ДЛЯ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ : " Новое содержание образования на основе принципов метапредметности . " Задача современного учителя − научить творчески мыслить школьников, вооружить их таким важным умением, как умение учиться . Школа должна научить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения. Учителю нашего времени необходимо стать конструктором новых педагогических ситуаций, заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
•стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
•исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
•проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
•сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
•моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
•конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
•прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метазнания включают в себя философию предмета . Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.
Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного мира. К числу общих проблем, относятся : эволюция жизни на Земле , пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
- навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
- критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
- творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;
- регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:•развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
•мыследеятельностная педагогика;
•коммуникативная дидактика;
•эвристическое обучение;
•логико-смыслового моделирования;
•школа М. Щетинина и других.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
По мнению педагогов общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической , исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
•развивающего обучения;
•критического мышления;
•ТРИЗ ;
•технологический компонент личностно-ориентированного урока;
•общеучебные умения и навыки .
Принцип метапредметности состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, граф, схем «фишбоун» (технология «за и против»), различных графических моделей знания, использование приемов сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты .
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметный подход нашел отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в которых определены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, выделены учебные задачи и ситуации.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. На метапредметных уроках ученик не запоминает, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, открывая эти понятия заново.
Метапредметные результаты изучения курса географии 6, 7 классов.Регулятивные (учебно-организационные): •ставить учебную задачу под руководством учителя;
•планировать свою деятельность под руководством учителя;
•работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•работать в соответствии с предложенным планом;
•участвовать в совместной деятельности;
•сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
•оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические: •выделять главное, существенные признаки понятий;
•определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
•сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
•высказывать суждения, подтверждая их фактами;
•классифицировать информацию по заданным признакам;
•выявлять причинно-следственные связи;
•решать проблемные задачи;
•анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
учебно-информационные:•поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы,схемы;
•качественное и количественное описание объекта;
•классификация и организация информации;
•создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 классов
Регулятивные (учебно-организационные): •Ставить учебные задачи.
•Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.
•Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.
•Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
•Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
•Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические: •Классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
•Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
•Систематизировать информацию;
•Структурировать информацию;
•Определять проблему и способы ее решения;
•Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
•Владеть навыками анализа и синтеза;
учебно-информационные:•поиск и отбор необходимых источников информации;
•представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
•перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
•использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
•создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
•составление рецензии, аннотации.
Коммуникативные:•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Литература:1.Валькова, Г. Логико - смысловые модели - дидактическая многомерная технология / Г. Валькова, Ф. Зайнуллина, В. Штейнберг // Директор школы. - 2009. - № 1.
2.География : Примерные программы по учебным предметам : 6-9 классы. – М. : Просвещение, 2015.
3.3. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Знак". - М., 2001. - 285 с.
4.4. Громыко, Н. В. Метапредмет "Знание". - М., 2001. – 540 с.
5.5. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Проблема". - М., 1998. - 376 с.
6.Громыко, Н. В. Обучение схематизации : сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. – М., 2005.
7.Громыко, Н. В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М. : Институт опережающих исследований, 2010.
8.Громыко, Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С - Пб, 2009. – 30с.; http: //
www.teacher-of-russia.ru.
9.9. Ковалева, Г.С. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ // Г.С. Ковалева, Э. А. Красновский, К. А. Краснянская, О. Б. Логинова, О. А.Татур // www. standart. edu. ru/.
10.Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение : теория и технологии реализации в учебном процессе : Автореф. дисс. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2009. - 35 с.
11.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.
12.Крылов, А. И. Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС / Вестник кафедры географии ВСГАО. - 2010. - № 1 (1).
13.Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3 - 6.
14.14. Федорова, С. Ш. Технология присвоения метазнаний // http: // www. festival.1september.ru/articles/100689/.
15.15. Фоменко, И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности // http: // www. fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
16. Хуторской, А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - № 7. – С.15 - 22.