Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Anna_Danilova

Страницы: [1]
1
1. Решая задачи литературного образования, учитель литературы опирается на общепедагогические и частные методические принципы. Педагогические и методические - это общие, основные и направляющие положения, которые возникли в результате анализа научно-педагогических закономерностей и практического опыта преподавания литературы. Изучение литературы в школе опирается на следующие ведущие педагогические, или дидактические принципы: 1) Научность - рассмотрение темы с позиции современного литературоведения. 2) Системность и планомерность - четкое следование программам, в которых эти принципы заложены. 3) Ведущая роль учителя при сознательной и активной деятельности учащихся - установление субъективных отношений на уровне литературы. 4) Доступность - изучаемый материал должен быть доступен ученику данного возраста. 5) Межпредметные связи - взаимосвязь литературы с другими школьными дисциплинам. 6) Наглядность - углубление анализа произведения, показать отличие литературы от других видов искусств, создание эмоционального фона урока. 7) Воспитательная направленность процесса обучения.
Частные принципы: 1) Преподавание литературы как искусства слова. 2) Анализ художественного произведения в единстве формы и содержания. 3) Принцип историзма. 4) Принцип традиций и новаторства в творчестве конкретного писателя, что позволяет школьникам проследить развитие литературы как единого процесса. 5) Межпредметные связи. 6) Усвоение основных понятий по истории и теории литературы. 7) Осмысление историко-культурных сведений и нравственно-эстетических представлений, т.е. изучение литературы в культурологическом и этическом контексте.  8) Овладение богатейшими выразительными средствами русского языка.

2. Развитие речи осуществляется в двух направлениях: развитие устной и письменной речи. Оно должно проходить на основе речевой деятельности - это активный целенапрвленный процесс создания и восприятия высказываний. Принципы развития речевой деятельности: 1) взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественного, эстетического и речевого развития школьника; 2) органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе; 3) разнообразие методических форм и приемов; 4) соблюдение преемствености речевого развития с предыдущими классами;  5) практическая направленность работ по развитию речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам искусства; 6) систематический характер работы; 7) учет межпредметных связей. Основные направления по речевому развитию: 1) словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения; 2) обучение различным видам и жанрам монологического высказывания на разные темы; 3) организация диалогического общения; 4) создание речевых ситуаций. Виды: проблемные; художественно-игровые (общение с героями в воображении); фантастические (перевоплощение в героя). 5) активизация межпредметных взаимодействий в аспекте речевой деятельности.
Развитость речи учащихся зависит от общего речевого режима школы, насколько активно учителя вовлекают учеников в речевую деятельность. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово - уточнить его, подобрать синонимы и т.д. Если активный словарь школьника примитивен, у ученика не хватит слов для выражения мысли. Необходимо его расширять - в старших классах и за счёт терминов, книжных оборотов. Необходимо не только находить слова, но и связывать их. Это умение предполагает освоение грамматического строя русского языка. Основной формой развития связной речи в 4-7 классах является пересказ. Речь всегда обращена к слушателю. Выступающий должен предвидеть реакцию слушателя и быстро реагировать. Устное выступление должно иметь свою завязку, развитие мысли, кульминацию и вывод. В сообщении не должно быть ничего лишнего. Оно должно быть логичным, речь - выразительной. Формы работы - выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, работа с ремарками, сопоставление текстов, доклады, выступления.

Страницы: [1]
.