Сокращённый текст выступления.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в апреле 2016 г утвердило Концепцию преподавания русского языка и литературы.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации формирует гражданское, культурное, образовательное пространство страны и является языком межнационального общения.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература, выполняя три важнейшие функции: познавательную, нравственную и воспитательную - посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Проблемы изучения русского языка и литературы
1. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета "Русский язык" не обеспечивает формирование навыков устной и письменной речи, ученики часто не могут применить знания в практической деятельности.
В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется литературоведению. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст. Мало произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, что очень важно для воспитания и интеллектуального развития обучающегося.
Требуют совершенствования методики и приемы обучения русскому языку и литературе.
Основные направления реализации Концепции
1. Русский язык
Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков;
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
- формирование грамотности устной и письменной речи;
- формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
- использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
- использование информационных ресурсов ( печатные и электронные словари, поисковые системы и т.д.).