- " Почему важно и необходимо на уроках географии и биологии в 21 веке формировать понятийное мышление ? " -
Ответ З.Н. А.( учителя высшей категории , психолога , логотерапевта ) : Зачем и для чего мы на уроках географии и биологии формируем понятийное мышление ?
В современную эпоху требуется и дальнейшее совершенствование формирования географического , экологического мышления в школе. Оно должно быть абстрактным и конкретным.
Комплексная система экологических знаний свидетельствует о сформированности словесно-логического и абстрактно-логического понятийного мышления в географии , в противовес клиповому фрагментарному мышлению .Можно говорить об определенном "генетическом коде" каждой геосистемы Земли , каждого ландшафта . Особенно важной в развитии географического понятийного мышления является пространственно-временная парадигма.Неразделимость времени и пространства- координат жизнедеятельности человека и общества, развития природы - важнейшая составная часть понятийного мышления в географии.
Понятийное мышление является условием совершенствования системы географического мышления .
Выделяют следующие черты сформированного у ученика географического мышления: пространственный, территориальный подход;
комплексность знаний о предмете , системность понятий , максимальная степень синтеза - выявление взаимосвязей между различными характеристиками территорий Земли .
Ученые в 21 веке выделяют в качестве главных направлений географического мышления следующие:
- системность в осмыслении географических явлений и процессов;
- динамическая и историческая направленность географического мышления;
- экологизация географического мышления, осознание единства мира;
- повышение точности и логической стройности географического мышления, унификация понятийного аппарата географии с системой общенаучных понятий.
Для того , чтобы была осуществлена сформированность процессов географического понятийного мышления , необходимо умение устанавливать отношения между понятиями , умение устанавливать причинно-следственные связи между географическими и биологическими объектами и явлениями;
умение классифицировать, анализировать и синтезировать;умение обобщать, сравнивать явления и объекты, выделять существенные признаки .