ДЛЯ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
Научная группа под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко, начиная с 1990 года, разработала технологию метапредметного обучения («мета» – означает «стоящее за»).
По мнению Н. ГРОМЫКО, заместителя директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидата философских наук, метапредметное обучение - одна из самых эффективных технологий сегодня.
Смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру В этом заключена метапредметная суть образования.
Цель метапредметного образования – самореализация ученика. Что делают метапредметы? Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично.
У молодого человека должно быть сформировано политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.Такую задачу решают метапредметные технологии.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин.
Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века.
Профессионалы XXI века - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами.
Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, потому возникают новые требования к педагогу XXI века.
Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.
Как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения и был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.
Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам.
В нескольких московских школах (в частности, в московской школе №1314) уже проводится эксперимент по преподаванию таких метапредметов, как «Проблема», « «Знак», «Знание» «Смысл», «Россия в мире»
Вот как строится преподавание на метапредмете «Проблема»:
Допустим, вы работаете на уроке истории или обществоведения с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, вы можете показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий.
И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.
Любое понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. На базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота.
Метапредмет « «Знак»:
Допустим, учащийся освоил способ решения задачи на основе соотношения трех параметров на материале математики. Чтобы проверить, насколько глубоко учащийся освоил этот способ, ему предлагают решить тот же тип задачи на соотношение трех параметров уже на материале химии или физики. Если учащийся распознает, что это тот же тип задачи, быстро находит способ, которым надо ее решать, то можно сказать, что это средство (таковым в данном случае выступает способ) учащимся действительно освоено как средство универсальное - матапредметное.
Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.
Метаурок активно использует такие методические формы, как:
• Дискуссии с метапредметными комментариями.
• Коллективная игра в мыслительный эксперимент.
Метапредмет «Россия в мире» :
Используя литературу, историю, в целом русскую культуру, необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Старшеклассник должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение. Историю нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.
Метапредмет «Проблема»
Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.
Метапредметное обучение - это еще и реальная возможность повысить качество образования.