Детей можно и нужно заставлять работать. Парламентарии о трудовом воспитании в семье и школе
В Совете Федерации пройдет заседание Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». «Сегодня как никогда необходимо поддерживать и укреплять институт семьи», -заявил по этому поводу председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
Одной из обсуждаемых на заседании тем был вопрос о трудовом воспитании детей и подростков. Так, Галина Осокина, ответственный секретарь Вологодского областного отделения Национальной родительской ассоциации (НРА), отметила, что сейчас на первый план выходит не столько защита здоровья детей, сколько проблемы воспитания – и, в частности, воспитания трудового. «Родители должны осознать свою ответственность за то, что происходит сегодня с их детьми. Стало считаться, что не только дома, но и в детских домах, и в школе дети не должны работать. Я уверена, что если нет привычки к труду, то молодой человек или девушка не буду стремиться в 20–25 лет работать», - сказала она.
В советское время считалось совершенно нормальным, когда подростки (в том числе и не из самых бедных семей) на каникулах подрабатывали – почтальонами, дворниками, на уборке овощей или фруктов и т.п. Существовали также трудовые лагеря, в которых дети не только отдыхали, но и занимались общественно-полезным трудом. Сейчас это редкость. Ушли в прошлое и другие практиковавшиеся в прошлом формы привлечения школьников к труду, а никакой замены им не появилось. В то же время во многих зарубежных странах, в том числе в таких богатых, как США и Япония, старшеклассник, подрабатывающий во внеучебное время – скорее норма, чем исключение.
Как, на ваш взгляд, следует воспитывать в детях привычку трудиться и нужно ли это делать? Как вас в детстве приучали к труду? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
Сюжеты: Парламентарии комментируют
Александр Борисов
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Псковская область)
19.02.2015 02:30
Я рос в деревне в Псковской области, потому трудиться начал рано. Каждое лето, начиная с 12 лет, я работал в разных строительных организациях – таскал кирпичи, доски, что-то красил. Для меня это было естественно – другого я и не представлял. Плюс в течение учебного года в школе мы собирали макулатуру, металлолом, ходили на субботники, участвовали в тимуровской работе, у нас были серьезные уроки труда, на которых девочек учили шить, готовить, а мальчиков – слесарничать, плотничать. До сих пор помню, как я точил болванки.
Как мы тогда говорили, «ученье - свет, а неученье – это чуть свет и на работу!»
С другой стороны, но это я уже позже понял, всегда хорошо владеть каким-нибудь ремеслом. Жизнь по-всякому может обернуться, у меня же и токарные навыки есть, и водительские права категории не только «В», но и «С» - могу водить грузовые машины. Сейчас детей к труду не очень приучают: и школы уже этим ни так занимаются – в некоторых даже уроков труда нет, и родители тоже не уделяют этому моменту внимания. Хотя сегодня понятие «труд» расширилось: он может быть не только физическим, но и интеллектуальным, творческим. Нужно объяснять ребенку, что если не будет ремесла, может оказаться так, что не будет и способа зарабатывать деньги.
Сейчас в эпоху рынка, товарно-денежных отношений формы труда расширились. Это раньше была сопричастность во всем. Условно говоря, если ты кидал уголь в кочегарку, значит, имел отношение и к полету Гагарина тоже. Сопричастность и сегодня должна быть – мой труд и сегодня должен вливаться в труд моей республики. Просто формы труда теперь разнообразнее: либо ты на кого-то работаешь, либо на себя, либо какую-то услугу создаешь.
А сопричастность, кстати, может и должна быть еще и духовная.
http://regions.ru/news/2545792/