Автор Тема: Английские традиции  (Прочитано 72623 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #133 : 02 ноября 2016, 23:29:11 »
Boggle

Игра была изобретена Алланом Туроффом. Она выходит в продажу под торговыми марками фирм Parker Brothers и Hasbro.

Скраббл может быть бесспорным королем в мире словесных настольных игр, но Boggle, безусловно, наступает ему на пятки своей абсолютно веселой манерой и умением увлечь. Разработанная Алланом Туроффом эта словесная портативная настольная игра является очень простой в освоении. 
Начиная с 1972 года, для игры в Boggle используется стандартная (4 × 4 или чуть больше 5 × 5) сетка и буквенные кости, в которой игроки пытаются найти слова из последовательности рядом стоящих букв.

Складывать слова можно по диагонали, вертикали и горизонтали. Каждое слово должно состоять не менее чем из трех букв. Нельзя записывать имена собственные, аббревиатуры; предлоги и союзы тоже не считаются.

Boggle это отличная игра, которую можно использовать во время путешествия на поезде или в самолете. Если вы хотите практиковать свой английский без формальностей традиционного обучения – игра Boggle именно то, что вам нужно.





Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 42371
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #132 : 02 ноября 2016, 22:36:08 »
Любимая игра  нашего Yemi - Scrabble — «рыться в поисках чего-либо», в которой он соревнуются (и равных ему в ней пока нет) в образовании слов с использованием буквенных деревянных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов. В русскоязычной среде известна также под названиями «Эрудит».

О! Я обожаю эту игру! И вообще все игры, связанные со словами или буквами!

Оффлайн asdfg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5012
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #131 : 01 ноября 2016, 19:51:11 »
  Какие еще игры?
Любимая игра  нашего Yemi - Scrabble — «рыться в поисках чего-либо», в которой он соревнуются (и равных ему в ней пока нет) в образовании слов с использованием буквенных деревянных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов. В русскоязычной среде известна также под названиями «Эрудит».
we all have secrets...

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7729
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #130 : 01 ноября 2016, 17:03:48 »
  Какие еще игры?

Оффлайн Кристюшa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 104
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #129 : 01 ноября 2016, 16:27:33 »
Sanora, американцы придумали




В 1934 году в разгар Великой депрессии Чарльз Дэрроу (англ. Charles B. Darrow) из Германтауна, штат Пенсильвания, показал представителям компании Паркер Бразерс (англ. Parker Brothers) проект игры Монополия. Проект был отклонен из-за «52 ошибок в дизайне», но это не остановило безработного Чарльза, который решил выпустить игру своими силами.
В 1935 году с помощью друга Чарльз Дэрроу изготовил и продал 5000 самодельных копий «Монополии» в универмаге Филадельфии. Через некоторое время он уже не мог справляться с возросшим спросом, и решил снова обратиться к представителям Паркер Бразерс. Монополия вошла в историю — уже в 1936 году она стала самой продаваемой игрой в США.
На сегодняшний день число играющих в Монополию перевалило за полмиллиарда человек. В мире проводятся коммерческие соревнования (в том числе мировые чемпионаты) по игре Монополия с существенными призовыми фондами.






Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7729
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #128 : 01 ноября 2016, 11:02:48 »
  Основателями каких настольных игр являются англичане?

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #127 : 27 октября 2016, 20:27:03 »
Камера Обскура, Эдинбург


В этом музее можно окунуться в мир оптических явлений и различных трюков. Основным и самым старым выставочным экспонатом считается камера-обскура. Ее установили на верхнем этаже. «Фишка» этого оригинального прибора состоит в том, что он, луч света, проецируемый на стоящий в темном помещении экран, позволяет увидеть все основные улицы и площади столицы Шотландии. Для сравнения увиденного через проектор, можно посетить открытую смотровую площадку и насладиться неповторимыми видами воочию.


Другие помещения расскажут о многочисленных новинках техники, познакомят посетителей с цветовыми и световыми эффектами, объяснят принципы их действия и историю появления. Кто увлекается историей, обязательно заинтересуется старинными фотографиями Эдинбурга. В стенах этого музея есть плазмосфера с молнией, интереснейшие голограммы, а также изображения, которые искажены с помощью разных способов. Наиболее привлекательным моментом для туристов является то, что многие экспонаты интерактивны, что дает возможность наглядно изучить оптические свойства различных предметов.


Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #126 : 26 октября 2016, 00:51:20 »
Стоунхендж

Огромные камни, курганы, рвы, ямы и валы – уже на протяжении многих столетий Стоунхендж вызывает интерес у историков, астрономов, астрологов, которые выдвигают различные теории причин его происхождения и предназначения. Расположено сооружение в Уилтширском графстве в Великобритании. По последним данным его строительство началось приблизительно в 1900 г. до н. э. (в конце каменного века), а закончилось через три столетия (при этом его три раза перестраивали). Учитывая, сколько лет и столетий было потрачено на постройку Стоунхенджа, количество задействованных людей (по некоторым данным – не меньше тысячи) и усилий, возникает вопрос, зачем возводили Стоунхендж в Великобритании.



Сначала его строительство приписывали друидам. В Средневековье большинство людей верило, что воздвиг его Мерлин за одну ночь после победы бриттского короля над саксами. Во времена Возрождения историки решили, что друиды воздвигнуть такую постройку не могли, поэтому построили её, скорее всего, римляне. Сейчас некоторые учёные убеждены, что данная постройка – это место захоронения королевы Боадицеи. Тем более что здесь были обнаружены остатки древних людей, за версией учёных, которые принадлежали 240 представителям местной элиты. При этом большая часть человеческих костей относится к 2570-2340 гг. до н.э., а самые старые старше ещё на одно тысячелетие.



Большинство исследователей склоняются к мысли, что постройки такого типа были не только ритуальными, но и астрономическими сооружениями, поскольку здесь могли усиленно изучать другие планеты, звёзды, восходы и закаты. Затмения небесных светил всегда вызывали у наших предков неоднозначную реакцию – они их попросту боялись. Потому по одной из гипотез, Стоунхендж в Великобритании построили именно для того, чтобы вовремя предупреждать о возможной опасности.

http://awesomeworld.ru/udivitelnye-mesta/stounxendzh.html

Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #125 : 24 октября 2016, 15:12:41 »
Традиции и праздники Великобритании


Новогодние традиции Великобритании

В Англии. Как только раздается 12 ударов, то англичане бегут открывать заднюю дверь дома (старый год уходит) и открывать входную парадную дверь – чтобы успел войти и порадовать на весь год - Новый год.

Шотландия. Новый год здесь называют – Хогмани. В эту ночь горожане катят по улицам горящие бочки,  сжигая так старый год и освобождая место для нового. Еще местные жители очень трепетно относятся к 1-му гостю на 1 января. Обычно первый гость, вступив в дом, молча идет к камину - сердцу дома - и кидает туда уголек, и только потом уже звучат пожелания и поздравления. Первого гостя – угощают обязательно. Шотландцы к новому году пекут торт – песочный, круглый, обильно украшенный конфетами, миндалем и цукатами.

Уэльс. За новогодний стол местные фермеры приглашают всех тех, кто трудился и старательно работал при сборе урожая.

Рождественские традиции в Великобритании

На Рождество в Великобритании традиций стараются придерживаться.  Все окна сельских домов в Великобритании на Рождество освещены свечами. Незадолго до праздника во многих деревнях женщины соревновались на лучшее украшение Рождественской свечи.

К традициям празднования рождества в Великобритании  относят, и рождественский обед, который включает традиционные блюда такие, как жареный гусь (в Уэльсе, Ирландии), фаршированная индейка (у англичан) или же плум-пуддинг.

Сохраняется еще старинный обычай украшать дом к Рождеству ветками вечной зелени – остролистом, плющом и др. По обычаю только в этот праздник, в канун Рождества, мужчины обладают правом поцеловать девушку, которая случайно остановилась под украшением из этого растения.

Сейчас к Рождеству украшают сладостями и разноцветными игрушками  - елку, на верхушке ее обычно устанавливают большую серебряную звезду или рождественскую фею.

Оффлайн Andrei1

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 958
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #124 : 21 октября 2016, 15:44:00 »
Мне вспомнился великолепный замок "Лидс" на юге Англии. Кроме самого замка публике предоставлен сад, озера и "лесной лабиринт" для любителей часами побродить.



Лидс, пожалуй, один из самых красивых и романтичных замков Англии. Это сказочное строение расположено на двух островах на реке Лен вблизи Медстоун и Кент, недалеко от Лондона.
Замок Лидс пережил длинную историю, которую можно проследить еще с девятого века, когда саксонский лорд построил поместье на одном из островов на реке. Норманнский дворянин Роберт де Кревкер, основал каменное сооружение в 1119 году. В 1278 году средневековой замок перешел в руки английской монархии. Король Эдуард I и его жена, Элеонора Кастилия, достроили здание, придав ему большую часть современного вида. В течение следующих трех веков своей истории, романтичный замок Лидс был домом для многих средневековых королев Англии.
Самым известным владельцем стал король Генрих VIII, который внес свои дополнения в структуру, превращая ее из крепости в королевский дворец для своей первой жены Екатерины Арагонской. В более близкие нам времена он использовался для встречи президента Египта и израильского министра иностранных дел в 1978 году.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #123 : 20 октября 2016, 21:26:48 »
Национальный парк "Сноудония" Уэльс

Расположенный на западном побережье острова Великобритания, охватывающий более 2 тысяч квадратных километров великолепных ландшафтов, Сноудония – это не только крупнейший национальный парк Уэльса, но и обширная обитаемая территория, где живут и работают около 26 тысяч человек.




 Сноудония может похвастаться самыми высокими горами и самым большим естественным озером в Уэльсе.
Эта прекрасная местность тесно связана с историей и культурой валлийского народа – половина населения Сноудонии до сих пор говорят на валлийском языке, которому сложно соперничать с быстро распространяющимся английским. Этот парк – родина многих знаменитых валлийцев, за что жители Уэльса называют его «обителью орлов».



Название парка дано в честь высочайшей горы Уэльса Сноудон: живописный пик имеет симметричную форму пирамиды, возвышаясь на 1085 метров над уровнем моря. Это имя происходит от древнего английского языка и переводится, как «снежный холм». Хотя горы – не единственная достопримечательность этого заповедника: на его территории можно найти более ста озер, несколько рек и множество горных ручьев, болотистые равнины, системы дюн на побережье и даже вересковые пустоши – Сноудония славится природным богатством. В недрах этой живописной земли покоятся залежи глинистых сланцев, широко использующихся в производстве Уэльса.


Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #122 : 17 октября 2016, 21:13:46 »
Такие интересные английские традиции и обычаи

Англичане — нация домоседов. Они говорят: «Мой дом — моя крепость» и не любят, чтобы соседи вмешивались в их жизнь. Англичане предпочитают небольшие дома, рассчитанные на одну семью. Камин — сердце английского дома. В то время как жители других стран ходят по вечерам в кафе или коктейль-бары, англичане предпочитают собираться в гостиной и сидеть у огня, обсуждая события прошедшего дня. Во многих домах можно и сегодня встретить камины, иногда с колоннами по бокам и верхней полочкой, где стоят часы, зеркало или семейные фотографии.


Британцы любят садоводство и обожают о нем говорить. Они могут обсуждать методы выращивания огурцов или рассказывать о своем уникальном цветнике, так не похожем на остальные. Иногда британцы выращивают растения в ящике за кухонным окном или в саду у дома. Они очень любят цветы.

По выходным те, кто живут в крупных городах, любят выезжать на природу. Каждый англичанин любит проводить время в загородном доме с садом и розовыми кустами у крыльца — на свежем воздухе, вдали от суеты, в тишине и покое.
Те, кто остаются дома, стараются сделать все дела, которые не успели сделать за неделю. Кто-то в субботу утром ходит по магазинам, кто-то занимается хозяйством — стиркой и уборкой. Кто-то посещает спортивные мероприятия или сам занимается спортом.
Субботний вечер — подходящее время для вечеринок, танцев, походов в кино или театр.
В воскресенье после завтрака англичане работают в саду, гуляют с собакой, посещают паб. По воскресеньям принято приглашать друзей и родственников на чай.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38348
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #121 : 16 октября 2016, 17:13:14 »
В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом (фетр, сукно, замша, кожа, велюр, шерсть и пр.). В первой половине XVII века англичане выбирали желтые, коричневые, белые и черные шляпы. Женщины в Англии носили чепцы, капюшоны, капоры, платки, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих шапочек дамы надевали крупные «пуританские» шляпы.

 В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.
В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.

С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.
В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны. С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. Во время загородных прогулок их допускалось использовать в качестве корзинки для цветов. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.

Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями.

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7729
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #120 : 16 октября 2016, 16:42:51 »
Если про английские традиции, то хотелось бы больше знать о внешнем виде, о головных уборах.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: Английские традиции
« Ответ #119 : 11 октября 2016, 15:43:34 »
The rights and wrongs of modern manners
A history of social etiquette explores how we came to be so polite. And so rude
:yes:

By Henry Hitchings


Over the past couple of years, I have been working on a book about manners. When I have mentioned this to friends and acquaintances, the most common response has been, “Oh yes, 'Manners makyth man’ and all that.”
This suggests how tired a lot of our thinking about manners has become. The motto chosen more than 600 years ago by William of Wykeham for the school he founded – Winchester – and for its Oxford sibling, New College, seems dignified but limited. Nobody who regurgitates it is suggesting that this is all there is to manners. Yet fresh discussion of the subject tends to congeal into dollops of received wisdom.
My plan was to examine the history of manners, rather than complaining about their current deterioration or setting out a personal vision of what it means to be polite. I was keen to examine where this array of behaviours comes from – and supplement my historical digging with anthropology and a little neuroscience.
I focused on English manners (and not even the broader question of British manners) as a way into larger issues: how manners relate to class, the importance of language as a social lubricant, and the idea of manners as protection – not just from others, but also from ourselves. At the same time, English manners illuminate the essence of Englishness: its historical and geographical peculiarities, and also smaller quirks, such as the masochistic delight in queuing.
As far back as we can trace, notions of proper conduct have been shaped by individuals, rather than by committee. Their starting point has been behaviour at mealtimes, which is seen as a reliable indication of how people are likely to behave elsewhere.In the 12th century, King David I of Scotland promised tax rebates to any of his subjects who could learn to eat their food more elegantly. According to the chronicler William of Malmesbury, the initiative was English in origin: David had grown up at the court of Henry I, and there “the rust of his native barbarism had been polished away”.
Move forward to the 15th century and there is a trenchant contribution to the field from John Russell, an usher to the Duke of Gloucester. Russell was an advocate of restraint; he saw the value of muffling our primal urges. If you had an itchy back, for instance, you weren’t to claw at it as if trying to dislodge a flea, no matter how great the irritation.
Guides of this kind assumed a male audience. The first for a specifically female one was not published until 1631 – and was written by a man. (Only in the 19th century did it become common for guides to women’s conduct to be written by women.) Richard Brathwait’s The English Gentlewoman set out a narrow idea of politeness: a lady should avoid “variety and inconstancy” in her attire, notwithstanding the instruction to be “fashionably neat”.
From Brathwait, we get a sense of honour as something moderate rather than expansive. By the Renaissance, a ruling class of warriors had given way to one made up of courtiers: they associated social ease with fluency yet also with evasiveness, and paid attention to tiny differences in behaviour and appearance – a proclivity that Sigmund Freud would call “the narcissism of small differences”.
New ideas of polite behaviour came mainly from abroad. The Dutch scholar Erasmus was particularly influential, offering a wealth of precise advice: to cough in order to mask flatulence, for instance, and not to giggle at private jokes or puff out the cheeks (a sign of disdain).
There were Italian influences, too, most notably that of Baldassare Castiglione. His Book of the Courtier (translated into English in 1561) may now seem glib, yet it is alert to matters that feel modern: the need to control one’s space, the theatrical nature of public life. More practically, in 1608, the traveller Thomas Coryat saw forks being used in Italy – by individuals, not as communal implements. He brought one back to England and was mocked for using it.
Coryat’s affectation would catch on amid the ceremonial excesses of the Restoration period, and would not disappear in the more relaxed 18th century. “Our manners sit more loose upon us,” wrote Joseph Addison in the Spectator in 1711, and his contemporary, the Earl of Shaftesbury, spoke of politeness as “amicable collision”. Much of this collision was nocturnal. The spread of street lighting – introduced to London in the 1680s – made it easier to socialise after dark. In towns, even if not in the country, the night became a time for leisure.
There is a rich English tradition of devising schedules to turn leisure hours into near-military performances. “Nothing is more hopeless than a scheme of merriment,” claimed Dr Johnson with typical pungency, but it was his sometime antagonist Lord Chesterfield who prevailed, promoting just such schemes. Chesterfield also popularised that cramped word “etiquette”, and thanks to his influence it became usual to think of manners as something schematic, quite separate from morals.
In Victorian times, the formulae of polite conduct were accessories of social mobility. Guides to etiquette proliferated. Many of what to us seem timeless features of English etiquette were Victorian innovations: the conventions of mourning dress, faith in the stiff upper lip, and the notion that silence is golden (a Swiss proverb made widely known by Thomas Carlyle). Another Victorian legacy is the contraction of “I am sorry” to “sorry” – an adjective cut off from the person who is feeling the sorrow.
In Victorian England, it became usual to speak of manners as if of a series of traps for the unwary. Today there is perhaps no name more closely linked with the avoidance of such traps than Debrett’s. Its website pronounces it “the modern authority on all matters of etiquette, social occasions, people of distinction and fine style”. But Debrett’s A-Z of Modern Manners betrays the tone of 21st-century angst. It bursts with advice that would have seemed mystifying 20 years ago, such as “Trust your fake tan to the professionals” and “Don’t be an online bore”.
Today, technology has become the main provoker of anxiety about manners. Traditionally, manners have percolated down to the young from their elders. But when it comes to modern communications technology, the reverse applies. It used to be a standard joke among my parents’ generation that they left it to their digitally adept children to set the timer on the VCR. Now we live in a world where such incompetence is costly.Throughout electronic culture, young people dictate protocol. As a result, public life can feel loud and disjointed, preoccupied with the ephemeral. At home, too, children often determine the mood, with parents appearing almost deferential.
So is this a harbinger of the end of days? It’s certainly easy to see signs of a decline in formality and restraint. Yet as new forms of sociability develop, so do new standards of conduct. Our world poses challenges unimagined by our grandparents. The ways in which we negotiate these challenges often seem graceless, but modern manners are a work in progress.
Pondering this, I am reminded of the following quotation: “There being now nothing in our constitution to give due check to our bad manners, their natural consequences must have their full effect, and we run the greatest risk of going to destruction.”
Those words were written by Robert Wallace, a scholar of population. In 1758.


 
.