Женщины в искусстве
Берта Моризо (фр. Berthe Morisot; 14 января 1841, Бурж – 2 марта 1895, Париж) – французская художница, единственная женщина, принимавшая участие в самой первой выставке импрессионистов. Художница, которую в отличие от ее коллег-мужчин благосклонно принимали в парижском Салоне шесть лет подряд и которая примкнула к группе «отверженных», уже будучи известной.
Особенности творчества художницы Берты Моризо: уютные, семейные, лирические сюжеты картин Берты Моризо убаюкивают и нежно скрывают огромный художественный темперамент. Принимая основные технические принципы всей группы художников-импрессионистов, Берта Моризо часто оказывается намного смелее и резче в их воплощении – незаписанные участки полотна, вызывающая эскизность и нарочитые крупные мазки.
О жизни Берты Моризо нужно рассказывать на современных женских тренингах, посвященных гармоничному сочетанию карьеры и призвания с исключительной репутацией, счастливым браком и материнством. Если ко всему этому добавить завораживающую красоту, искренних, преданных друзей-художников и писателей, активное участие в одном из самых смелых и дерзких проектов в истории живописи, ни одна участница тренинга не поверит, что Берта Моризо – реальный человек. Решат, что это миф, выдуманный для наглядности.
На самом же деле все так и было.
Берта была одной из трех дочерей высокопоставленного чиновника господина Моризо, префекта города Бурже. Когда девочке было 10 лет, отцу предложили престижное место в Счетной палате – и вся семья перебралась в Париж. Сестры получили разностороннее и на удивление глубокое образование, причем музыке, литературе и живописи уделялось особое внимание.
Берта Моризо – счастливая художница, которую поддерживали родители и которая росла в одном доме со своей самой большой подругой, коллегой-художницей, а в будущем любимой моделью – с сестрой Эдмой. Чтобы оценить тот подвиг, который совершили родители Моризо, построив в доме художественную мастерскую для девочек, нужно знать особенности эпохи. Это было время, когда женщинам запрещали учиться в школе изящных искусств, время, когда женщине неприличным считалось созерцать и тем более писать обнаженную натуру, а писать мужчину даже одетым не рекомендовалось. А они взяли и построили дома настоящую художественную мастерскую и отдали Берту и Эдму учиться живописи в мастерскую к одному из метров – Камилю Коро.