Просмотрел и прочитал (изучил) статью.....Красным выделил мои добавки.
К вопросу о введении в практику и развитии метапредметов
Педагогика прошла через многие методы (главные направления) образования человека – от грамматико-переводного через прямой, аудиовизуальный, проблемный, коммуникативный к сознательно-практическому. Это движение особенно четко прослеживается при исследовании методик обучения иностранному языку и математике.
К 80-ым годам прошлого века стало понятно, что ни один из них для образования в школе и ВУЗе в чистом виде существовать не может. Тогда и появился сознательно-практический метод, который мы сейчас называем более емким словом - комплексный.
В конце 70-х, начале 80-х годов в некоторых учебных заведениях нашей страны началась работа по индивидуальному подходу к обучающемуся, внедрению компьютера и изучению проблемы «педагогика сотрудничества» в образовательном процессе.
В 1990 году был основан научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование», который продолжил изучение и внедрение в практику вышеназванных тем, а также начал разработку новых, подсказанных временем. Среди последних – принцип непрерывного образования (извеcтного также как lifelong), который осуществляется у нас на «дистанции» Школа-ВУЗ.
Концепция, с которой ее автор организовывал Школу-ВУЗ «Современное образование» и которая за 25 лет деятельности преобразовывалась согласно движению ЖИЗНИ, является в настоящее время некой экосистемой, где все разнообразные элементы соотнесены друг с другом. В то же время в ней существует ядро, каковым в настоящее время является личностно-деятельностный подход (обучение личности в деятельности) и комплексный метод.
В данной статье (серии статей) речь пойдет о последних (2012 – 2015 г.г.) наработках Школы-ВУЗа - внедрение в практику и развитие метапредметов: Интернет-поиск, Интернет-книга, Интернет-тетрадь, ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность).
Как известно, образование человека раздроблено на отдельные учебные предметы. Удобный в прошлом, в настоящее время такой подход не отвечает требованиям действительности. В мире неопределенности, сложности и разнообразия человеку нужны объемная картина, разнообразный набор знаний, навыков, умений, компетентностей. Более того, о нем надо позаботиться как о личности – рассмотреть его, развить в нем определенные качества. В общей системе концепции Школы-ВУЗа нижеследующие предметы работают конкретно и результативно.
Интернет-поиск. Обучение поиску, анализу и систематизации в Интернете необходимой информации. Примерный план занятия: а) постановка темы (проблемы); б) самостоятельный поиск учащимися ее решения через разнообразные поисковые средства, ресурсы, поисковые слова и словосочетания (запросы); в) обработка полученной информации и нахождение оптимального варианта; г) отработка полученных знаний и умений на других темах и проблемах самостоятельно.
Интернет-книга. Обучение работе с информацией с помощью электронного текста. Задачи, которые ставятся на занятии, аналогичны задачам, которые ставятся перед учащимися при работе с печатным текстом. В Школе-ВУЗе «Современное образование» занятие проходит в «ретро-интерактивном кабинете», где учащемуся предоставляется возможность одновременной работы с обоими видами текста – электронным и печатным.
Интернет-тетрадь. Использование компьютера для обучения письменной речи. Приемы обучения аналогичны приемам обучения письменной деятельности на бумажном носителе. Одним из перспективных видов деятельности учащегося, работающего в Интернет-тетради, является выполнение домашнего задания самостоятельно.
ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность). Научить анализировать экономические, политические, исторические, геополитические события. Научить систематизировать («складывать») полученную разрозненную информацию в целостную картину мира. Научить видеть целостность «мировой карты» как системно, так и фрагментально. Научить увидеть взаимосвязь тех и или иных событий, которые на первый взгляд не связуемы.
Предмет, введенный в работу с целью обучения человека самостоятельно держаться на поверхности информационного пространства.
Более подробно о каждом из проектов и результатах их реализации мы расскажем в следующих статьях.