УМЕРЛА АВТОР РОМАНА "УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА" ХАРПЕР ЛИ
Писательнице было 89 лет
Писательница Харпер Ли вошла в историю как автор одной книги. Но это была одна из главных книг ХХ века и один из любимых романов американского народа. "Убить пересмешника", рассказ об адвокате Аттикусе Финче, защищающем ложно обвиненного в изнасиловании чернокожего, по результатам разнообразных опросов то и дело оказывается лучшей книгой ХХ века. Вот так, ни больше ни меньше. Британские библиотекари в 2006 году поставили ее выше Библии в списке книг, "которые каждый взрослый должен прочесть перед тем, как умрет".
История создания "Пересмешника" описана в деталях. Ли работала в представительстве авиакомпании, очень хотела стать беллетристкой, сочиняла рассказы и в 31 год принесла в издательство J. B. Lippincott & Co. роман "Пойди, поставь сторожа". Рукопись попала в руки прекрасного редактора Тей Хохофф, которая посоветовала Харпер Ли повременить с публикацией "Сторожа" и написать другой роман - о детстве героини. "Пересмешника" Ли сочиняла едва ли не в муках, он никак не получался - однажды она в истерике выбросила рукопись из окна и в слезах позвонила Хохофф (которая приказала немедленно идти на улицу и собирать лежащие в снегу страницы). Но, наверное, даже Хохофф при всем ее таланте и прозорливости не предполагала, что на долю книги выпадет такой успех: она стала бестселлером, Ли через год получила Пулитцеровскую премию, еще через год экранизация
"Пересмешника" стала большим хитом в американском прокате (Грегори Пек получил за главную роль "Оскар", и сорок лет спустя Американский киноинститут назвал его Аттикуса Финча "величайшим киногероем XX века").
Новых романов от Харпер Ли не дождались.
То она помогала своему коллеге и другу детства Трумену Капоте собирать материал о жестоком убийстве мирной канзасской семьи (получившаяся книга, "Хладнокровное убийство", считается эталоном документального романа). То сама пыталась написать документальный роман о другом серийном убийце. То все-таки бралась за художественную литературу - и, не удовлетворенная тем, что получалось, бросала начатое. Уже в 2000-е она объявила, что сказала в "Пересмешнике" все, что хотела, и больше писать ничего не будет.
Но год назад о Харпер Ли заговорили вновь: рукопись романа "Пойди, поставь сторожа" была обнаружена ею в архиве и передана в издательство. Публикации ждали с огромным нетерпением, еще до выхода "Сторож" возглавил списки бестселлеров сайта amazon.com, первоначальный тираж составил колоссальные два миллиона экземпляров. Но в результате критики сошлись на том, что это - любопытный, но далекий от совершенства дебютный роман, который трудно поставить рядом с "Убить пересмешника".
Остается только гадать, что еще Харпер Ли могла дать литературе и человечеству. Может быть, другой редактор смог бы вытащить из нее другую выдающуюся книгу. А может быть, действительно все, что она могла сделать, сделала в конце 50-х, когда писала "Пересмешника"? Мало это или много - создать всего одну книгу, но изменившую сознание миллионов людей?