Автор Тема: Материалы для сборника  (Прочитано 87156 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5745
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #22 : 06 июня 2016, 22:58:08 »


Николай II Александрович[6 мая (18 мая) 1868 года, Царское Село — 17 июля 1918 года, Екатеринбург], последний российский император (1894-1917), старший сын императора Александра III Александровича и императрицы Марии Федоровны, почетный член Петербургской АН (1876).

Царствование Николая II совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904-1905, что явилось одной из причин Революции 1905-1907, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905 года, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу, начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа.
В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа (5 сентября) 1915 года верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции 1917 2(15) марта отрекся от престола. Николай II расстрелян вместе с семьей. В 2000 канонизирован Русской православной церковью.
Детство. Образование Николая II
(это у Ларисы Николаевны)
Начало карьеры
В 1884 Николай II поступил на действительную военную службу, в июле 1887 приступил к регулярной военной службе в Преображенском полку и был произведен в штабс-капитаны, в 1891 Николай получил звание капитана, а через год — полковника.
На престоле
20 октября 1894, в 26 лет, Николай принял корону в Москве под именем Николая II. 18 мая 1896 во время коронационных торжеств произошли трагические события на Ходынском поле.
 Его правление пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904-05, Кровавое воскресенье, Революция 1905-07 в России, Первая мировая война, Февральская революция 1917).
В период царствования Николая II Россия продолжала (это началось еще при его отце )превращаться в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Николай поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости.
Не будучи по натуре реформатором, Николай II был вынужден принимать важные решения, которые не соответствовали его внутренним убеждениям. Он считал, что в России еще не наступило время для конституции, свободы слова, всеобщего избирательного права. Однако, когда возникло сильное общественное движение в пользу политических преобразований, он подписал Манифест 17 октября 1905, провозглашавший демократические свободы.
В 1906 начала работать учрежденная царским манифестом Государственная дума.
Личность Николая II
Личность Николая II, основные черты его характера, достоинства и недостатки вызывали противоречивые оценки современников. Многие отмечали в качестве главенствующей черты его личности «слабоволие», хотя существует немало свидетельств, что царь отличался упорным стремлением к осуществлению своих намерений, нередко доходящим до упрямства (лишь однажды ему была навязана чужая воля — Манифест 17 октября 1905).
В отличие от своего отца Александра III,  Николай II не производил впечатления сильной личности. Вместе с тем, по отзывам близко знавших его людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей (например, известия о падении Порт-Артура или о поражениях русской армии во время Первой мировой войны он встречал с хладнокровием, поражавшим царское окружение). В занятиях государственными делами царь проявлял «необыкновенную усидчивость» и аккуратность (Николай II, например, никогда не имел личного секретаря и сам ставил печати на письма), хотя в целом правление огромной империей было для него «тяжкой обузой».
Современники отмечали, что Николай II обладал цепкой памятью, острой наблюдательностью, был скромным, приветливым и чутким человеком. При этом больше всего он дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и особенно благополучием своей семьи.
Семья императора
Опорой Николая II была семья. Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) была для царя не только женой, но и другом, советчиком. Привычки, представления и культурные интересы супругов во многом совпадали. Они обвенчались 14 ноября 1894. У них было пятеро детей: Ольга (1895-1918), Татьяна (1897-1918), Мария (1899-1918), Анастасия (1901-1918), Алексей (1904-1918).
Роковая драма царской семьи была связана с неизлечимым недугом сына Алексея — гемофилией (несвертываемостью крови). Болезнь обусловила появление в царском доме Григория Распутина, который еще до встречи с венценосцами прославился даром предвидения и врачевания, он неоднократно помогал Алексею побороть приступы болезни.
Первая мировая война
Переломным рубежом в судьбе Николая II стал 1914 год — начало Первой мировой войны. Царь не хотел войны и до самого последнего момента пытался избежать кровавого столкновения. Однако 19 июля (1 августа) 1914 Германия объявила войну России.
В августе (5 сентября) 1915, в период военных неудач, Николай II принял на себя военное командование. Война обострила внутренние проблемы страны. На царя и его окружение стали возлагать главную ответственность за военные неудачи и затянувшуюся военную кампанию. Распространились утверждения, что в правительстве «гнездится измена». В начале 1917 высшее военное командование во главе с царем Николаем II (совместно с союзниками — Англией и Францией) подготовило план генерального наступления, согласно которому намечалось окончить войну к лету 1917.
Отречение от престола. Расстрел царской семьи
В конце февраля 1917 в Петрограде начались волнения, которые, не встречая серьезного противодействия со стороны властей, через несколько дней переросли в массовые выступления против правительства и династии. Первоначально царь Николай II намеревался силой навести порядок в Петрограде, но, когда выяснился масштаб беспорядков, отказался от этой мысли, опасаясь большого кровопролития.
Некоторые высокопоставленные военные чины, члены императорской свиты и политические деятели убеждали царя в том, что для умиротворения страны требуется перемена правления, необходимо отречение его от трона.
2 марта 1917 в Пскове, в салон-вагоне императорского поезда, после мучительных раздумий Николай II подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который не принял корону.
9 марта Николай II и царская семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 их переправили в Тобольск. В апреле 1918 большевики перевели Романовых в Екатеринбург.
 В ночь на 17 июля 1918 в центре Екатеринбурга, в подвале дома Ипатьева, где узники находились в заточении, Николай, царица, пятеро их детей и несколько приближенных (всего 11 человек) были без суда и следствия расстреляны.
 «Руководил расстрелом комендант Дома Особого Назначения Янкель Хаимович Юровский. Около полуночи 16 июля 1918 года он поручил доктору Боткину обойти спящих членов царской семьи, разбудить их и попросить одеться. Когда в коридоре появился Николай II, комендант объяснил, что на Екатеринбург наступают белые армии и, чтобы обезопасить царя и его родных от артиллерийского обстрела, всех переводят в подвальное помещение.
Под конвоем их отвели в угловую полуподвальную комнату размером 6 на 5 метров. Николай попросил разрешения взять в подвал два стула - для себя и жены. Больного сына император нес на руках. Едва они вошли в подвал, как следом за ними появилась расстрельная команда. Юровский торжественно произнес:
«Николай Александрович! Ваши родственники старались вас спасти, но этого им не пришлось. И мы принуждены вас сами расстрелять…»
Он стал зачитывать бумагу - постановление Уралисполкома.
Николай II не понял, о чем речь, коротко переспросил:
«Что?»
Но тут пришедшие подняли оружие, и все стало ясно. «Царица и дочь Ольга попытались осенить себя крестным знамением, - вспоминал один из охранников, - но не успели. Раздались выстрелы… Царь не выдержал единственной пули нагана, с силой упал навзничь. Свалились и остальные десять человек. По лежащим было сделано еще несколько выстрелов… Дым застилал электрический свет. Стрельба была прекращена. Были раскрыты двери комнаты, чтобы дым рассеялся. Принесли носилки, начали убирать трупы. Когда ложили на носилки одну из дочерей, она закричала и закрыла лицо рукой. Живыми оказались также и другие. Стрелять было уже нельзя при раскрытых дверях, выстрелы могли быть услышаны на улице. Ермаков взял у меня винтовку со штыком и доколол всех, кто оказался живым».
Был час ночи 17 июля 1918 года. В ночной мгле за решеткой окна трещал мотор грузовика, пригнанного для перевозки трупов».
Николай II канонизирован вместе с семьей Русской зарубежной церковью.
 
ВЫСКАЗЫВАНИЯ НИКОЛАЯ II
 - Кругом измена, и трусость, и обман!
 - Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашего разрешения.
 - Я берёг не самодержавную власть, а Россию. Я не убеждён, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу.

     Предлагаю описание расстрела убрать: смотришь фильм,  ужасаешься зверству человека, в том числе (а  точнее - в первую очередь) самих царствующих особ.





Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5745
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #21 : 06 июня 2016, 22:35:10 »


Николай I (1796-1855) — российский император с 1825 года, третий сын императора Павла I, отец российского императора Александра II, почетный член Петербургской АН (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I.
Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826, 1828). В 1837 открыто движение на 1-й в России Царскосельской железной дороге. Были подавлены Польское восстание 1830-1831, революция в Венгрии 1848-1849. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах:
 - Кавказской войне 1817-1864
 - русско-персидской войне 1826-1828
 - русско-турецкой войне 1828-1829
 - Крымской войне 1853-1856.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Николай I родился 7 июля (25 июня по старому стилю)  в Санкт-Петербурге.
Третий из пятерых сыновей императора Павла I, великий князь Николай Павлович не мог рассчитывать на российский престол, и это наложило отпечаток на его воспитание и образование.
(детство я пропускаю – его приготовила Лариса Николаевна)
Николай Павлович — великий князь
В 1817 году состоялось бракосочетание Николая с принцессой Прусской, получившей после перехода в православие имя Александра Федоровна. Весной следующего года родился их первый сын Александр (будущий император Александр II). Великокняжеская семья вела довольно замкнутый и скромный образ жизни, соответствовавший статусу Николая как рядового члена императорской фамилии и его невысокому положению в служебной иерархии. Но уже в 1819 император Александр сообщил брату и его жене, что официальный наследник престола великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату.
Николая потрясло это сообщение, он чувствовал свою неготовность принять груз государственного управления. Ни его образование, ни кругозор этому не соответствовали.
Между тем все документы, подтверждавшие законное право Николая на наследование престола, хранились в глубокой тайне. Внешне ничто не менялось — он по-прежнему не допускался к государственным делам, и даже его военная карьера развивалась очень вяло. Лишь в начале 1825 он занял пост командира 1-ой гвардейской дивизии. Популярностью похвастаться он также не мог, в гвардии его не любили за строгость, доходившую до мелочной придирчивости, и холодное, пренебрежительное отношение к офицерам, уважения он также не мог снискать из-за отсутствия боевого опыта и увлечения бессмысленной шагистикой.
Междуцарствие. Восшествие на престол
Неожиданная смерть Александра I выявила всю сложность и двусмысленность сложившейся династической ситуации. Александр I умер 17 ноября 1825 в Таганроге, и, когда спустя десять дней весть об этом достигла столицы, войска и население были немедленно приведены к присяге императору Константину I. Не имея никакой поддержки, Николай готов был смириться с воцарением старшего брата, однако Константин не желал признавать себя императором.
Николаю пришлось обнаружить недюжинные политические способности, лавируя между недоброжелательно настроенной к нему столичной верхушкой и братом, ведущим себя крайне уклончиво. Получение известия о существовании в армии разветвленного военного заговора заставило его взять инициативу в свои руки и решиться объявить себя императором на основании документов, подписанных Александром в 1823.
В день присяги Николая 14 декабря произошло восстание декабристов — вооруженный мятеж части гвардии под лозунгом незаконности переприсяги. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание, проявив решительность и беспощадность, свойственные ему в минуту опасности. Восставшие были расстреляны из пушек, и порядок в столице восстановлен. Позднее, в начале января 1826, на юге России так же беспощадно было подавлено восстание Черниговского полка. Россия присягнула Николаю I. Члены тайных обществ были арестованы и преданы суду, а пятеро руководителей восстания казнены 13 июля 1826 года.
Царствование Николая I
Николай Павлович основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционным духом и всю свою жизнь подчинил этой цели. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы.
Однако значительно чаще Николай I действовал мирными методами. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, а за все отвечает глава семьи — отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Свое служение Отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению.
Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции.
Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853-1856 продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 стала для него роковой.
Николай I умер 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1855 года в Санкт-Петербурге.
Есть версия, по которой болезненно самолюбивый император, предвидя неизбежный и позорный провал своей внутренней и внешней политики, отравился. В присутствии семьи и в полном сознании 18 февраля(2 марта) 1855 года он скончался.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ НИКОЛАЯ ПЕРВОГО
 - Я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия.
 - Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен.
 -

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38325
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #20 : 06 июня 2016, 22:12:37 »
Добавляем ещё двух царей Михаила  и  Алексея Михайловича podderzka tanec

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5745
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #19 : 06 июня 2016, 22:10:22 »


Александр II (1818-1881), российский император, старший сын Николая I. Родился 17 (29) апреля 1818 года в Москве.
Воспитателями его были генералы Мердер и Кавелин, а также поэт Жуковский, который привил ему либеральные взгляды и романтическое отношение к жизни.
Начало деятельности
В 1837 году Александр совершил длительное путешествие по России, затем (в 1838 году) - по странам Западной Европы.
В 1841 году женился на принцессе Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Марии Александровны. Участвовал в делах империи, став членом Государственного совета, Совета министров и Финансового комитета. Вступил на трон после смерти отца 19 февраля (3 марта) 1855 года.
Поначалу с новой энергией продолжал Крымскую войну, однако затем заключил мирный договор (Париж, 18 (30) марта 1856 года).
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Александр считал, что главной проблемой внутренней политики является система крепостного права; перед депутацией дворян в Москве он заявил (апрель 1856 года), что лучше освободить крестьян, не дожидаясь, пока они сами освободятся.
Одним из первых деяний Александра стало помилование ссыльных декабристов, объявленное во время коронации в Москве 26 августа (12 сентября) 1856 года.
19 февраля (3 марта) 1861 года Александр издал манифест об освобождении крестьянства от крепостной зависимости.
 Эта коренная реформа предваряла другие, не менее существенные: административную, судебную (публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства), преобразование Военного устройства (в особенности Устав о всеобщей воинской повинности), реформу народного образования.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Стремясь наладить отношения с Францией, Александр в 1867 году вел переговоры с Наполеоном III. После падения Второй империи во Франции в 1870 году Александр обратил взоры к Германии и Австрии; в 1872 году он присоединился к союзу трех императоров, который стал краеугольным камнем внешней политики России до заключения франко-русского союза в 1893 году.
В 1877 году политика Турции привела к русско-турецкой войне, закончившейся победой России в 1878 году. Но Александр все же сохранил дружественные отношения с Германией.
При Александре II завершилось присоединение Кавказа. Россия расширила свое влияние на востоке; в Россию вошли Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова в обмен на южную часть Сахалина. Во время Гражданской войны в Америке Александр, вопреки политике Великобритании и Франции, решительно поддержал правительство США. Когда война закончилась, он продал США Аляску и Алеутские острова (1867). Царствование Александра, несмотря на все либеральные реформы, было отмечено ростом революционного движения.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
На жизнь государя неоднократно покушались; в 1880 году он лишь случайно избежал смерти, когда террорист "Народной воли" Степан Халтурин произвел взрыв в Зимнем дворце. В том же году после смерти императрицы Марии Александровны царь вступил в морганатический брак с княгиней Екатериной Долгорукой.
Александр II был убит народовольцами 1 (13) марта 1881 года.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ АЛЕКСАНДРА ВТОРОГО

 - Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно.
 - Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.


Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5745
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #18 : 06 июня 2016, 21:52:58 »
Очень много интересного материала о русских царях. Я отредактировала биографии, но получаются довольно подробные...Может, ещё есть смысл сжать?  Мне все кажется, что и то выбросить жаль, и  :(то...
__________________________________________________________________________________________________

Александр I [12 (23) декабря 1777, Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог], российский император (1801-1825), первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны.

АЛЕКСАНДР I

Детство, образование.
Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия.
Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины.
 Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 году его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.
Восшествие на престол.
Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер.
Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения.
Трагические события 11 марта 1801 года серьезно повлияли на душевное cостояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.
Начало реформ.
Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная "революция сверху" приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти.
Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет "по законам и по сердцу" Екатерины II.
5 апреля 1801 года был создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя
Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования. Он открыл три университета - в Казани, Харькове и Петербурге - и лицей в Ярославле.
Второй этап реформ.
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.
1 января 1810 года был учрежден Государственный совет. В течение 1810-1811 годов в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веря в вину Сперанского, в марте 1812 года отправил его в отставку.
Внешняя политика.
Придя к власти, Александр попытался проводить свою внешнюю политику как бы с "чистого листа". Новое русское правительство стремилось создать в Европе систему коллективной безопасности, связав все ведущие державы между собой рядом договоров. Однако уже в 1803 году мир с Францией оказался для России невыгодным, в мае 1804 года российская сторона отозвала своего посла из Франции и стала готовиться к новой войне.
Александр считал Наполеона символом попрания законности мирового порядка. Но российский император переоценил свои возможности, что и привело к катастрофе под Аустерлицем в ноябре 1805 года, причем присутствие императора в армии, его неумелые распоряжения имели самые пагубные последствия.
При первом свидании с Наполеоном в Тильзите в июне 1807 года Александру удалось проявить себя незаурядным дипломатом и, по мнению некоторых историков, фактически "обыграть" Наполеона. Между Россией и Францией был заключен союз и соглашение о разделе зон влияния. Как показало дальнейшее развитие событий, Тильзитское соглашение оказалось более выгодным именно России, позволив России скопить силы. Существует предположение, что Александр собирался нанести Наполеону упреждающий удар, но после того как Франция заключила союзные договора с Австрией и Пруссией, Россия стала готовиться к войне оборонительной. 12 июня 1812 года французские войска пересекли российскую границу. Началась Отечественная война 1812 года.
Отечественная война 1812 года.
Вторжение наполеоновских армий в Россию (о котором он узнал, находясь в Вильно) было воспринято Александром не только как величайшая угроза России, но и как личное оскорбление, а сам Наполеон стал отныне для него смертельным личным врагом. Не желая повторять опыт Аустерлица и подчиняясь давлению своего окружения, Александр покинул армию и вернулся в Петербург. В течение всего времени, пока Барклай де Толли осуществлял отступательный маневр, вызывавший на него огонь резкой критики как общества, так и армии, Александр почти не проявлял своей солидарности с военачальником. После того как был оставлен Смоленск, император уступил всеобщим требованиям и назначил на этот пост М. И. Кутузова. С изгнанием наполеоновских войск из России Александр вернулся в армию и находился в ней во время заграничных походов 1813-1814 годов.
Священный союз.
Победа над Наполеоном усилила авторитет Александра, он стал одним из могущественнейших правителей Европы, ощущавшим себя освободителем ее народов, на которого возложена особая, определенная Божьей волей миссия по предотвращению на континенте дальнейших войн и разорений. Спокойствие Европы он считал также и необходимым условием для реализации своих реформаторских замыслов в самой России.
 Император инициировал создание Священного союза (14 сентября 1815 года) - прообраза международных организаций 20 века. Александр был убежден, что победой над Наполеоном он обязан промыслу Божьему, его религиозность постоянно усиливалась.
Послевоенные реформы.
Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. В 1817-1818 годах ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 году Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Тем не менее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-1823 годов.
Усиление реакции.
Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества.
В последние годы жизни Александр вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и "удалиться от мира". Детей у него не было, и престол свой он хотел завещать брату Константину, также принимавшему участие в убийстве отца. Но Константин женился на польке Грудзинской и отказался от прав на престол. Наследником был объявлен Николай.
В 1824 году Александр примирился со своей женой Елизаветой Алексеевной, которая была больна. Врачи отправили ее на юг. В 1825 году Александр поехал с женой в Таганрог, и 19 ноября того же года по России разнеслась весть об его смерти.
В народе появились слухи, что царь не умер, а вместо него везут хоронить в Петербург простого солдата, похожего на царя и убитого шпицрутенами по царскому приказу. Уверяли, что царь уехал в Сибирь, где поселился в ските под именем старца Федора Кузьмича и умер в 1864 году.
Но никаких документальных подтверждений этой легенды не существует.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ АЛЕКСАНДРА ПЕРВОГО.
 - Наполеон или я, я или он, но вместе мы не можем царствовать.
 - Когда я вижу в саду пробитую тропу, я говорю садовнику: делай тут дорогу.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38325
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #17 : 06 июня 2016, 18:08:10 »

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38325
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #16 : 06 июня 2016, 16:16:59 »
Приблизительные  тексты  для  разных видов деятельности (Пётр 1)
                                                                   
***
По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен, окропили святой водой и, благословив, посадили за азбуку. Никита Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел его во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья. Отметили и день, когда началось обучение Петра, - 12 марта 1677 г.

***

Царевич Пётр учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с  картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций.
Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями.

***

Петр I провел реформы государственного управления. Созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург.

***

Петр I использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Приказывал создавать мануфактуры, металлургические, горные и другие заводы, верфи, пристани, каналы. Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.

***

Петр I возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства.
Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.

***

В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на реке Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

***
Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей. Лишь в 1695 он решил предпринять настоящий военный поход на турецкую крепость Азов. Первый Азовский поход закончился неудачей, после чего в Воронеже был спешно построен флот, и во время второго похода (1696) Азов был взят. Тогда же был основан Таганрог. Это была первая победа молодого Петра, значительно укрепившая его авторитет.
***
Вскоре после возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством. Во время его заграничной поездки была заложена основа союза России, Польши и Дании против Швеции. Известие о новом стрелецком бунте заставило Петра вернуться в Россию (1698), где он расправился с восставшими .

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38325
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #15 : 06 июня 2016, 16:01:05 »
Пётр I  и  время его царствования
 
        Петр I Алексеевич Великий. Правил с 1682 по 1725 год. С его именем связана эпоха масштабных преобразований в России. Провел реформы во всех областях русской жизни: государственного управления, армии и флота, церкви, в экономике, финансах, науке и образовании, быту и нравах.
К концу XVII века стало явным отставание России от европейских стран в науке, технике, общественной жизни. Это ставило под угрозу безопасность российских границ, не давало возможности занять лидирующие места среди европейских стран. Петр  понимал, что  Россия  отстает  от  Европы  во  многом: от  умения  строить  современные  корабли  до использования  косы  и пилы, которые  русские до  Петра  не  использовали. Петровское царствование — время утверждения абсолютизма с его идеей «государственной пользы», «общего блага», реализуемой через неограниченную власть монарха и  бюрократический аппарат регулярного государства. Дворянская империя, созданная Петром, сократила отставание России от передовых стран Европы, но эти успехи были достигнуты путем крайнего напряжения материальных и людских сил, путем укрепления крепостнических порядков в стране и вызвали массовое недовольство народа (стрелецкие восстания, восстание в Астрахани, Булавинское восстание).
     Петр был выдающимся полководцем, добившимся крупных побед в ходе Азовских походов, Северной войны 1700—1721 гг. со Швецией, Каспийском походе. Им была решена задача выхода России к морю. «Окно в Европу» означало новый характер связей с мировыми державами. Петр проводил реформы, встречая сопротивление даже близких ему людей, не останавливаясь даже перед расправой над своим сыном царевичем Алексеем. По указу о престолонаследии 1722 г. император сам должен был назначить себе преемника, который в итоге так и не был назван.
     В результате петровских  реформ  была создана  современная  армия, флот, промышленность. Но произошло разделение  общества  на  по-европейски  образованных  и  мыслящих  дворян, которые  постепенно  все  больше  забывают  русскую  культуру  и  даже  на  русском  языке  говорят  с  французским  акцентом, и  большей части  населения, сохраняющих русские традиции.
     Петр  был  прекрасным  организатором, очень  энергичным  человеком. Не  раз  терпел  поражения, но  всегда  с  огромной  энергией  добивался  своих  целей. Вероятнее  всего, без  петровских  реформ  Россия   продолжила  бы  отставание от Европы, как Китай или  Османская  империя, и в итоге стала  бы  колонией  европейских  держав.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42091
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #14 : 06 июня 2016, 15:33:46 »
Николай II (воспитание и образование)
     Николай II — старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Сразу после рождения, 6 мая 1868 года, был наречён Николаем. Крещение младенца было совершено духовником императорской семьи протопресвитером Василием Бажановым в Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца 20 мая того же года; восприемниками были: Александр II, королева Датская Луиза, наследный принц Датский Фридрих, великая княгиня Елена Павловна.
     В раннем детстве воспитателем Николая и его братьев был живший в России англичанин Карл Осипович Хис (Charles Heath, 1826—1900); его официальным воспитателем как наследника в 1877 году был назначен генерал Г. Г. Данилович. Николай получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса; в 1885—1890 годах — по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба. Учебные занятия велись в течение 13 лет: первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса, где особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков (английским Николай Александрович владел как родным); последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Лекции читались учёными с мировым именем: Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, Ц. А. Кюи, М. И. Драгомировым, Н. Х. Бунге, К. П. Победоносцевым и другими. Все они лишь читали лекции. Спрашивать, чтобы проверить, как усвоен материал, не имели права. Протопресвитер Иоанн Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии.
      6 мая 1884 года, по достижении совершеннолетия (для наследника), принёс присягу в Большой церкви Зимнего дворца, о чём извещалось высочайшим манифестом. Первым опубликованным от его имени актом был рескрипт на имя московского генерал-губернатора В. А. Долгорукова: 15 тысяч рублей для распределения, по усмотрению того, «между жителями Москвы, которые наиболее нуждаются в помощи».
     Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах лейб-гвардии гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знания.
      В программу образования входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер «Память Азова» в составе эскадры для путешествия на Дальний Восток. За девять месяцев со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее — сухим путем из Владивостока через всю Сибирь возвратился в столицу России. Во время путешествия Николай вел личный дневник. В Японии на Николая было совершено покушение; рубашка с пятнами крови хранится в Эрмитаже.
      Оппозиционный политик член Государственной думы первого созыва В. П. Обнинский в своём антимонархическом сочинении «Последний самодержец» утверждал, что Николай «одно время упорно отказывался от престола», но был вынужден уступить требованию Александра III и «подписать при жизни отца манифест о своём вступлении на престол».

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42091
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #13 : 06 июня 2016, 15:18:11 »
Воспитание и образование Александра III
     Александр III, император всероссийский, второй сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Родился 26 февраля 1845 года в Аничковом дворце в Петербурге. До смерти своего старшего брата, цесаревича Николая, т. е. до двадцатилетнего возраста, Александр не был наследником престола и воспитывался не как будущий император, а как великий князь, предназначавшийся, главным образом, для военной карьеры. Главным воспитателем его был генерал-адъютант Б.А.Перовский, а образованием его заведовал профессор Московского университета, известный экономист Чивилев, рекомендованный графом С.Г.Строгановым, который был в это время главным воспитателем цесаревича Николая.
     Из учителей раннего периода наиболее выдающимся был академик Я.К.Грот, преподававший обоим братьям с 1853 года русский и немецкий языки, историю и географию. В конце образовательного курса А. были сообщены начала юридических и политических наук приглашенными для этого профессорами Петербургского и Московского университетов, в числе которых был и К. П. Победоносцев, сыгравший впоследствии столь важную роль в царствовании А. В 1861 году ему преподавал курс тактики и военной истории М.И. Драгомиров, будучи еще молодым капитаном. Кроме того, в 1865 и 66 годах А. Александровичу был прочитан известным историком С.М.Соловьевым курс русской истории.
     До восшествия на престол Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, был командующим войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса. С 1868 г. являлся  членом Государственного совета и Комитета министров. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., командовал Рущукским отрядом в Болгарии. После войны участвовал  в создании Добровольного флота – акционерной судоходной компании (вместе с Победоносцевым), которая  должна была содействовать внешнеэкономической политике правительства.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42091
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #12 : 06 июня 2016, 14:57:25 »
Воспитание и образование
Александра II


     Император получил домашнее образование. Наставником его был знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский. Система воспитания Жуковского давала не только общие знания принятого тогда обширного набора предметов и четырех иностранных языков, но и знания сугубо специальные: о государстве, его законах, финансах, внешней политике и формировала систему мировоззрения. Основные принципы воспитания цесаревича выглядели так:
- Где я? Природа, ее законы. В этой части программы естественнонаучные предметы связаны с идеей «Бог в природе».
- Кто я? Учение о человеке, объединенное христианским вероучением.
- Что я был? История, история священная.
- Что я должен? Частная и общественная нравственность.
- К чему я предназначен? Религия откровения, метафизика, понятие о Боге и бессмертии души.
     Кроме Василия Андреевича, учителями молодого Александра  были  важные деятели при дворе.
Учителем Закона Божия и Священной истории будущего императора был протоиерей Герасим Павский (до 1835), военным инструктором — Карл Карлович Мердер, а также: М. М. Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя политика), академик Коллинз (арифметика), К. Б. Триниус.
     Александр чувствовал свою неготовность к своей будущей деятельности, к трону.
От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать. Но совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. К 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Отношение его к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи.
     Получаемые знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837-39 годах по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию, подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.

     С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом», имел профессиональную военную подготовку. В последние годы царствования императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.
http://reforms-alexander2.narod.ru/family.html


Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42091
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #11 : 06 июня 2016, 14:37:15 »
НИКОЛАЙ I
Детство, воспитание, образование

      Николай родился 6 июля 1796 года. "Говорят, мое рождение доставило большое удовольствие, так как оно явилось после рождения шести сестер подряд", - писал впоследствии сам Николай Павлович в воспоминаниях о младенческих годах. Императрица Екатерина Алексеевна в то время была еще жива и успела от сердца порадоваться новорожденному. Она вынесла его на балкон и сама показывала народу.
Новорожденный Николай и впрямь выглядел этаким маленьким богатырем – он приводил впечатлительную Государыню в восторг.
     И наконец – Императрица отмечает в разговоре с Салтыковым: "Я стала бабушкой третьего внука, который по обыкновенной силе своей предназначен, кажется мне, также царствовать, хотя у него и есть два старших брата".

      Великих князей Александра и Константина Екатерина Алексеевна растила и воспитывала сама. Николаю же успела лишь подивиться, предсказав его будущее царствование, о котором тогда странно было и помыслить – по закону не только Александр и Константин, но и их сыновья, если бы они родились, могли бы навсегда отдалить Николая от Престола. Так что Наследника в третьем сыне Государя Павла Петровича изначально не видел никто.

      После смерти императрицы Павел Петрович мог сам заботиться о своем младшем сыне. Он сам с ним гулял и играл, проявляя в общении с ребенком присущую ему от природу простоту и ласковость нрава, которые не были вконец уничтожены его вспыльчивостью и неровностью характера.

     "Отец мой нас нежно любил; - вспоминал сам Николай Первый, - однажды, когда мы приехали к нему в Павловск, к малому саду, я увидел его, идущего ко мне на встречу со знаменем у пояса, как тогда его носили, он мне его подарил; другой раз Обер-Шталмейстер граф Ростопчин, от имени отца, подарил мне маленькую золоченую коляску с парою шотландских вороных лошадок и жокеем".
     "Я не помню времени переезда моего отца в Михайловский дворец, отъезд же нас, детей, последовал несколькими неделями позже… Отец часто приходил нас проведывать, и я очень хорошо помню, что он был чрезвычайно весел. Сестры мои жили рядом с нами, и мы то и дело играли и катались по всем комнатам и лестницам в санях, т. е. на опрокинутых креслах; даже моя матушка принимала участие в этих играх".
      Конечно, Царя Николая тяготили воспоминания окружающих о противостоянии его отца и бабки. Он писал:         "Императрица Екатерина скончалась 6-го Ноября того же года; при ее жизни все мои братья и сестры всюду неотлучно за нею следовали; таким образом мы, разлученные с отцом и матерью, мои сестры и я, оставались на попечении графини Ливен, уважаемой и прекрасной женщины, которая была всегда образцом неподкупной правдивости, справедливости и привязанности к своим обязанностям и которую мы страшно любили. Мой отец по вступлении на престол утвердил ее в этой должности, которую она и исполняла с примерным усердием.
    Обязанности ее, при жизни Императрицы, были тем более тяжелыми, что отношения между сыном и матерью были часто натянутыми и она, постоянно находясь между обеими сторонами, только благодаря своей незыблемой прямоте и доверию, которое она этим внушала, умела всегда выходить с честью из этого трудного положения".

     Графиня Ливен, о которой вспоминает Николай Первый, явно оказала на него славное влияние. Не меньшее место в его жизни занимала и Евгения Васильевна Лайон, шотландка по национальности, как звал ее воспитанник – "няня-львица". "Женщина с сильным характером, очень привязанная к своему воспитаннику, она смогла внушить ему в первые же годы жизни понятия о долге, чести, о рыцарских добродетелях". "Няня-львица" была первой, кто научил Николая главным молитвам – "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся", она же учила ребенка складывать пальцы при крестном знамении. "Энергичная, добрая, нежная, уверенная в своей правоте, Евгения Васильевна была единственным человеком, кто мог возразить Императрице или пойти наперекор Павлу Петровичу" .
      Еще одно, по словам самого Императора, "драгоценное" его воспоминание - это встреча с Суворовым, произведшая огромное впечатление на маленького мальчика. "Я находился в Зимнем дворце, в библиотеке моей матери, где увидел оригинальную фигуру, покрытую орденами, которых я не знал; эта личность меня поразила. Я его осыпал множеством вопросов по этому поводу; он стал передо мной на колени и имел терпение мне все показать и объяснить. Я видел его потом несколько раз во дворе дворца на парадах, следующим за моим отцом, который шел во главе Конной гвардии".

     Конечно, Николай рано начал понимать, что он – сын Императора. Уже на втором году жизни он стал познавать, что такое придворный этикет. "Согласно придворному этикету, обязанности представительства начались для Николая на втором году жизни. Уже тогда он участвовал с сестрой Анной в польском танце и присутствовал при поздравлениях родителей по случаю рождения их сына Михаила".

      Но при этом детям Павла Первого никто не мешал быть детьми. Маленькие – Николай, Михаил, Анна – были очень дружны между собой, они постоянно играли вместе. И конечно их любопытство и воображение, как и у большинства детей, находило пищу во всем ярком, пышном, необычным. Например после коронационных торжеств в Москве, когда на Престол взошел Александр Первый, его братики и сестричка принялись играть в Коронацию. Для Анны, "Императрицы", сооружали "карету" из стульев и кресел, дети выряжались в "бриллианты" - подвески с люстр, облачались в "царские мантии" из лоскутов материи.

     Вообще детство Николая Первого – детство обычного мальчишки, что и сам он преминул отметить в записках: "Образ нашей детской жизни был довольно схож с жизнью прочих детей, за исключением этикета, которому тогда придавали необычайную важность".

     Обучение Николая, как уже было принято у Романовых, началось в том возрасте, который мы называем дошкольным. К восьми годам он читал и писал под диктовку по-французски, читал по-русски Псалтырь, знал четыре правила арифметики.

     Это был спокойный, усердный, усидчивый ребенок, хотя изредка он поддавался порывам вспыльчивости и гнева. Ему нравились занятия, требующие сосредоточенности, терпения. Даже в играх Николая очень привлекало изображать часового, терпеливо стоять в карауле, охраняя сон брата и сестры.

     Маленький Николай очень любил рисовать. Особенно любил рисовать мальчик крепости и батальные сцены. Он вообще рано пристрастился к любым играм и занятиям, связанным с военной тематикой, например, первой игрушкой будущего Императора Николая, которую он запомнил, было деревянное ружье. Солдатики были вообще замечательными – в их фигурках в точности копировались форма и вооружение русских полков. А впоследствии Николай Первый коллекционировал оловянных солдатиков, и специалисты утверждают, что по этой обширной коллекции вполне можно изучать историю военного костюма.

     С детства Николай проявлял жгучий интерес к крепостям, он рисовал их, возводил из земли укрепления – впоследствии уже ни у кого не оставалось сомнений, что будь Николай обычный юношей – наверняка стал бы талантливым инженером-строителем.

     Даже строгая дисциплина, введенная наставником Ламздорфом, который позволял себе сечь Царских детей, воспринималась Николаем на манер военной – как должное. Но он был мальчиком волевым и упрямым, никогда не менял своего мнения под давлением, и его чуткая натура страдала от грубости воспитателя-солдафона, тем более, что развитый ум ребенка требовал пищи – и не получал ее. Обида на Ламздорфа сохранилась у Николая Павловича на всю жизнь, и он говорил про наставника: "Бог ему судья". В воспоминаниях взрослого человека проскальзывает горечь: "… моя родительница, как нежнейшая мать, пеклась об нас двух с братом Михаилом Павловичем, не щадя ничего, дабы дать нам воспитание, по ее убеждению, совершенное. Мы поручены были как главному нашему наставнику генералу графу Ламздорфу, человеку, пользовавшемуся всем доверием матушки; но кроме его находились при нас 6 других наставников, кои, дежуря посуточно при нас и сменяясь попеременно у нас обоих, носили звание кавалеров. Сей порядок имел последствием, что из них иного мы любили, другого нет, но ни который без исключения не пользовался нашей доверенностью, и наши отношения к ним были более основаны на страхе или большей или меньшей смелости. Граф Ламздорф умел вселить в нас одно чувство - страх, и такой страх и уверение в его всемогуществе, что лицо матушки было для нас второе в степени важности понятий. Сей порядок лишил нас совершенно счастья сыновнего доверия к родительнице, к которой допущаемы мы были редко одни, и то никогда иначе, как будто на приговор. Беспрестанная перемена окружающих лиц вселила в нас с младенчества привычку искать в них слабые стороны, дабы воспользоваться ими в смысле того, что по нашим желаниям нам нужно было, и должно признаться, что не без успеха".

     Такая откровенность в записках Императора не случайна – он вспоминал свое детство, анализировал методы воспитания, которые были применяемы к нему, выявлял ошибки, делал выводы. Один из них прямо совпадает с тем, что писала когда-то Екатерина Вторая: "Страхом воспитать нельзя".

     "Генерал-адъютант Ушаков был тот, которого мы более всех любили, ибо он с нами никогда сурово не обходился, тогда как гр. Ламздорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом - страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум".

     Конечно, что хорошего может быть в таком наставничестве? Не удивительно ли, что последствия оказались довольно грустными? - "В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и я думаю не без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко гр. Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков".

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42091
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #10 : 06 июня 2016, 14:06:36 »
Александр I
Детство, образование, воспитание.
   
    Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия.  Целых тринадцать лет, с 1783 по 1796 год, Лагарп прививал Александру "свой дух, свои идеи и планы". Какой это был дух, какие идеи и планы можно видеть из того, что когда началась французская революция, "Лагарп с великим интересом следил за ее развитием, но, мало того, он начал принимать в ней активное участие, какое только можно было из далекого Петербурга: он писал во французской печати статьи, дискутировал и полемизировал..."
     А Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам.
   "Юный Александр, - пишет С. Платонов, - вместе с Лагарпом мечтал о возможности водворения в России республиканских форм правления и об уничтожении рабства". "...В умственной обстановке, созданной Лагарпом, - пишет С. Платонов, - Александр действительно шел в уровень с веком и стал как бы жертвою того великого перелома, который произошел в духовной жизни человечества на рубеже XVIII и XIX столетий. Переход от рационализма к ранним формам романтизма сказался в Александре сменою настроений, очень характерною. В его молодых письмах находим следы политических мечтаний крайнего оттенка: он желает свободных учреждений для страны (Constitution Libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу он видит в том, чтобы привести государство к идеальному порядку силой законной власти и затем от этой власти отказаться добровольно. Мечтая о таком "лучшем образце революции, Александр обличает в себе последователя рационалистических учений XVIII столетия. Когда же он предполагает, по отказе от власти уйти в сентиментальное счастье частной жизни "на берегах Рейна" или меланхолически говорит о том, что он не создан для придворной жизни, - перед нами человек новых веяний, идущий от рассудочности к жизни чувства, от политики к исканию личного счастья. Влияние двух мировоззрений чувствуется уже в раннюю пору на личности Александра и лишает ее определенности и внутренней цельности".
     Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.
http://alexander-vtoroi.narod.ru/index2.html

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42091
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #9 : 06 июня 2016, 13:58:00 »
Екатерина II

Происхождение

    Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше). Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

Детство, образование и воспитание

     Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фикхен (нем. Figchen — происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).

    В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=116

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42091
    • Просмотр профиля
Re: Материалы для сборника
« Ответ #8 : 06 июня 2016, 13:49:57 »
Елизавета Петровна (воспитание и образование)

     Елизавета родилась в селе Коломенском 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву, желая отметить в старой столице свою победу над Карлом XII; за ним везли шведских пленных. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь», — сказал он. Петр нашел Екатерину и новорожденного младенца здоровыми и на радостях устроил пир.   Он очень любил свою младшую дочь и звал ее Лизеткой и даже назвал так парусник, на котором плавал в Балтийском море.

     Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елизавета уже обращала на себя внимание своею красотой. В 1717 году обе дочери, Анна и Елизавета, встречали Петра, возвращающегося из-за границы, одетыми в испанские наряды. Тогда французский посол заметил, что младшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасной. В следующем 1718 году введены были ассамблеи, и обе царевны явились туда в платьях разных цветов, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Кроме лёгкости в движениях, она отличалась находчивостью и изобретательностью, беспрестанно выдумывая новые фигуры. Французский посланник Леви замечал тогда же, что Елизавета могла бы назваться совершенной красавицей, если бы у неё волосы не были рыжеваты.
   Детство и юность она провела в подмосковных селах Преображенском и Измайловском, благодаря чему Москва и ее окрестности остались ей близкими на всю жизнь. Отца в детстве видела редко, когда же и мать уезжала в Петербург, воспитанием будущей императрицы занималась сестра отца, царевна Наталья Алексеевна, или семья А.Д. Меншикова.
   
     Во всём остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, приличного систематического образования она так никогда и не получила. Время её было заполнено верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей красотой.

      Образование ее ограничилось обучением танцам, светскому обращению и французскому языку; уже, будучи императрицей, она  очень удивилась, узнав, что "Великобритания есть остров". В зрелости она превосходно говорила по-французски, знала по-итальянски и немного по-немецки, умела казаться сведущей и остроумной в беседе.

http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=111

 
.