Низкий уровень математики – удар по научному потенциалу страны 26 августа 2015 Почему уровень математических знаний в стране существенно снизился и что нужно делать, чтобы не допустить дальнейшего падения? Как относятся к этой проблеме эксперты и политики.
Математика для учёного – то же самое, что скальпель для анатома.Несмотря на то, что в 2015 году результаты ЕГЭ по математике улучшились по сравнению с 2014 годом (рост составил 3,14 балла), данные по общей математике чуть-чуть не дотягивают до отметки «хорошо» и составляют всего 3,95 балла по 5-балльной системе.
А показатели российской сборной на 56-й Международной математической олимпиаде школьников в ЧиангМай (Таиланд) обернулись 21-м местом в общем зачете.
Ни одного «золота» не досталось представителям Российской Федерации, школьники из США и Кореи уже вполне ожиданно заняли лидирующие места, но видеть Вьетнам, Перу и Хорватию впереди России весьма волнительно.
Среди причин снижения уровня знаний по этой важной для прогресса страны дисциплины называются разнообразные. В целом принято все валить на сложные времена 80−90-х и даже двухтысячных. Если откинуть общие фразы, то получается, что реформами в образовании, урезанными часами на изучение предмета в школе, непопулярностью технических профессий и отсутствием пропаганды среди молодежи мы привели ситуацию к таким показателям.
СССРовское наследие
В советское время значительные силы были брошены на то, чтобы подготовить большое количество учителей, которые, в свою очередь, будут готовить еще большее количество специалистов: в послевоенное время математика считалась более престижным предметом, чем сейчас.
«Первоклассные советские математики играют гораздо большую роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются достаточно неформальным характером. Подобный научный подход к решению инженерных проблем, возможно, частично объясняет быстрый прогресс в этой области» (Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.).
Не стоит умолять достоинств советской образовательной системы, но «выезжать» за счет наследия уже не первый десяток лет больше не получается. Меняется мир, меняются и потребности.
Александр Кондаков«До сих пор математике обучают по учебникам, выпущенным во второй половине 20-го века, – рассказал в интервью «Rosnauka.ru»
президент ИМОС, научный руководитель ГК «ЛАНИТ Образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Кондаков. − А это была, в основном, инженерная математика, которая в полном объеме отвечала запросам и требованиям экономики, производства, технологиям того периода».
Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменамВ связи с изменениями потребностей бизнеса и современных реалий нужно пересмотреть и подходы к преподаванию этой дисциплины.
«Умение рассчитать процентные ставки по банковскому кредиту важнее знания устройства доменной печи».
«Ни для кого не секрет, что и система высшего образования, и бизнес ставят вопросы по состоянию математического образования для IT-сферы, экономики, медицины, инженерии, − продолжает Александр Кондаков. − Мне импонирует финская система обучения. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Перефразируя одного из отцов финского образования, скажу, что умение рассчитать процентные ставки по банковскому кредиту важнее знания устройства доменной печи».
«В системе общего образования делается акцент на преподавание фундаментальной математики, − поделилась видением проблемы с «Rosnauka.ru» Елена Подгорная, руководитель отдела апробации электронных продуктов компании «Мобильное Электронное Образование», Почётный работник общего образования РФ. − Прикладной − житейский и инжениринговый аспект – особым образом не выделен. Изучение математики становится лишь формальным освоением математических знаний».
Яндекс выявил математическую безграмотность россиян: что и требовалось доказать
В марте этого года Яндекс провел Всероссийскую контрольную по метаматематике, выявив математическую безграмотность населения под символичным названием «Что и требовалось доказать». Большая часть заданий как раз основывалась на современных житейских реалиях, испытуемым предлагалось рассчитать процент по кредиту или время прибытия при движении через несколько часовых поясов. Как это ни прискорбно, но из 12 тысяч участников почти половина не справилась на положительную отметку. Это что же получается? Математическая безграмотность среднестатистического россиянина не позволяет пользоваться математическими знаниями даже на бытовом уровне, не говоря уже о производственных задачах?
Что же делать, чтобы вырастить из школьников настоящих математиков?
Профориентация – не пустые словаТакие показатели складывались десятилетиями при отсутствии правильных ориентиров в обществе и роли государства в этом процессе.
«На закате советской эпохи престиж инженера был крайне низок, – вспоминает заместитель директора «СимбирСофт» Олег Власенко. − В течение 90-х России промышленность, по большому счету, была не нужна. Так же, как не нужны были инженеры. Общественное мнение считало, что важно быть юристом или экономистом».
Не секрет, что еще несколько лет назад на технические специальности проходной балл был столь низок, что туда могли пойти учиться все те, кто больше никуда не поступил.
Среди причин, оказывающих воздействие на уровень подготовки студентов, можно выделить и отток кадров за рубеж, и сложную экономическую ситуацию.
Как и во многих других дисциплинах, специалисты уезжают за границу, и важнейшим механизмом для остановки этого процесса должна стать планомерная работа государства.
Тогда как весь мир снимает границы и обменивается опытом во всех дисциплинах, России приходится несладко в условиях сложившейся в последний год ситуации: экспаты больше не хотят ехать в нашу страну, попросту боятся. Может быть, это откроет новые возможности для российских специалистов, ведь, по традиции, иностранные сотрудники получали большие зарплаты.
Инженер – это звучит гордо
Как говорят пиарщики, лучшая pr-кампания – это реальные похороны. Хотелось бы, чтобы в отношении математического потенциала нашей страны это не заработало. Популяризация и пиар необходимы техническим специальностям, только благодаря большому конкурсу и престижности в вузах можно мотивировать школьников и их родителей обратить внимание на изучение предмета.
«Нужно снимать фильмы и сериалы про жизнь технарей и программистов. Почему есть сериалы про физруков, врачей, охранников, шпану? – возмущается заместитель директора «СимбирСофт» Олег Власенко. − Но мало на ТВ представлены программисты, строители, энергетики и другие инженерные специалисты?».
Выполнять лабораторную работу «не хором»Обучающимся нужно показывать конкретный пример дальнейшего применения их знаний: например, когда урок ведет финансовый аналитик крупного банка и вскользь упоминает, сколько он умудряется зарабатывать благодаря математике, – это может добавить мотивации для изучения предмета.
Елена Новикова«Такой мотивацией может быть знакомство школьников с работой высокотехнологичных компаний, как это происходит, например, в рамках московского проекта «Школа новых технологий», − делится опытом генеральный
директор компании Polymedia Елена Новикова. − Школьники старших классов приходят к нам в компанию на экскурсию и знакомятся с работой наших инженеров, программистов, 3D-визуализаторов, загораются идеей работы в сфере IT под впечатлением от увиденного и задумываются о выборе инженерной или математической специальности. В масштабах страны сейчас очень важна чёткая и внятная концепция профориентационной работы: популяризация технических наук, доступная система дополнительного образования и хорошо подготовленные учителя, для чего стоит активнее использовать потенциал вузовских преподавателей и центров инженерно-технического образования при вузах».
Понимая, что уровень образования в школах снижается, в некоторых организациях принимаются довольно активные меры. Например, во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) проводится конкурс «Материаловед будущего», в ходе которого происходит отбор талантливых детей, проявляющих интерес к материаловедению и желающих получить знания в этой области. По общему мнению представителей конкурсной комиссии, для повышения общего уровня среднего образования необходимо увеличить объем преподавания в школьной программе базовых дисциплин – химии, физики, математики и русского языка.
«Если оценивать проблему в целом, то ключевая задача для нашей страны — возвращение качественного школьного образования, на базе которого уже должно вырасти инженерное образование в высшей школе, − высказал свою позицию генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Каблов. − Надо вернуть в нашу высшую школу практическую составляющую. Чтобы «не хором» выполнять лабораторную работу, когда один делает, а остальные смотрят, а чтобы каждый мог сделать свой сварной шов, отштамповать деталь. Тогда из него вырастет хороший инженер. К тому же, практическим занятиям соответствует большой объём теоретических знаний. Прежде чем студент подойдёт и будет варить шов, он должен рассчитать, предсказать, что будет получено. А когда сделает, то сопоставит: что предполагал и что получил. И пусть объяснит, почему у него получилось не то, что он предсказал».
Делить по интересамНайдется немало гуманитариев, которых в детстве «мучили» техническими дисциплинами. Всем ли детям нужно изучать математику усиленно?
«По моему убеждению, − утверждает
Елена Подгорная, − нужно персонифицировать направленность учебных программ по математике с учетом 3-х категорий обучающихся:
•математика, которая нужна всем гражданам (прикладная житейская математика);
•математика, которая нужна исключительно особо одаренным обучающимся, которые впоследствии будут самореализовываться в области науки;
•прикладная инженерно-конструкторская и экономическая математика, которая уже востребована значительным количеством обучающихся.
Сегодня такое распределение зачастую реализуется лишь в старших классах общеобразовательных школ. Однако целесообразно было бы начинать этот процесс уже в начальной и основной школе. Тогда уровень мотивации освоения знаний будет расти, и не будет причин говорить о низком уровне преподавания математики».
Если учащиеся младшей школы выберут лайт-версию по математике, то поменять ориентированность и догнать тех, кто изучал углубленную программу в средней школе, будет уже очень тяжело. Выбор родителей и детей придется делать один раз и на всю жизнь: здесь встает вопрос о том, насколько объективно можно оценить математические способности ребенка в младшей и средней школе.
Успешным учителям делиться опытом, выводить двоечников на чистую воду
Мер по улучшению ситуации в стране можно предложить немало, самым важным должен стать системный государственный подход к решению проблемы.
«Независимо от результатов сдачи ЕГЭ по математике, считаю, что уровень освоения российских школьников ведущей дисциплины недостаточен. В наших школах есть передовые учителя, которые могут поделиться своими наработками, − рассказала «Rosnauka.ru» руководитель единого Центра развития бизнеса Grand Events Земфира Ксенофонтова. − Предлагаю провести анализ результатов экзаменов и провести круглый стол среди учителей, выпускники которых набрали наивысший средний балл по математике и выигрывали профильные олимпиады. Идеи и успешные наработки оперативно внедрять в образовательную программу. С тем уровнем развития современных детей нельзя преподавать, как вчера. Учителей-участников проекта предлагается поощрять дополнительным премиальным фондом.
Могу предложить несколько вариантов личной заинтересованности ученика в улучшении результатов:
1.внедрение рейтинговой системы оценки учащегося и класса в целом;
2.разработка вариантов контрольных работ и тестовых заданий по количеству учащихся в классе, а не 2-3 варианта заданий;
3.для улучшения внимательности на уроке после разбора новой темы проводить мини-тесты, результаты которых учитываются в рейтинге».
Наводить порядок в школах – это задача не тривиальная. Школы всегда были закрытыми организациями, в которых «рука руку моет», учителям носили конфеты, а родительские комитеты собирали на подарок классному руководителю. Этот нюанс следует учесть, разрабатывая систему реформирования довузовского образования, чтобы контроль проводился извне, не только результаты ЕГЭ должны являться показательными.
Например, с вузами может быть совершенно прозрачный и неоспоримый рычаг воздействия – это связь между финансированием вуза и процентом выпускников, которые работают по специальности.
К чему мы придем, если не обратим внимание на эту проблему?
Конкурс на инженерно-технические специальности в 2014 году составил 6 человек на место, в 2013 году – 5,7 человек на место.
Недавно Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ, констатировал, что среди прочих наблюдается «рост интереса абитуриентов к техническим, инженерным специальностям», что, безусловно, отрадно. Возможно, они смогут восполнить сложившиеся пробелы.
Об итогах приемной кампании 2015 года говорить пока рано, но, например, в МИСиС зафиксирован рост количества абитуриентов на инженерные специальности, однако финансистами и IT-специалистами хотят стать по-прежнему рекордное количество бывших школьников. А сколько юристов и экономистов «наштампуют» из абитуриентов российские вузы, даже и говорить не хочется.
Подробнее:
http://rosnauka.ru/publication/809