библиотеки Софьи Палеолог и, так сказать, европейской – собственной библиотеки Ивана Грозного.

Как невеста царя Ивана III Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI, приехала в Москву из Рима в ноябре 1472 года. Своим главным сокровищем она считала не драгоценности и золото, которые, конечно же, были в ее приданом, а старинные книги и древние рукописи. И все время, пока Софья жила в Кремле, она боялась пожаров, чтобы не сгорели древние книги. По наследству эта бесценная «либерия» досталась внуку Софьи Палеолог – царю Ивану IV, который помнил ее заповедь беречь книги от пожара и прятал их в специальном каменном подземелье. Иван Грозный был очень начитан и часто обращался в сочинениях к произведениям из своего собрания.





София Палеолог. Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 год



Манускрипты из библиотеки Ивана Грозного видели несколько иностранцев, и в их числе был дерптский пастор Иоганн Веттерман. Об этом стало известно к середине XIX века из упоминавшейся выше «Хроники Франца Ниенштедта», умершего в глубокой старости в 1622 году и лично знавшего пастора.

Пастор Веттерман, знавший несколько языков, был поражен богатством собрания, в котором находились «Записки о галльской войне» Цезаря, кодексы императоров Феодосия и Юстиниана, «Итхифалеика» и «Энеида» Вергилия, поэмы и оратории Кальвуса и многие другие манускрипты, сохранившиеся в единственном экземпляре. Далее в списке рядом с Полибием, Аристофаном и Пиндаром упомянуты имена уже совсем утраченных авторов – Гелиотропа, Зомарета, Замолея и других.

«Великий князь, – как повествует другой летописец, ливонец Ф. Клоссиус, – отменно уважал Иоганна Веттермана, как мужа ученого, и велел показать ему свою библиотеку, находящуюся в Москве и полученную от Патриарха из Константинополя… Наслышавшись много хорошего о сем ученом муже, великий князь велел разломать каменные своды с книгами, которые целых сто лет не открывались… потом призвать других, разумевших по-русски, и в их присутствии было вынуто из сводов несколько книг, которые и отданы Веттерману для просмотрения». Известия о том, где и как хранились бесценные книги, в разных источниках варьируются, но сам факт, что пастору Веттерману было показано несколько рукописей, можно считать вполне достоверным.

Но книги московской либерии тех счастливцев, которые ее откроют, поразят и своими переплетами. Значительная часть из них может оказаться в переплетах дощатых и из кожи, обыкновенно красной, иногда белой. Есть много в сафьяне лазоревом, выбиваемы золотом, были в либерии книги и обтянутые рыжими тканями, бархатом и оболоченныю камкою вишневою или «учажком золотным по таусиной земле».

Часто книги были с застежками, медными или серебряными, металлическими жучками, которые «резаны финифтью или пробиваемы». А жучки – это род ножек, или подставок, по углам, на исподней стороне переплета.

Восточные рукописи, которых в «либерии» насчитывалось до восьмисот, Иван Грозный большей частью покупал, нередко за весьма большие деньги, а частью получил в дар. В их числе было и сочинение арабского естествоиспытателя Захарии бен Мохаммеда Казвини «Аджаибу-ль-Мухлукат» («Всего мира мудрость»), или «Чудеса природы», которое содержало Космографию и естественную историю. В 1549 году это сочинение было отбито людьми великого князя, «Ураком с товарыщи», у казанских послов, ехавших к крымскому хану. Впоследствии ногайский князь Тинемхат спрашивал об этом сочинении: «А нечто молвит Тинехмат-князь: писал есми ко царю и великому князю о книге Азя ибу имах лукат. И государь тое ко мне книги не прислал. И Михаил[42] молвити: государь тое книгу в казнах своих искати велел и доискатися ее не могли».

В XVII веке таинственная библиотека Ивана Грозного не давала покоя многим иностранным ученым, слухами о ней полнилась вся Европа, говорили о ней в Константинополе и на монашеском Афоне, в папском Ватикане и Швеции, Дании, Италии, Германии…

В Москву приезжал Газский митрополит Паисий, который просил у царя Алексея Михайловича разрешения ознакомиться с греческими и латинскими сочинениями либерии. Агенты Ватикана – ученый монах Петр Аркудий и канцлер Лев Сапега – тоже побывали в Москве с поручением всяческими способами узнать, где находится библиотека с ценнейшими манускриптами. Католический Рим, наверное, до сих пор клянет себя, что позволил Софье Палеолог увезти с собой в Россию библиотеку византийских императоров, спасенную ее отцом от турок.

После смерти Ивана Грозного о царской библиотеке долгое время не упоминалось, и что с ней сталось – не ведал никто. В Кремле ли она, в селе Коломенском, в слободе ль Александровской или на Белоозере – Бог весть! Правители новой династии о ней позабыли, а если кто еще и помнил, предпочитал молчать – как бы чего не вышло!..

Это сокровище не могло перейти в Синодальную библиотеку прежде всего потому, что оно было собственностью Ивана Грозного; а во-вторых потому, что Синодальная библиотека была основана лишь в XVII веке. Упоминание о том, что либерия могла быть перевезена в Александровскую слободу и здесь могли бы сохраниться ее следы, тоже сейчас кажется сомнительным. В монастырской библиотеке находились рукописи по большей части времен позднейших, а в Александровской слободе следы пребывания царя почти вообще исчезли.

Многие исследователи считают, что книги либерии погибли во время московского пожара в 1571 году, когда город выгорел почти дотла. Правда, другие историки полагают, что библиотека исчезла позже – во время польского нашествия в 1612 году. Осажденные в Кремле шляхтичи мучались от голода и в поисках еды они обшарили все кремлевские подземелья. Возможно, что в одном из тайников поляки обнаружили хранилище древних рукописей и… съели часть из них.

Однако в этой версии засомневался историк Иван Забелин, который из архивных записей извлек один очень любопытный документ. В 1682 году (почти через 100 лет после смерти царя и через 70 лет после польского нашествия) государьев дьяк Василий Макарьев, выполняя тайное поручение правительницы Софьи Андреевны (знавшей о либерии), спустился в подземелье под Тайницкой башней. Пробираясь через многие переходы, он достиг Троицкой башни, рядом с которой оказался подземный ход (3 х 3 метра), в котором находилась закрытая дверь с тяжелыми замками, а над дверью было два оконца с железными решетками. Осветив через оконце внутренность камеры фонарем, дьяк увидел, что она до самых кирпичных сводов заставлена коваными сундуками.

Василий Макарьев был уверен, что нашел пропавшую библиотеку Ивана Грозного, и, выбравшись наверх, обо всем рассказал царевне Софье. Она внимательно выслушала его и приказала ему молчать и хранить тайну до самой смерти.

Царевна Софья понимала, какую ценность представляет либерия и что в случае победы над братом (Петром I) она будет обладать рукописями и манускриптами, за которыми так охотятся европейские ученые. Она не доверяла дьяку В. Макарьеву и приказала замуровать вход в тайник, чтобы вскрыть его потом – когда она займет царский трон. Но из истории мы знаем, что вместо царских палат Софья оказалась в заточении в Новодевичьем монастыре.

Незадолго до своей смерти дьяк В. Макарьев рассказал о сундуках с книгами пономарю Конону Осипову, и тот тоже решил разыскать библиотеку. В 1718 году он нашел лаз в подземелье, но тот уже был завален землей. Когда землю расчистили, открылся вход в туннель, однако продвижение внутрь его грозило обвалом и дальнейшие исследования в подземелье были прекращены.

В 1724 году упрямый пономарь приехал из Москвы в Петербург и рассказал о тайном подземелье и находке дьяка В. Макарьева Петру I: «Есть в Москве под Кремлем-городом тайник, а в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками… А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперек чепи, в кольце проемные, замки вислые превеликие, печати на проволоке свинцовые, и у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов». Петр I распорядился отыскать кремлевские тайники, и опять Конон Осипов искал усердно, но подземный ход, исследованный В. Макарьевым, был заполнен водой, а поиски другого входа в туннель оказались безуспешными.

Несмотря на многие достоверные сведения, в истории об исчезнувшей либерии Ивана Грозного много еще неясного. Но многие исследователи глубоко убеждены, что она не пострадала ни от пожаров, ни от грабежей, так как всегда хранилась в одном из подземных кремлевских тайников, где находится и поныне. Нет нигде прямых указаний и на то, что в Смутное время она была увезена в Польшу.

Кованые сундуки, которые видел дьяк В. Макарьев, по предположению историка И. Забелина, могли содержать в себе царский архив. «Утрата этих ящиков, – писал он, – несравненно горестнее для русской истории, чем утрата всей библиотеки Ивана Грозного».

Вокруг либерии Ивана Грозного разгорались яростные споры, а некто Белокуров, чиновник московского архива, утверждал, что такой библиотеки вообще никогда не существовало. «Отыскивать следы мнимых рукописных сокровищ Ивана Грозного, – писал он в «Журнале министерства народного просвещения», – станет только ученый, обладающий беспочвенным воображением и не доверяющий исторической критике».

И такой ученый нашелся. Это был историк И. Стеллецкий, считавший, что от подземного туннеля В. Макарьева где-то должно быть ответвление, которое и приведет к либерии. А сама она находится в кремлевских тайниках, которые спроектировал еще Аристотель Фиораванти.

Неутомимый историк взялся за дело и занимался им почти 20 лет (с перерывами), но в 1935 году, когда дело могло вот-вот закончиться успехом, раскопки в Кремле были прекращены и на долгое время оказались под негласным запретом.

В настоящее время дело, которым в течение 400 лет занимались одиночки, намереваются вести специалисты разных направлений науки. Этим собирается заняться Штаб поисков библиотеки Ивана Грозного, созданный по инициативе Московского дворянского собрания. Как только получит разрешение правительства…


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #110 : 22 января 2017, 14:32:50 »
Горбатая Вещунья
Легенды об Останкино начали складывать еще в XVI веке. В 1558 году владельцем села Останкинское был знатный боярин Алексей Сатин. Однажды явилась к нему сгорбленная старуха, трижды стукнула клюкой о порог боярского дома и пригрозила: "Не распахивай землицу, не тревожь. На останках она древнего люда, потому и зовется Останкино". Не послушал старуху боярин, посмеялся, а через несколько дней был схвачен и казнен по приказу Ивана Грозного.
Следующим владельцем земли стал опричник немец Орн. Люто буйствовал иноземец в своем новом имении, да еще повадился разрывать и грабить древние могилы. И снова явилась вещунья и пообещала, что проклянет весь его род. Опричник выгнал бабку. А вскоре после этого через его имение проездом шли заморские купцы, везущие Ивану Грозному дорогой перстень с символом мироздания. Перстень приглянулся Орну. Убив и ограбив купцов, опричник зарыл их тела среди старых могил. Через несколько дней во время очередной вакханалии сгинул и Орн в останкинских болотах.

 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #109 : 22 января 2017, 14:31:18 »
А про Бульварное кольцо есть легенды!?  :biggrin:

Найди, это будет интересно

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13935
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #108 : 22 января 2017, 02:09:13 »
А про Бульварное кольцо есть легенды!?  :biggrin:

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42068
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #107 : 20 января 2017, 13:47:01 »
Глядя  на  эти  посольства  и  дома, принадлежащие  иностранцам, у  меня  двойственные  чувства- с  одной  стороны, жаль, что  все  эти  особняки  находятся  в  собственности  других  стран  и  доступны  лишь  избранным,
с  другой  стороны  именно  этот  статус  и  уберег  их  от  уничтожения.
Второе важнее.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #106 : 13 января 2017, 00:31:16 »
Легенда о Жуже
Журналист — опасная профессия, особенно весенней или летней ночью и на Кузнецком мосту.

Именно здесь и в это время является привидение девушки в белом, которое словно летит над мостовой. Это Жужа — француженка Жозефина, которая в начале прошлого века служила модисткой и по совместительству являлась объектом тайной страсти миллионера и мецената Саввы Морозова. Если верить старому преданию, однажды Жужа ехала по Кузнецкому мосту и услышала, как мальчик-продавец газет выкрикивает свежую новость: «Савва Морозов покончил с собой!» Едва взволнованная девушка успела выскочить из экипажа, чтобы прочитать подробности известия, как попала под колеса машины и погибла. На следующий день мальчишку нашли мёртвым в районе Кузнецкого моста, он был задушен женскими чулками — точь-в-точь такими, какие были на Жуже в момент ее гибели. По странному стечению обстоятельств вскоре умерли и три корреспондента той газеты, что сообщала сенсацию о Савве Морозове. Если призрак Жужи увидит женщина, то она наверняка потеряет любимого, но журналистам и продавцам газет лучше вовсе не попадаться мстительному фантому.



Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7409
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #105 : 10 января 2017, 23:09:50 »
Глядя  на  эти  посольства  и  дома, принадлежащие  иностранцам, у  меня  двойственные  чувства- с  одной  стороны, жаль, что  все  эти  особняки  находятся  в  собственности  других  стран  и  доступны  лишь  избранным,
с  другой  стороны  именно  этот  статус  и  уберег  их  от  уничтожения.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38322
    • Просмотр профиля
Re: Мифы и легенды Москвы
« Ответ #104 : 10 января 2017, 00:18:14 »
История посольства Франции
На улице Большая Якиманка, недалеко от Калужской заставы, в 1883 году был построен особняк, владельцем которого был известный промышленник Николай Игумнов. Он всех удивил тем, что выбрал именно это место ля постройки, т.к. оно не было в числе престижных. Соседние дома выглядели убого и портили любые архитектурные замыслы. Этот выбор был обоснован Игумновым тем, что он вырос в этих местах, однако существовало мнение, что особняк специально был возведен отдаленно от людских глаз.
Для постройки мозаичного сказочного дворца владелец ярославской мануфактуры Николай Игумнов нанял архитектора из Ярославля Николая Поздеева. Особняк был возведен в псевдорусском стиле, которого придерживались почти все в то время. Дома, построенные в этом стиле, были очень похожи на терема древности. Вложений на него хозяин не жалел, его материальное положение позволило заказать кирпич в Голландии и привезти его оттуда, а кафель был изготовлен на фарфоровом заводе Кузнецова. Архитектор постарался на славу и смог соединить в единое целое все декоративные детали. Среди которых были и колоколенки, и колонны, даже шатры и сводные арки. Однако судьба этого изумительного строения благополучно не сложилась. Вся эта красота подверглась жесткой критике со стороны представителей московской архитектуры. Разочарованный Игумнов отказался оплатить те расходы, которые превышали сметные данные. Не ожидавший такого поворота событий и, не выдержав унижающего напора общества, архитектор Поздеев покончил жизнь самоубийством.

Сразу же после трагических событий вокруг дворца пошли слухи и появились легенды. По одной из них Игумнов завел себе в любовницы девушку – танцовщицу. Она была молода и привлекательна. Спустя некоторое время хозяин застал ее с другим мужчиной и, не потерпев измены, подверг ее жестокой смерти, замуровав заживо в стене. После смерти красавицы в доме, если верить легенде, появился призрак, который не давал спокойно жить обитателям дома.
Существует еще одна легенда. Игумнов в один прекрасный момент решил удивить своих часто приходящих гостей. Для этого он выстелил полы из золотых монет, на которых был изображен профиль императора. Приходящие в дом люди, не по собственной воле ногами наступали на него. О столь пренебрежительном отношении к представителю царской власти вскоре узнали в Петербурге. Возможно, именно это послужило причиной скорого отъезда Игумнова из Москвы в свое южное имение. Прошло еще немного времени, и наступила революция.

Владельцы здания после отъезда Игумнова постоянно менялись. В 1917 году там начал свою работу клуб фабрики «Гоcзнак». Но уже в 1925 году их оттуда выселили, и во владение вступила лаборатория по изучению мозга. Первый мозг, над которым там работали, был мозг умершего Владимира Ленина. Возглавить данное учреждение пригласили немецкого нейробиолога Оскара Фогга. Спустя три года лаборатории повысили статус, и она стала называться Институтом мозга. Целью работы лаборатории было выявить отличия анатомического строения мозга простого человека от строения мозга тех людей, которые считались выдающимися личностями, гениями и попытаться создать сверхчеловека. Постепенно в Институте мозга появилась целая коллекция мозгов таких людей. К 1934 году тут появились, если верить статье, опубликованной в «Правде», мозги Клары Цеткин, Цюрупы, Луначарского, Андрея Белого, Маяковского и даже академика Гулевича. Позже коллекцию пополнили мозги Собинова, Станиславского, Максима Горького, ученых Павлова и Мичурина, Эдуарда Багрицкого, Циолковского, революционера Калинина, Кирова, Куйбышева и Крупской.

С 1938 года и по сей день зданием владеет посольство Франции. В 1979 году к нему был сделан пристрой, здание канцелярии. Оно уже более современное, с эркерами и складчатыми окнами. Но, если присмотреться к нему более пристально, то можно заметить, что оно темно – красного цвета, имеет ступенчатые очертания, здание с этой точки зрения очень напоминает мавзолей.

А строительством мавзолея занимался в свое время архитектор Алексей Щусев. Этот еще тогда молодой человек в конце XIX века приехал в Москву и был никому не известен. Однако, увидев выделяющийся на общем фоне особняк Игумнова, он был настолько впечатлен, что принял твердое решение стать архитектором. А в 1924 году, уже, будучи довольно знаменитым мэтром архитектуры в Москве, он стал автором темно – красного здания на Красной площади, которое изначально было деревянным, а потом переделано в каменное.

 
.