Данная работа предназначена для учителей, преподающих по общему учебному пособию по английскому языку.
Пособие используется с учётом следующего:
– количество учебных часов в неделю – до 4-х для начальной школы и до 6-ти - в средней и страшей;
– домашние задания задаются из расчёта 1/2 времени классного занятия.
– предназначенный для зрительного восприятия учебный материал записан и должен прорабатываться как зрительно, так и на слух и (особенно на первом этапе) – аудио и визуально одновременно;
– предложенные авторами учебные материалы – ролевые игры, песни, слайды, фильмы – планируются учителем для подключения в учебный процесс регулярно, в зависимости от цели данного учебного занятия.
Пособие построено по тематическому признаку и разделено на юниты(главы). Каждый юнит делится на четыре (4) следующие части (Parts):
1. Vocabulary and Speech.
2. Grammar. Pronunciation.
3. Reading. Writing. Free Speech.
4. Distance Learning. Audio and Visual Aids.
Метод, используемый в данном пособии, является комплексным, а значит, позволяет наиболее полно раскрыть потенциал и индивидуальные особенности ученика.
Данная работа включает в себя многолетний практический опыт работы с пособием, опираясь на концепцию и традиции Школы-ВУЗа.
Рассмотрим для начала планы занятий по английскому языку в начальной, средней и старшей школе.
План урока в начальной школе
1) Организация занятия (сбор, приветствие, объявление плана)
2). Warming Up (Разминка и настройка речевого аппарата, фонетическая зарядка, акцент на интонации прослушивание трека, повторение за диктором, чтение и контроль)
3) Работа с упражнениями, Drill
4) Свободная речь (или выход на нее)
5) Подведение итогов. Выставление многофакторной оценки. Домашнее задание
Общее время одного занятия - 40 минут.
План урока в средней и старшей школе
I часть (40 минут)
1) Организация занятия (сбор, приветствие, объявление плана)
2). Warming Up (Разминка и настройка речевого аппарата, фонетическая зарядка, акцент на интонации прослушивание трека, повторение за диктором, чтение и контроль)
3) Работа с упражнениями, Drill (база)
II часть (40 минут)
1) Свободная речь (креатив, дебаты, дискуссии)
2) Подведение итогов. Выставление многофакторной оценки. Домашнее задание
Общее время одного занятия – 80 мин.
Рассмотрим теперь каждый этап в прикладном контексте.
I. Организация занятия При организации занятия учитель настраивает учеников на работу, оглашает план работы и вводит учеников в ситуацию иноязычного общения простыми, но настраивающими на использование английского языка вопросами:
- How are you today?
- What’s the weather like today?
- What’s the date today? Это лишь приблизительный список вопросов, которые можно задать детям, многое зависит от фантазии и креатива самого учителя.
На данном этапе мы используем исключительно английскую речь. Также не стоит отводить данному этапу большое количество времени, стоит ограничиться 2-3 минутами.
II. Warming Up Данный и следующий за ним этапы занятия проводятся исключительно в ЛУР-ах. ЛУР - Лаборатория Устной Речи, специальные лингафонные кабинеты, оборудованные техникой для работы с аудиоматериалами. Работа в наушниках позволяет обеспечить абсолютную и непрерывную занятость каждого ученика, убирает момент психологического напряжения в момент говорения, позволяет концентрироваться на индивидуальном выполнении заданий на комфортной для каждого ученика скорости. Использование данных кабинетов позволяет обеспечить индивидуальный поход к обучению английскому языку (смотри концепцию Школы-ВУЗа). Общее время работы в наушниках в ЛУР-ах составляет 10-15 минут для начальной школы и 20-25 минут для средней и старшей школы.
На данном этапе учащиеся работают с главным текстом (Main Text), повторяя на скорости диктора необходимую информацию. Учитель слушает и подключается к каждому ученику, помечает и комментирует фонетические или интонационные ошибки, корректирует навыки чтения и аудирования. При прослушивании учащихся следует давать индивидуальные комментарии, не прерывая деятельности остальных учеников. Главный текст - источник активного словарного запаса учащихся по теме проходимого юнита, поэтому знание этого текста должно быть on the tip of the tongue.
Рекомендация по времени – 5-10 минут.
III. Drill Drill - этап работы с комплексом лексических и грамматических упражнений, направленных на автоматизацию навыков чтения, говорения и письма, также называемый "базой". Большое внимание стоит уделить работе с аудиоматериалами в наушниках. Аудиоматериалы - это сборник записей упражнений, регулярно повторяя которые, ученик на имитационном уровне овладевает лексикой и грамматикой английского языка, учится работать с интонацией и произношением, а также развивает умение работать на скорости. На уроках учитель не столько работает с данными материалами, сколько контролирует качество их отработки дома учащимися. Обычно достаточно опросить 1-2 учеников, пока остальные работают в индивидуальном порядке.
На данном этапе занятия основная задача учителя – довести репродуктивную речь учащихся до автоматизма, тогда для ученика будет возможен выход на так называемую продуктивную, свободную речь. На этапе дрилла также необходимо использовать наушники и аудиоматериалы. Ученики на своей скорости отрабатывают лексические и грамматические упражнения, однако учитель не должен давать возможность расслабиться – важно следить за учениками, комментировать их успехи или ошибки, не давать останавливаться. Если сильные ученики закончили быстрее остальных, необходимо обеспечить им дополнительные задания из списка, либо попросить повторить сделанное еще несколько раз. Слабых же, при крайне низкой скорости, тоже нужно вовремя тормозить – если не уложился к сроку, то следует дополнительно отрабатывать материал дома.
Письменная же часть работы лучше всего проходит в режиме Доска-Тетрадь, когда 1-2 ученика выходят к доске, а остальные работают в своих тетрадях. Также учитель дает задания по типу «перепиши текст, словосочетания, предложения по памяти». Развитие навыка письма крайне важно, так как многие учащиеся в настоящее время утратили навык грамотной работы с текстом.
Рекомендация по времени на данном этапе вариативна, но может занимать 10-15 минут.
IV. Свободная речь Самый сложный с точки зрения организации этап урока, иначе называемый "креативом". Креатив подразумевает под собой продуктивную речь учащихся, вывод пассивного словарного запаса в активный. Учащиеся на данном этапе составляют собственные монологические высказывания, разыгрывают диалоги, участвуют в дебатах и дискуссиях.
При регулярной работе с аудиоматериалами дома, дриллом и отработкой текстов по теме юнита, учащиеся смогут на основе изученного материала составить свои высказывания в рамках пройденной темы. Помочь учителю на данном этапе могут специальные лексические упражнения, а также задания на описание картинок и ситуаций в разделе грамматика. Существуют дополнительные тексты, чтение которых позволит расширить словарный запас учеников. В зависимости от количества проведенных занятий учитель может расширять список вопросов, усложнять задания по построению своих монологических или диалогических высказываний – вплоть до финальной устной презентации своего монолога, «топика», на пройденную тему.
На данном этапе мы максимально используем английскую речь, а также стоит поощрять языковую активность учеников: не слишком активно обращать внимания на грамматические или фонетические ошибки, как в случае с дриллом, а дать ученикам возможность проявить себя. Также в случае со слабыми учениками необходимо давать им возможность выступать в последнюю очередь – это снимет стресс и позволит сначала услышать ответы других учеников и подготовиться к ответу. Рекомендуемое время – 8-10 минут для начальной школы и 25-30 минут для средней и старшей школы.
V. Подведение итогов. Домашнее задание Крайне важный этап с точки зрения психологии и воспитания, поэтому ни в коем случае не стоит убирать подведение итогов из своего плана. Позволяет индивидуально оценить деятельность каждого ученика в ходе занятия, дать мотивацию работать над собой и улучшать результаты. На данном этапе крайне важно помнить о многофакторной оценке, то есть о возможности оценить каждую деятельность ученика за каждый этап урока. На данном этапе методически оправданно использование родного языка, так как это позволит лучше донести до ученика информацию о том, над чем следует более усердно поработать.
Помимо выставления оценок, учитель также должен дать четкую инструкцию по выполнению домашнего задания. Домашнее задание обязательно должно в себя включать устную и письменную работу, которая составляет 50% от пройденного на уроке материала. В случае устной части, а именно аудиоматериалов, учитель должен особенно сконцентрировать свое внимание на обязательности данного пункта – каждый урок проверять и оценивать прогресс учеников. Также следует отметить необходимость выставления оценок в соответствии с определенными критериями, которые можно найти в приложении к данной методической справке. Рекомендация по времени – 5-8 мин.
В заключении следует отметить, что нет единого формата «идеального» урока, очень многое зависит от личности и подхода учителя к образовательному процессу. Однако постоянная и упорная методическая работа с пособием и использование всех его возможностей (аудиоматериалы, видео, песни, упражнения) – приведут к желаемому результату и позволят нашим детям овладеть английским языком и добиться серьезных успехов.